Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    СТОЛИЧНЫЙ БРЕНД

НОВЫЕ СТАРТЫ "МИКРОМАШИНЫ"

Первый американский президент Джордж Вашингтон писал: «Успех нужно измерять не положением, которого человек достиг в жизни, а теми препятствиями, которые он преодолел, добиваясь успеха». Это же изречение можно применить и ко многим предприятиям, которые прошли через эпоху перемен и теперь успешно работают, составляя элиту российского производства. Одно из таких предприятий – московский завод «Микромашина», выпускающий бытовые приборы под торговой маркой МИКМА.

Впервые наш журнал рассказал о «Микромашине» еще пять лет назад. Тогда завод возвращался к жизни, начинал набирать обороты. С тех пор многое изменилось. «Микромашина» – по-своему уникальное предприятие, но, тем не менее, его новейшая история отражает все те перипетии, которые прошло отечественное производство за несколько последних десятилетий.
Вспомним взлет в 70—80-е годы, когда продукция завода была практически в каждом доме. Люди постарше прекрасно помнят электробритвы, фены, машинки для стрижки, кофемолки с маркой МИКМА. Кстати, многие из тех приборов работают до сих пор. Потом наступила эпоха реформ. Рухнули связи со смежниками, с торговыми предприятиями, рынок наводнила импортная продукция. Тысячи специалистов уходили из производственного сектора не в силах мириться с мизерными окладами. Потом был дефолт 98-го года, который, с одной стороны, сильно ударил по российской финансовой системе, но с другой — позволил вздохнуть отечественным предприятиям. Резко подешевевший рубль, значительное сокращение импорта привели к тому, что наши заводы оказались конкурентоспособны, а их продукция снова стала востребованной.
Впрочем, уже тогда некоторые руководители чувствовали, что столь благоприятная обстановка продлится недолго, а значит необходимо искать новые пути развития. На «Микромашине» это тоже очень хорошо понимали. Здесь не только стали форсировать производство и обновлять модельный ряд, но и приступили к активному поиску партнеров среди ведущих западных производителей.
«Мы вели переговоры с целым рядом иностранных компаний, — вспоминает генеральный директор завода Дмитрий Сидоров, — но настоящий прорыв произошел тогда, когда о своей заинтересованности в российском партнере заявила компания Philips».
Такое решение крупнейшей европейской фирмы было далеко не случайным. Известно, что многие западные производители долгое время предпочитали переносить свое производство в Китай, а не в Восточную Европу и, тем более, не в Россию. Огромный рынок стран Дальнего Востока и копеечная рабочая сила представляли большой соблазн. Однако довольно скоро наступило разочарование. По свидетельству западных специалистов, китайцы берутся за все, дают заверения в том, что все работы будут проводиться идеально. Но на деле нередко оказывается, что конечный продукт, созданный в Поднебесной, не отвечает необходимым требованиям по качеству. Даже там, где западные фирмы пытаются отслеживать производственный процесс, дела идут не лучшим образом. Кроме того, за последние годы существенно выросли транспортные расходы. Сегодня в себестоимости конечной продукции их доля составляет около 20%. Если прибавить к этому таможенные пошлины, различные сборы и налоги, то выясняется, что китайская продукция оказывается не столь уж и дешевой. Поэтому компания Philips сместила акцент своих «географических» интересов в сторону Восточной Европы, в том числе — Российской Федерации…
«Общий знаменатель» голландская фирма и московкий завод нашли не сразу – прежде всего по той причине, что отечественное производство никогда не работало по той системе требований, которая существует в Европе. В результате Philips прислал на «Микромашину» собственных аудиторов, завод эту проверку выдержал и стал активно переводить свою работу на европейские стандарты. Специалисты «Микромашины» были командированы за рубеж, где прошли необходимый курс обучения. Весь этот процесс занял около двух лет. По словам руководителей московского завода, они со своей стороны достаточно быстро приняли новые условия, и такой длительный срок адаптации определялся не российской стороной.
Наверное, это не удивительно. Российская ментальность, которая всегда находилась на стыке Запада и Востока, оказалась более мобильной, более восприимчивой к новым идеям, а вот европейцам перестроиться было сложнее. Тем не менее, необходимые контракты были подписаны, и совсем недавно на «Микромашине» приступили к производству первого прибора – эпилятора марки Philips. На данный момент выпущено уже более 50 тысяч единиц. Интересно, что комплектующие этого эпилятора производятся не только за рубежом, но и в Москве. Пока данный проект – пилотный, но, по словам Дмитрия Сидорова, «завод уже в скором времени планирует значительно расширить ассортимент продукции, выпускаемой под маркой знаменитой голландской фирмы».
Более того, на «Микромашине» считают, что начало сотрудничества с компанией Philips стало исторической, поворотной точкой развития предприятия. Теперь уже сами голландцы пишут в своем корпоративном издании, что благодаря «огромной серьезности и ответственности сотрудников «Микромашины» появилась организация, которая ничем не уступает западноевропейским производствам».
Одновременно на московском заводе не забывают и о своих традиционных товарах, которые благодаря показателю цена—качество пользуются неизменным покупательским спросом. Сегодня продукцию под маркой МИКМА можно увидеть в самых различных магазинах страны — от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Кроме того, осуществляются поставки в страны ближнего зарубежья. В первую очередь это касается Белоруссии и Украины, но московские бытовые приборы можно встретить и в Прибалтике, и в Казахстане, и в других бывших союзных республиках. Ассортимент этой продукции постоянно расширяется, обновляется и модернизируется ее модельный ряд, причем речь идет как о технологических особенностях, так и о современном дизайне, а качество всех приборов марки МИКМА остается традиционно высоким.
Достаточно привести один пример. Не так давно в России тестировались различные кофемолки. Сначала их «обезличили», а потом передали специалистам. В результате из десяти самых популярных марок МИКМА заняла второе место, лишь незначительно уступив аналогичной кофемолке компании BOSCH, но опередив остальных именитых конкурентов. При этом надежность кофемолки и качество помола кофе оставалось отменным, а на первое место москвичам не дали выйти лишь отдельные конструктивные особенности. Однако, уже сейчас на заводе ведут работу по их модернизации.
Стоит добавить, что отдельные виды продукции «Микромашины» настолько популярны, что их, без всякого согласования с правообладателем, начали пиратски копировать в других странах, например, в Китае. Впрочем, заводчан это не удивляет: «Для нас высочайшее качество – это не просто стремление, — говорит Дмитрий Сидоров. — Это философия, это образ жизни».
На заводе изменилась даже сама атмосфера. Если еще пять лет назад большинство работников предприятия составляли люди пенсионного или предпенсионного возраста, то сегодня сюда активно потянулась молодежь. И дело не только в том, что выросли зарплаты (в столице при желании можно найти и более «хлебные» места), а в том, что у предприятия, а значит, и у его сотрудников, появились перспективы, стало просто интереснее работать. Коллектив сплотился и теперь представляет собой единый организм. Не случайно в корпоративном «уставе» «Микромашины», который определяет всю внутреннюю политику компании, есть такие строки:
«Мы как группа альпинистов, которая идет к вершине. Каждый знает свое дело и готов подставить плечо товарищу. У любого из нас своя жизнь, но когда мы вместе – мы в единой связке. Тот, кто идет впереди, кто ведет остальных, зависит от того, кто замыкает строй. Потому что если первый выбирает путь, то последний держит страховочный трос».

