Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

ГОСТИНИЦА "ЛЕНИНГРАДСКАЯ": ВЕК МИНУВШИЙ И ВЕК НЫНЕШНИЙ

ЛенинградскаяГостиница «Ленинградская» — одно из самых ярких архитектурных сооружений столицы в стиле сталинского классицизма — после реконструкции стала первым в России отелем международного класса мировой сети «Хилтон», имееет четыре звезды и получила новое название «Хилтон Москоу Ленинградская». Впрочем, для москвичей она остается просто «Ленинградской», как и в старые добрые времена поражая красотой фасадов и роскошью интерьеров.

Невозможно себе представить облик Москвы без высоток, возведенных советскими архитекторами в стиле сталинского классицизма, расцвет которого пришелся на послевоенный период. Довоенные же «сталинки» отличала, в основном, небольшая этажность (4-6 этажей), они строились из кирпича, а их стены оштукатуривались. Классическую строгость зданий подчеркивал сдержанный декор фасадов — пилоны и пилястры. Как правило, именно такими сооружениями застраивались главные городские магистрали и площади не только в Москве, но и в других городах страны.
После Великой Отечественной войны облик столицы начал заметно меняться — застройку города стали рассматривать как единое целое. Именно в это время появились проекты, тяготеющие к широким градостроительным решениям, что привело к общему увеличению этажности рядовой застройки и необходимости нового силуэтного решения города — возведению новых пространственных ориентиров.
Интересно, что одним из таких масштабных градостроительных проектов явился проект строительства Дворца Советов в кольце высотных домов. Идея сооружения такого Дворца возникла еще в 1922 году на I-ом съезде Советов, принявшем декрет о создании Союза Советских Социалистических Республик. В 1931 году с одобрения И. В. Сталина был организован Всесоюзный открытый конкурс на лучший архитектурный проект Дворца Советов, который по Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года планировалось возвести на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Близость войны заставила временно отложить реализацию задуманного. В 1947 году работы возобновились, но в силу разных обстоятельств проект Дворца Советов так и не был осуществлен, а идея строительства многоэтажных домов воплотилась в жизнь. У истоков этого строительства стоял архитектор Д. Н. Чечулин (автор двух высотных проектов), с 1945 года — главный архитектор г. Москвы, в архитектурных кругах имевший прозвище «высотник».
три вокзалаВо многом высотные здания столицы отражали идею мощного, победившего фашизм и устремленного к новым свершениям государства, не уступавшего по красоте и современности архитектуры крупным городам Европы и США. Идейным вдохновителем рождения многоэтажных зданий в Москве был В. И. Сталин: «Мы выиграли войну и признаны во всем мире как великие победители. Мы должны быть готовы к приезду в наши города иностранных туристов. Что будет, если они пойдут по Москве и не увидят никаких небоскребов? Их сравнения с капиталистическими столицами могут быть не в нашу пользу»… Кроме того, высотные здания должны были стать композиционными центрами для формирования архитектурных ансамблей главных площадей Москвы, являясь также доминантами единого городского ансамбля.
В январе 1947 года, когда страна лежала в послевоенных руинах и все силы, казалось бы, необходимо было бросить на восстановление народного хозяйства, Сталин подписал постановление Совмина «О строительстве в городе Москве многоэтажных зданий», в котором разработка проектов и их реализация поручалась ведомствам, располагавшим своими строительными базами, — Министерству внутренних дел, Министерству строительства военных и военно-морских предприятий, Министерству путей сообщений, Министерству авиационной промышленности.
ЛенинградскаяВсе восемь московских высоток были заложены одновременно — 12 сентября 1947 года, в день празднования восьмисотлетия Москвы. По этому случаю в разных районах города состоялись торжественные митинги, на месте строительства были установлены кирпичные столбики с памятной плитой, ознаменовавшей это событие.
