Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    МОСКОВСКИЕ ХРОНИКИ

НЕ БЫВАЕТ ВЕСНЫ БЕЗ ОКТЯБРЕЙ

БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ
Наша столица установила новый мировой рекорд. Согласно данным, опубликованным недавно в журнале «Форбс», она оказалась самым дорогим в мире городом по стоимости предметов роскоши. Иными словами, богатым в Москве жить «хуже всего». Так, сутки проживания в отеле уровня «Ритц-Карлон» в Москве обходятся в 5000 долларов, а в Лондоне – «всего» 2800. Стоимость чашечки кофе в ресторане такого отеля начинается от 10 долларов и т. д.
Впрочем, наших миллиардеров, которых, по данным того же «Форбса», в столице проживает 74 человека, подобная дороговизна не особо смущает. Может быть, и потому, что на шоппинг они отправляются в Париж или Милан. Те же, кому в ближайшее время не грозит проживание в «Ритц Карлтоне» или покупка авто «Роллс-Ройс Фантом», могут особо не беспокоиться. По стоимости жизни «вообще» Москва находится на 38-м месте, уступая тому же Лондону или Нью-Йорку. В последнем, например, средняя потребительская корзина на 18 % дороже московской, а с учетом аренды жилья — на 28 %.
Не исключено, что в скором времени всем богатым в Москве придется еще «хуже». В ближайшее время, по мнению многих экспертов, столичная недвижимость может еще более вырасти в цене. Причем, в первую очередь речь идет о квартирах класса (и, соответственно, ценового диапазона) «выше среднего». Дело в том, что и федеральные власти, и Правительство Москвы с целью поддержки строителей во время кризиса нынешней осенью начали выкупать у застройщиков свободные квартиры эконом-класса. Первой государственную помощь получила группа компаний ПИК, а вслед за ней должны последовать «Главстрой», ДСК-1 и компания «Су-155». В общей сложности на приобретение жилья столичные власти планируют выделить до 40 млрд. рублей. Согласно существующим прогнозам, уже в следующем году доля городского заказа может составить до 70% от общего объема нового строительства. А строительным компаниям в условиях кризиса будет проще продать жилье государству. Пусть и со скидкой. В результате, оставшееся на свободном рынке жилье, и без того недешевое, еще более подорожает.
В то же время есть все основания надеяться, что экономический кризис никак не отразится на очередниках, переселенцах из сносимых пятиэтажек и прочих получателей жилья от столичных властей. Юрий Лужков, выступая на XI Международном форуме в Вене, пообещал спасти (от кризиса – ред.) «всех, кто полезен для города», подчеркнув при этом, что все социальные обязательства городских властей будут исполнены.
Без помощи Правительства Москвы не останутся и предприятия реального сектора экономики, а также малый и средний бизнес. Многие столичные «хозяйствующие субъекты» за последние годы брали кредиты как в российских, так и в западных банках. И теперь настало время отдавать долги. В этом году, по словам Ю. М. Лужкова, общая сумма платежей составит 45 млрд. рублей, а в следующем – без малого 100 млрд. А возможностей реструктурировать свою задолженность или перезанять в других банках в нынешних условиях, как несложно понять, будет намного меньше. Чтобы предотвратить банкротство «ценных для города» предприятий, столичные власти намерены выделить им специальные субсидии, а специальный фонд кредитования малого бизнеса готов взять на себя поручительство за фирмы, не имеющие достаточного залога. В общем, у Правительства Москвы есть все возможности помочь столичным предприятиям справиться с кризисом. Благо в этом году по объему своего бюджета (54 млрд. долларов) наша столица вышла на второе место в мире, обогнав Нью-Йорк и уступая лишь Токио.