Игорь МИТЮШИН, Михаил АСИН

№ 5-6, 2008 г.

№ 5-6, 2008 г.

Лето больших надежд

Особняк Харитоненко: готика с видом на Кремль

Московская консерватория: 142 ступени вверх

Новая жизнь Ростокинского акведука

Выразительность света

Вторая молодость Ростокино

На земле, в море, в небе - всегда на высоте

Притяжение "Искры"

Репутация "Богатыря"

ЦКБ №2 им. Семашко: в ореоле мировой славы

Универсальный "ЗОНТ"

Душа "Туриста"

Чистый бизнес Анатолия Мозгова

Дать ход реформе

Ахмет Шарафетдинов: "ЖКХ - не площадка для неоправданных экспериментов"

Народный ФОК

Мастер-ОК на все руки

Гордость "Соколинки"

Дмитрий Белов: "Мы работаем в интересах всех москвичей"

"ИЗОКЪ": продолжая традиции

"ДОМ-ПЛЮС": элегантная защита

Дыхание истории

Сергей Мальцев: "Нужно смелее заглядывать в будущее, а не ориентироваться лишь на потребности сегодняшнего дня"

Новые старты "Микромашины"

Роман Голов: "Наша задача - подготовка кадров для инновационной экономики"

"Юная Москвичка" - сертификат в большую жизнь

Нотариат: свежий ветер

Вступить в наследство

Золотые имена российского бильярда

Ваше место - под солнцем

Николай Токарев: "Образованный актер способен на многое"

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.