В результате столицу СССР украсили семь высотных зданий — «Семь сестёр»: здание Министерства иностранных дел России (МИД) на Смоленской площади, возведенное самым первым; главное здание МГУ на Воробьевых горах; жилые дома на Котельнической набережной и Кудринской площади; административно-жилое здание на площади «Красные ворота» с выходом станции одноименного метро; здание гостиницы «Ленинградская» на Комсомольской площади и, наконец, здание гостиницы «Украина». Проект восьмого высотного здания в Зарядье осуществлен не был — на его месте позднее была построена гостиница «Россия».
Фактически строительство высоток началось в 1949 году. Это объяснялось тем, что проектов на момент закладки зданий еще не существовало. Проектирование велось параллельно со строительством, и изменения в проект вносились иногда прямо на строительной площадке. Интересно, что по первоначальному плану, опубликованному в печати летом 1949 года, большинство зданий не имели шпилей. На вершине МГУ предполагалось установить скульптуру, плоскую крышу имело здание на Смоленской площади, дом на площади Восстания заканчивался цилиндрическим восьмигранником. Однако Сталин, активно интересовавшийся новым строительством, предложил завершить высотки остроконечными навершиями, которые должны были венчать пятиконечные звезды.
ЛенинградскаяРеализация проекта требовала больших капиталовложений и велась в режиме строгой секретности. Первоначально все столичные высотки являлись гражданскими сооружениями. Однако, по распоряжению Л. П. Берии, который курировал все высотное строительство в столице, помещения в подземной части были использованы для решения стратегических целей. Быть может, поэтому деятельность представителей прессы в освещении процесса строительства строго регламентировалась и согласовывалась с соответствующим Управлением. Именно по этой причине сохранилось крайне мало фотоматериалов с рабочими моментами возведения высоток, на строительстве которых, кстати, активно использовался труд советских заключенных. С этим фактом связана одна интересная история: при возведении верхних этажей главного здания МГУ строителей-заключенных оставляли без охраны; предоставленные сами себе, двое из них умудрились сконструировать дельтаплан (!), на котором благополучно вырвались на волю...
Решение о строительстве высотной гостиницы на Каланчевской улице было принято 25 сентября 1947 года. Проектирование, которое велось с 1947 по 1949 гг., было поручено архитектору Л. М. Полякову, члену-корреспонденту ВАА, и архитектору А. В. Борецкому. Автором конструкции является Е. В. Мятлюков, работавший в содружестве с инженерами А. И. Васильевым и А. Н. Строгановым.
ЛенинградскаяУчасток, отведенный под строительство гостиницы, был передан в ведение Министерства военных и военно-морских предприятий СССР, которое и должно было выстроить на нем высотное здание. В задании на проектирование гостиницы 1947 года отмечалось, что «пропорции и силуэт здания должны быть оригинальны и своей архитектурно-художественной композицией должны быть увязаны с исторически сложившейся архитектурой города и силуэтом будущего Дворца Советов. В соответствии с этим проектируемые здания не должны повторять образцы известных за границей многоэтажных зданий». Далее прописывались требования к номерам гостиницы с развернутой характеристикой (планировалось 350 мест гостиничных номеров разной комфортности), исходя из понимания удобства и престижности высотных сооружений того времени.
Небольшая (0,54 га) площадь участка, выделенная для реализации проекта, была учтена авторами, которые спроектировали компактный башенный объем, обращенный узким главным фасадом в сторону Комсомольской площади с тремя расположенными на нем вокзалами и акведуком. В результате строительства были снесены два жилых дома по ныне исчезнувшей Домниковской улице.