АпельсинОТ МАЛОЭТАЖЕК ДО «АПЕЛЬСИНА»
Прошедший недавно в Манеже фестиваль «Зодчество-2008» стал очередным свидетельством того, что столичное правительство, невзирая на кризис, не собирается отказываться от собственных масштабных долгосрочных проектов. Так, по-прежнему будет реализовываться городская программа по строительству детских садов, в рамках которой, как известно, сдается по 100 новых объектов ежегодно.
Кроме того, набирает обороты и другая городская программа – по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов (норма — 50 ФОКов в год). Большинство из них будут строиться по индивидуальным проектам, поскольку существующие на данный момент типовые далеко не всегда «вписываются» в уже сложившуюся застройку. Вообще, проектирование социальных объектов все больше становится приоритетным направлением в работе столичных зодчих. В частности, среди авторов проектов дошкольных учреждений фигурирует и первый заместитель председателя Москомархитектуры Юрий Григорьев, представивший на фестивале макет здания детского сада в виде пчелиных сот.
На фестивале были также представлены проекты специальных малоэтажных домов для многодетных семей. Предполагается, что строить их будут, главным образом, за пределами МКАД на специально выделенных участках в Щербинке, Косине, Толстопальцеве, а также в Лианозове и в районе Ходынского поля. Уже в текущем году должны быть построены трехэтажные коттеджи общей площадью 40000 кв. метров.
Кроме того, в этом году должно начаться строительство совершенно нового города Светлый. В 17 км от МКАД, в районе Электроуглей, в течение ближайших трех-четырех лет планируется возвести 1,8 млн. кв. метров жилья примерно для 35 тысяч жителей. Затем появятся Большое Домодедово, город Коммунарка в Ленинском районе и т. д. Всего же в рамках специальной программы строительства малых городов в Подмосковье должно быть построено 12 новых населенных пунктов со всей необходимой инфраструктурой. Строительство будет вестись на средства из бюджетов разных уровней.
А саму Москву, согласно скорректированному Генплану развития города до 2020 г., предполагается разделить на две зоны. По словам главного архитектора столицы Александра Кузьмина, в первой из них будет разрешено любое строительство, а во второй, условно названной «зоной стабилизации», — лишь благоустройство и завершение, по мере необходимости, комплексной застройки. Нежилые объекты, включая и социально значимые, там возводиться не будут.
Как известно, актуализация Генплана должна завершиться в следующем году, после чего все основные принципы градостроительной политики будут закреплены законодательно.
Единственной (пока что) «жертвой» разразившегося финансового кризиса стал, если верить слухам, проект строительства комплекса «Апельсин». Презентация совместной разработки компании «Интеко» и Архитектурного бюро Нормана Фостера должна была состояться на XI Венецианской биеннале, однако ее отменили без объяснения причин.
Напомним, что в рамках проекта предусматривалось строительство на Крымской набережной, на месте нынешнего Центрального Дома Художника, здания общей площадью 80 тысяч кв. метров. На первом этаже должны располагаться гостиница, магазины и музей, а верхние этажи отводятся под апартаменты. Предполагалось также построить трехуровневую парковку и внутренний дворик с несколькими ресторанами и кафе.
Неожиданная отмена презентации породила волну слухов, также порой самых неожиданных. Согласно одному из них, едва ли не самому распространенному, компания «Интеко» вышла из проекта из-за вызванных кризисом финансовых затруднений. Правда, нельзя исключить, что в данном случае имеет место попытка выдать желаемое за действительное. Известно, что проект лорда Фостера был воспринят неоднозначно и вызвал многочисленные протесты со стороны архитекторов, деятелей культуры и искусства. Кстати, согласно другой версии, презентация была отменена руководством «Интеко» из-за нежелания раздражать общественное мнение. Как бы то ни было, пытаться сейчас определить, какая версия более «правильная», равно как и будущее самого проекта, – занятие бессмысленное.

