Общероссийский гражданский проект

Москва и москвичи

Общероссийский гражданский проект

Москва и москвичи


Этнические стереотипы

в средствах массовой коммуникации


13 марта 2020 года в ГБУ г. Москвы «Московский дом национальностей» в залах № 4, 3б состоялся семинар «Этнические стереотипы в средствах массовой коммуникации» в рамках проекта ГБУ «МДН» «Информационная политика в поликультурном пространстве столицы». На мероприятии присутствовали члены Комиссии по информационной политике Совета по делам национальностей Правительства Москвы, представители этнических средств массовой информации, студенты московских ВУЗов.

Председатель Комиссии по информационной политике Совета по делам национальностей Правительства Москвы, председатель Всероссийского Конгресса этножурналистов Д.Р. Садыхбеков в своем выступлении раскрыл связь этностереотипов и межкультурного общения, а также их влияние на освещение межнациональной тематики. Слушателям были представлены различные определения коммуникации российских и зарубежных ученых. Так, Ч. Кули понимает под коммуникацией механизм, благодаря которому становится возможным существование и развитие человеческих отношений. Согласно П. Смиту, К. Бэрри, А. Пулфорду коммуникация – акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека. По А.Б. Зверинцеву и

А.П. Панфиловой, это специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

Были раскрыты типы коммуникации: межличностная, межгрупповая, внутригрупповая, профессиональная, массовая, межкультурная. Эксперт подробно остановился на межкультурной коммуникации. К этому типу относится коммуникация между представителями различных культур, которые предполагают непосредственные и опосредованные формы общения.

Также Садыхбеков Д.Р. выделил некоторые препятствия, мешающие эффективной межкультурной коммуникации: допущение сходств, языковые различия, ошибочная интерпретация символов и жестов при невербальном общении, предубеждения и стереотипы, стремление оценивать, напряжение.

Далее эксперт раскрыл понятие стереотипа, в частности этнического, и рассказал об истории его изучения. В 20-х гг. XX в. американские ученые рассматривали стереотип как отрицательное, но неизбежное явление. В советской науке изучение стереотипов началось в 60-х гг. Сейчас исследования на эту тему очень популярны не только в социологии, но и в психологии, лингвистике, этнографии, поэтому в современной научной сфере существует множество различных определений. Д.Р. Садыхбеков дал слушателям семинара общее определение: стереотип – это относительное представление о мире, которое зависит от того, в какой культуре вырос человек.

Докладчик отметил, что для эффективной коммуникации коммуникаторы должны понимать особенности восприятия мира друг друга и этот навык особенно важен для работы журналиста. Если человек не обладает таким навыком, возникают препятствия в виде искаженной интерпретации речи, что порождает негативные чувства. В пример

Д.Р. Садыхбеков привел различные интерпретации жестов в некоторых странах.

Причинами возникновения этнических стереотипов, по информации эксперта, являются: воспитание, внутригрупповое общение, непосредственный контакт с представителем этноса, защитная реакция сознания на перегрузку информацией о новой культуре. В этностереотипы входят представления: о внешности, о поведении или черте характера.

Говоря о средствах массовой коммуникации, докладчик отметил, что они также являются причиной возникновения стереотипов, в том числе этнических. Одна из причин в том, что для большинства людей пресса, радио и телевидение, блогосфера остаются авторитетным источником информации, в итоге мнение СМИ становится мнением общества. Вместе с тем, в этом процессе формируются как положительные, так и отрицательные стереотипы. Чтобы формировать положительное мнение, необходимо рассказывать обществу о национальных героях и авторитетных, известных деятелях.

В конце выступления Д.Р. Садыхбеков дал рекомендации для эффективной межкультурной коммуникации и профессиональной журналистской работы: относиться к представителю другой культуры и религии с уважением; не судить о чуждых ценностях и убеждениях; помнить о том, что формирование других культур проходит в разных условиях; стремиться понять особенности формирования компонентов национальной культуры, в частности, традиционной кухни, одежды и т.д.; не обращать внимания на акцент и, самое главное, помнить, что никакие научные исследования не подтверждают превосходство одной культуры над другой.

Директор Центрального бюро информационной безопасности, член Союза журналистов СССР, секретарь Союза литераторов России С.В. Кириченко представил доклад на тему «Массовые коммуникации и современное общество». В нем эксперт обратил особое внимание на современную деятельность средств массовых коммуникаций, в том числе на освещение межнациональных отношений. В частности, С.В. Кириченко отметил некомпетентность некоторого числа журналистов и отсутствие у них самоцензуры. В дополнение к предыдущему докладу, ссылаясь на научную литературу, эксперт подчеркнул, что стереотипы в целом, как и психология людей, не меняются, и представителям средств массовой информации важно правильно работать с этим социологическим явлением для предотвращения искажения миропонимания и возникновения конфликтов, в том числе межнациональных.

После выступлений экспертов представители корейских, азербайджанских и киргизских средств массовой информации поделились опытом работы с этностереотипами.

В конце мероприятия между участниками состоялась дискуссия, по итогам которой Д.Р. Садыхбеков дал некоторые рекомендации по развитию профессиональных качеств у учащихся ВУЗов, необходимых для освещения межнациональной тематики. В частности, эксперт предложил студентам поездки по российским регионам в рамках образовательного процесса, а также создание своих этнических СМИ, блогов, объединений.

Проведение подобных мероприятий в рамках проекта ГБУ «МДН» и их освещение в СМИ в целях укрепления межнациональных отношений между народами, проживающими в Москве, способствует профилактике и противодействию экстремизма в городской среде и информационном пространстве.

Велькина Зинаида

журнал

Москва и москвичи

Свидетельство о регистрации СМИ

ПИ-ФС1-01836 от 21 июня 2005 г.

О НАС

mos.info@list.ru

+7 (495) 979-03-01

Отправляя письмо или набирая номер, Вы соглашаетесь

с Положением об обработке персональных данных

Ждем писем, звонков и предложений

журнал


"Москва и москвичи"


Свидетельство о регистрации СМИ


ПИ-ФС1-01836 от 21 июня 2005 г.



Политика конфиденциальности

mos.info@list.ru


+7 (495) 979-03-01

Отправляя письмо или набирая номер, Вы соглашаетесь

с Положением об обработке персональных данных

 © 1997-2024