При строительстве гостиницы «Ленинградская» — так же, как и при строительстве других высоток, проектировщики и строители столкнулись с проблемой водонасыщенных зыбких грунтов. Московские грунты вообще мало предназначены для любого высотного строительства, не был исключением и участок в районе Каланчевки. Почвы здесь были насыщены плывунами, так как эту местность в древние времена пересекали речки Рыбинка и Чечера (к моменту строительства отведенные под землю).
ЛенинградскаяКаждый раз проблема водонасыщенных грунтов в столице решалась по-разному. Так, при строительстве высотки на Лермонтовской площади применялся метод замораживания грунтов, а при строительстве гостиницы на Комсомольской площади, впервые в строительной практике, искусственное свайное основание было осуществлено способом вибронабивки. «С поверхности в грунт забивались большие металлические трубы, имевшие на конце чугунный наконечник. Когда труба доходила до прочного несущего грунта, забивка прекращалась, в трубу вставлялся металлический каркас (в будущей свае он играл роль скелета), и труба сверху заполнялась пластичным бетоном. Потом труба захватывалась специальными приспособлениями, и копер уже не ударами, а обратными встряхивающими рывками постепенно извлекал ее из грунта, оставляя в грунте набитую, но еще сырую, неотвердевшую железобетонную сваю. Пластичный бетон затвердевал через несколько дней и приобретал необходимую прочность».
Кроме фундамента на свайном основании, в конструктивной части здания использован стальной каркас, воспринимающий все вертикальные и горизонтальные нагрузки, а также сборные железобетонные плиты перекрытий этажей. Стены здания сложены из дырчатого (для облегчения веса стены) кирпича с облицовкой из плит естественного камня.
Архитектурно-художественное оформление фасада целиком подчинено башенной композиции основного объема и имеет ярко выраженную трехчастную композицию. Нижняя шестиэтажная часть является основанием для прямоугольного объема четырехгранной башни в тринадцать этажей. Объем, завершающий сооружение, состоит из трехэтажного куба, являющегося как бы основанием для восьмигранной башни, переходящей в 24-метровый шпиль. Четко выраженное вертикальное членение зрительно увеличивает высоту здания, которое завершается шпилем шатровой конструкции с навершием в виде композиции из звезды и обрамляющих ее золотых колосьев (композиция завершения в целом напоминает орденскую, видимо, созданную по подобию с воинскими наградами Отечественной войны).
ЛенинградскаяПрообразами башенной композиции гостиницы можно считать объем и композицию фасадов Казанского вокзала, чья многоярусная башня княжны Сююмбеки долгое время оставалась высотной доминантой площади. Будучи совершенно оригинальным произведением, здание гостиницы, несомненно, впитало черты архитектуры башен Московского Кремля, Сухаревой башни, Меньшиковой башни и других башенных построек старой Москвы.
Прорисовку деталей фасадов и декора основных интерьеров выполнили архитектор А. Г. Рочегов и художник М. А. Энгельке.
В отделке фасадов использованы керамические блоки, цвет и фактура которых имитирует природный камень. Из блоков природного камня выполнены пилястры и декоративные элементы между оконными проемами, сандрики над входами и арками, межэтажные и венчающие карнизы. Оконные простенки из армированного бетона, декорированные декоративной розеткой, окрашены в темно-кирпичный цвет. Верхняя часть главного портала (от 6-го этажа до шпиля) облицована глазурованной керамической плиткой красного цвета с зелено-желтым отливом. Грани шпиля выполнены из черного металла и окрашены в зеленый цвет.
Репрезентативный портал главного входа в гостиницу богато украшен сложными многопрофильными карнизами, стилизованными раскрепованными фронтонами, висячими гирьками и пинаклями, «возвращающими» к архитектуре нарышкинского барокко, к баженовской архитектуре Петровского путевого дворца, к Царицыно с его готическими мотивами. Крестовый, обильно украшенный красно-золотой росписью внутренний свод портала напоминает роспись кремлевских покоев палат Московского Кремля. «Красное теремное крыльцо» ведет во входной вестибюль, темно-синие своды которого покрыты золотыми узорами.