Лужков и МедведевТРАНСПОРТНАЯ ГОЛОВОЛОМКА
В нынешнем октябре столичных автомобилистов постигла новая напасть. Если летом их «терроризировали» поджигатели, спалившие примерно 70 «железных коней», затем, в сентябре, «гринбомберы», разрисовывавшие зеленой краской неправильно припаркованные (в первую очередь на газонах) машины, то сейчас появился новый, неизвестный ранее вид хулиганов, обливающих авто кислотой. Два первых подобных случая были зафиксированы в Юго-Западном административном округе столицы.
Независимо от того, к чему именно стремились эти злоумышленники, главного они уже добились. А именно: в очередной (и не лишний!) раз привлекли внимание к проблеме «беззащитных» и, по сути, остающихся бесхозными автомобилей, оставляемых владельцами в любом мало-мальски пригодном для этого месте. Объемы гаражного строительства в столице постоянно растут, однако практика показывает, что простое увеличение машиномест в паркингах всех типов пока не привело и, скорее всего, не приведет к кардинальному улучшению ситуации.
Как известно, одна проблема влечет за собой другую. В данном случае оставленные где придется машины, особенно в центре, становятся одним из важных «пробкообразующих» факторов. Наиболее логичным в данной ситуации представляется ограничение доступа автомобилей в центральную часть города и всяческое содействие развитию общественного транспорта. Подобные меры способны принести реальные результаты. Так, в Лондоне, в свое время не меньше Москвы страдавшем от пробок, они были ликвидированы за несколько лет.
Похоже, именно к такому варианту решения транспортной проблемы постепенно склоняются и московские власти. И не только они. Например, за ограничение въезда автотранспорта в центр столицы недавно высказался заместитель начальника Департамента обеспечения дорожного движения МВД России Владимир Кузин.
Вообще ситуация на столичных дорогах настолько «запущенная», что даже выделение специальных полос для наземного общественного транспорта не позволит обеспечить нормальный график его движения. Да и не на всех магистралях можно выделить эти полосы. Поэтому основной акцент делается на развитии московской «подземки».
7 сентября этого года состоялось торжественное открытие станции «Славянский бульвар» на Арбатско-Покровской линии. Кроме того, до конца года должны начаться работы по строительству участка Калининской линии от «Новогиреево» до станции «Новокосино», которую планируется ввести в эксплуатацию в 2010 году. А в 2009 году должны быть открыты 5 новых станций метро. В их числе — «Мякинино», «Волоколамская» и «Митино» Арбатско-покровской линии, «Достоевская» и «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии. Всего же до 2015 года в Москве планируется ввести в эксплуатацию 79 км новых линий и 43 новые станции метрополитена. На эти цели в рамках программы развития Московского транспортного узла, ход реализации которой обсуждался в конце сентября на совместном заседании коллегии Министерства транспорта РФ, правительств Москвы и Московской области, потребуется 4 трлн. 900 млрд. рублей. Две трети этой суммы составят средства из бюджетов разных уровней.
Помимо новых линий и станций метро, в столице будут построены 33 транспортно-пересадочных узла, главное предназначение которых – облегчить людям пересадку с одного вида транспорта на другой. К настоящему времени построен транспортный узел возле станции «Калужская», возводятся ТПУ у станций «Сходненская» и «Тушинская», остальные проекты находятся в стадии разработки.
По существующим оценкам, в Москве требуется создать не менее 90 транспортно-пересадочных узлов. Однако и выполнение уже намеченных планов позволит заметно приблизиться к решению транспортных проблем. Причем, не только «пробочной», но и парковочной. Ведь на автостоянках при ТПУ днем могут оставлять свои машины те, кто пересаживается на метро, а ночью – автовладельцы из близлежащих домов.

Юрий МИТРОПОЛЬСКИЙ, Алексей БЕРЕЗИН

№ 9-10, 2008 г.

№ 9-10, 2008 г.

Не бывает весны без октябрей

Гостиница "Ленинградская": век нынешний и век минувший

Вотчина государей

Сергей Чеблаков: "Главное - определить вектор развития на многие годы вперед"

Измайловское "созвездие"

Во времени и пространстве

Вячеслав Тимофеев: улучшая достигнутое

Ивановская "триада"

"Мой двор": зайти и остаться

Простые истины Арама Франгуляна

С "Тамарой" по жизни

ОАО "МОС ОТИС": создавая безбарьерную среду

"Столичные окна": второе рождение

Поступь "Красной зари"

Владимир Зотов: "Все для молодых, но вместе с молодыми"

Почта России: быстрее, выше, сильнее

Развивая АПК

Алексей Шулус: "На нашем знамени должно быть начертано: Человек, Развитие, Справедливость"

МАМИ: большая перемена

Объединение ради развития

"Лицом к городу": программа в действии

Михаил Джабиев: "Все новое и важное приходит к нам из Москвы"

Ольга Левина: "Кто сказал, что бильярд мужская игра?"

Праздник бильярда в Кремле

Поздравляем с юбилеем!

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.