Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    ALMA MATER

МАМИ: БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

Как известно, история развивается по спирали, и если события 90-х стали для российской автомобильной промышленности настоящей катастрофой, то сегодня, пожалуй, можно говорить о начинающемся восстановлении отечественных производств в этой отрасли. Адаптируясь к изменившимся условиям работы, предприятия автопрома должны преодолеть целый ряд препятствий, главное среди которых — отсутствие кадров, чья профессиональная квалификация отвечала бы современным требованиям. В целях решения этой проблемы МГТУ «МАМИ» — основной «поставщик» специалистов для автопрома формирует новую концепцию образования.

За свою почти 150-летнюю историю, пройдя долгий путь развития от небольшого ремесленного училища до престижного университета, МГТУ «МАМИ» не раз проводил в своих стенах образовательные реформы, благодаря которым его выпускники оставались востребованными работодателями, получая знания, соответствующие актуальным потребностям отечественной автомобильной и тракторной промышленности. В советский период ситуация в данной сфере производства была относительно стабильной, и за это время сформировалась образовательная традиция, которая в одночасье утратила состоятельность после кризиса 90-х. МГТУ «МАМИ» столкнулся с необходимостью кардинальных преобразований.
«Сегодня наша основная задача — выработка механизма обучения и воспитания будущих сотрудников автомобилестроительных фирм и сферы обслуживания, чьи знания, навыки и представления позволят поднять отечественный автопром на должную высоту, — утверждает ректор МГТУ «МАМИ» Андрей Владимирович Николаенко. — Прежде чем приступить к формированию новых принципов образования, мы намерены произвести мониторинг предприятий целевой отрасли и анализ их потребностей в кадрах и квалификации специалистов».
С целью определения, каким должен быть современный работник автопрома, 2 октября этого года на базе МГТУ «МАМИ» прошел семинар-совещание «Кадры и инновационный потенциал автомобильной и тракторной промышленности России», на котором присутствовали представители наиболее авторитетных автомобилестроительных фирм, Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ, а также окружной администрации и Федерального агентства по образованию. По результатам обсуждения, дальнейшая деятельность «МАМИ» должна быть направлена в первую очередь на разработку и внедрение инновационных образовательных технологий с широким использованием мультимедийных и телекоммуникационных средств обучения, исходя из запросов современного рынка автомобильного производства и услуг.
По итогам семинара, на сегодняшний день приоритетными специалистами для автопрома являются работники, обладающие фундаментальными знаниями в области экологии, экономики, утилизации, сертификации и сервиса автомобиля. Новые условия требуют от профессионалов владения широким спектром навыков — каждый дизайнер или конструктор должен в то же время быть менеджером, чья квалификация позволит вести проект на всех стадиях — от эскиза до продажи изделия. Большое внимание МГТУ «МАМИ» намерен уделить целевой подготовке и переподготовке преподавательских кадров по специальным дисциплинам технических колледжей и техникумов.
«Переподготовка требуется не только преподавателям среднего звена, но, отчасти, и педагогам «МАМИ», ведь в большинстве своем это люди, чьи представления сформировались в рамках иного менталитета, — полагает Андрей Владимирович. — Мы стараемся стимулировать их к профессиональному совершенствованию, создавая «денежную» мотивацию. Работа тех педагогов, кто вводит и продвигает инновационные программы, использует в учебном процессе современное оборудование, актуальные способы подачи материала, оплачивается по повышенному коэффициенту; новаторство учитывается и при назначении премий. Но, конечно, административные меры в полной мере не применяются — как всякий вуз, мы придерживаемся определенных академических свобод».
Для «борьбы» с преподавательским консерватизмом в МГТУ «МАМИ» создана специальная служба, занимающаяся оценкой деятельности профессорско-преподавательского состава: отдел управления качеством и комиссия по социально-воспитательной работе. Деятельность педагогов оценивается по целому ряду критериев — в первую очередь, это наличие переработанных учебных планов, качество усваимости материала студентами. Для оценки последнего, помимо экзаменационных протоколов, применяется метод анкетирования студентов. Учитывается также количество научных трудов, участие педагога в семинарах и конференциях. «Это принципиально новые для нас методы, и пока система в стадии апробации, — отмечает ректор. — Расстановка акцентов и выделение определяющих критериев еще впереди».
По мнению участников семинара, дальнейшая работа МГТУ «МАМИ» должна проходить в сотрудничестве с входящими на российский рынок зарубежными автомобильными фирмами для получения целевых заказов на специалистов, а также организации сквозных циклов практики и изучения конкретных технологий и оборудования.
«В частности, вуз заключил договор о таком сотрудничестве с фирмой «Hyundai», строящей новый большой завод в Санкт-Петербурге, — поясняет Андрей Николаенко. — Теперь наши студенты имеют возможность пройти практику в корейском университете Ульсана, где расположена основная производственная площадка компании. Не секрет, что материально-техническая база большинства российских технических университетов отстает по ряду компонентов от аналогичных зарубежных вузов, и это создает определенные трудности для освоения технических разработок мирового уровня. Использование современной технологической базы центра — стендов, тестирующих устройств, специально подготовленных учебных образцов автомобилей с раскрытыми для изучения отдельными системами и элементами — позволяет эффективно осваивать новейшие технические решения, например, системы диагностики и управления двигателем, трансмиссией, подвеской. Кроме того, два университета будут сотрудничать в сфере развития автомобильных технологий посредством реализации совместных исследовательских проектов».
Как гласит девиз «МАМИ», «Salus patriae — suprima lex» («Благо отечества — высший закон»), и подготовка специалистов, способных вывести российское автомобилестроение на мировой уровень — основная задача университета. По убеждению экспертов, применение опыта зарубежных коллег и создание собственных инновационных образовательных методик в конце концов сформируют из нынешних студентов тот самый «креативный класс» общества, усилия которого превратят отечественный автопром из объекта насмешек в объект национальной гордости.

Татьяна ЩЕПАТОВА

№ 9-10, 2008 г.

№ 9-10, 2008 г.

Не бывает весны без октябрей

Гостиница "Ленинградская": век нынешний и век минувший

Вотчина государей

Сергей Чеблаков: "Главное - определить вектор развития на многие годы вперед"

Измайловское "созвездие"

Во времени и пространстве

Вячеслав Тимофеев: улучшая достигнутое

Ивановская "триада"

"Мой двор": зайти и остаться

Простые истины Арама Франгуляна

С "Тамарой" по жизни

ОАО "МОС ОТИС": создавая безбарьерную среду

"Столичные окна": второе рождение

Поступь "Красной зари"

Владимир Зотов: "Все для молодых, но вместе с молодыми"

Почта России: быстрее, выше, сильнее

Развивая АПК

Алексей Шулус: "На нашем знамени должно быть начертано: Человек, Развитие, Справедливость"

МАМИ: большая перемена

Объединение ради развития

"Лицом к городу": программа в действии

Михаил Джабиев: "Все новое и важное приходит к нам из Москвы"

Ольга Левина: "Кто сказал, что бильярд мужская игра?"

Праздник бильярда в Кремле

Поздравляем с юбилеем!

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.