От главного вестибюля на этажи ведут две симметричные лестницы, в декоре которых так же, как и в большинстве интерьеров гостиницы, использованы разного цвета дерево и мрамор. Окна украшают витражи с ромбической расстекловкой и рельеф со Святым Георгием Победоносцем. Лестницу освещает многоярусная люстра (самая длинная в мире), вывешанная в атриуме, образованном маршами.
Оформление внутреннего убранства проникнуто духом древнерусской, в том числе храмовой архитектуры, интерес к которой возродился в послевоенное время; здесь также использованы стилизованные элементы московского барокко, а в парадном вестибюле находится уникальная люстра, которая освещает семь этажей.
ЛенинградскаяИменно использование богатого архитектурного оформления фасада, многоцветие, применение разнообразных декоративных техник позволили авторам проекта гостиницы «Ленинградская» создать неповторимый архитектурный памятник. Тем не менее, в Решении Исполкома Моссовета «Об утверждении акта комиссии о приемке в эксплуатацию высотного здания гостиницы «Ленинградская» на Каланчевской улице» от 30 декабря 1955 года, указывалось, что в проекте и при строительстве здания гостиницы допущены «излишества и украшательства» как фасадов, так и интерьеров, определившее высокую стоимость строительства и последующей эксплуатации здания. К излишествам относилась отделка стен и коридоров ореховыми и дубовыми панелями, использование позолоты (бронзирования) в гостиничных холлах и трехкомнатных номерах, тяжелая и дорогая лепка на потолках, бронзовые светильники и люстры, золоченые металлические ворота и решетки перед лифтом. Кроме того, запланированное на 1953 год окончание строительства затянулось и пришлось на декабрь 1955 года.
В результате архитекторы Поляков и Борецкий были лишены званий лауреатов Сталинской премии, полученных ранее за эскизный проект здания. Более того, Поляков был освобожден от должности руководителя Архитектурной мастерской института «Моспроект». В своих воспоминаниях об отце дочь Полякова пишет: «… ожидали даже, что их отдадут под суд. Их спас А. И. Микоян, который на заседании Политбюро сказал: «Мы же сами давали им задания, поэтому не должны их наказывать»…
В настоящее время гостиница «Ленинградская» считается одной из самых интересных «сталинских» высоток, в которой сохранились интерьеры эпохи 50-60-х годов прошлого века (в 2006-2007 гг. здесь были проведены реставрационные работы; проект приспособления выполнен ООО «Архитектурное бюро Колосницына», рабочий проект — ООО «АРС»). Внутреннее оформление гостиницы столь неповторимо, что некоторые детали ее интерьеров занесены в Книгу рекордов Гиннесса, а само здание признано памятником мировой архитектуры, является объектом культурного наследия регионального значения и охраняется государством.

Ирина ПИЛИШЕК, искусствовед

№ 9-10, 2008 г.

№ 9-10, 2008 г.

Не бывает весны без октябрей

Гостиница "Ленинградская": век нынешний и век минувший

Вотчина государей

Сергей Чеблаков: "Главное - определить вектор развития на многие годы вперед"

Измайловское "созвездие"

Во времени и пространстве

Вячеслав Тимофеев: улучшая достигнутое

Ивановская "триада"

"Мой двор": зайти и остаться

Простые истины Арама Франгуляна

С "Тамарой" по жизни

ОАО "МОС ОТИС": создавая безбарьерную среду

"Столичные окна": второе рождение

Поступь "Красной зари"

Владимир Зотов: "Все для молодых, но вместе с молодыми"

Почта России: быстрее, выше, сильнее

Развивая АПК

Алексей Шулус: "На нашем знамени должно быть начертано: Человек, Развитие, Справедливость"

МАМИ: большая перемена

Объединение ради развития

"Лицом к городу": программа в действии

Михаил Джабиев: "Все новое и важное приходит к нам из Москвы"

Ольга Левина: "Кто сказал, что бильярд мужская игра?"

Праздник бильярда в Кремле

Поздравляем с юбилеем!

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.