Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    МОСКОВСКИЕ ХРОНИКИ

ЛЕТО БОЛЬШИХ НАДЕЖД

Детский мирПРОЩАЙ, ДЕТСТВО?
Первого июля закрылся на реконструкцию один из легендарных, без преувеличения, столичных магазинов – «Детский мир» на Лубянской площади. Интересно отметить, что еще до этого события отдельные эксперты и «представители общественности» начали бить тревогу по поводу будущего универмага, а в некоторых публикациях в СМИ даже появились утверждения, что судьба этого архитектурного памятника «не самая худшая для постсоветской Москвы».
Тревогу части экспертного сообщества, равно как и многих москвичей, можно понять. Как известно, горожане, в массе своей, недовольны размахом строительных и реставрационных работ в столице, прежде всего из-за связанных с этим чисто житейских, бытовых неудобств. Ну и, конечно, сам магазин давно уже стал своеобразным «музеем детства» для многих поколений советских людей. Это не опечатка – «Детский мир» был и остался символом именно советской эпохи, а в перестроечные годы утратил свою прежнюю «ауру». Так что далеко неслучайно, что в последний день работы универмага «проститься» с ним пришли преимущественно люди старшего поколения.
Наконец, опасения по поводу будущего «Детского мира» нельзя считать совсем уж безосновательными. Слухов на этот счет появилось довольно много. Планы модернизации здания варьировались от сноса до косметического ремонта. Говорили даже, что от полного разрушения универмаг спасло вмешательство ФСБ: руководство службы якобы опасалось, что при разборке здания появится возможность проникновения «посторонних лиц в системы секретных коммуникаций».
В конечном счете, компания-владелец магазина остановилась на проекте, предусматривающем полную модернизацию внутреннего пространства здания при полном сохранении его внешнего облика. Такой выбор был сделан исходя из нынешнего статуса «Детского мира» как памятника архитектуры. Объектом охраны является фасад здания, который будет отреставрирован. В частности, планируется восстановить выходящие на Лубянскую площадь трехпролетные лоджии-арки, застроенные в 1995 году. При этом и высотность, и этажность здания останутся прежними.
Генеральным проектировщиком реконструкции «Детского мира» стал известный в столице «Моспроект-2». Английская компания RTKL, специализирующаяся на проектировании торговых комплексов, разработала концепцию организации и дизайна внутреннего пространства магазина. В ближайшее время будет выбрана организация, которая займется ремонтными работами на фасаде.
Необходимость модернизации внутреннего пространства, приспособления его под стандарты современного торгового комплекса стала одной из главных причин реконструкции универмага. Хотя, конечно, за 50 лет здание заметно обветшало, а его инженерные коммуникации нуждаются в замене. Некогда самый технически оснащенный советский магазин к настоящему времени безнадежно устарел. Не только физически, но и морально. Ведь любой современный крупный торговый комплекс – это мультисервисный центр, в котором люди могут не только купить нужные им вещи, но и получить самые разнообразные услуги и даже приятно провести время. А «Детский мир» как был, так и остался советским универсальным магазином. Возможно, именно в этом и заключался секрет его привлекательности для части москвичей.
После реконструкции, по словам представителей компании «Сити-Галс», долгое время управляющей универмагом, общая площадь здания увеличится примерно на треть и составит 74 тыс. кв. метров, а площадь торговых залов вырастет вдвое и достигнет 38 тыс. кв. метров. При этом будет ликвидирована часть административных и складских помещений. Последние в современном торговом комплексе, при грамотно выстроенной логистике, попросту не нужны. В обновленном «Детском мире» появятся детский кинотеатр, ресторан, игровые площадки и аттракционные залы, а возможно – и детский театр. Кроме того, планируется создать специальный музей. Все работы, общая стоимость которых составит, по предварительным оценкам, 200 млн. долларов, планируется завершить к концу 2010 года.
Проект реконструкции «Детского мира», как обычно, вызвал многочисленные нарекания экспертов. Как уже отмечалось, некоторые из них опасаются, что в будущем «Детский мир» утратит привычный москвичам облик, как это уже произошло со многими архитектурными памятниками. Далее, проведение масштабных подземных работ в данном месте небезопасно, поскольку весь центр города давно уже «перерыт и пронизан пустотами». Наконец, появление нового крупного многофункционального комплекса в центре Москвы еще более затруднит и без того сверхплотное автомобильное движение. И ни строительство подземного паркинга, ни реорганизация движения на Лубянской площади не помогут. Впрочем, полемика в СМИ по поводу реконструкции «Детского мира» продолжается не первый год, все аргументы «за» и «против» хорошо известны. Так что нет смысла повторяться. Как говорится, будущее покажет.

ПланетарийЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – К ЗВЕЗДАМ
Похоже, история с продолжающейся вот уже много лет реконструкцией столичного Планетария приближается к своему благополучному завершению. На «хэппи-энд» позволяет надеяться в том числе и недавнее выступление Юрия Лужкова, пообещавшего, что здание не будет перепрофилировано. В нем не появятся ни офисы, ни бутики. «Планетарий станет центром познания Вселенной», — заявил мэр Москвы.
Как известно, Планетарий был построен в 1929 году и принадлежал Всесоюзному обществу «Знание», в начале 90-х гг. прошлого века был выкуплен частной фирмой, которая затеяла его грандиозную реконструкцию, а еще спустя несколько лет 61% акций планетария перешло в собственность Правительства Москвы.
В феврале этого года столичные власти, будучи не в силах дальше терпеть «разруху» в самом центре города (здание к тому времени довольно сильно обветшало), прекратили финансирование всех работ по реконструкции: партнеры не выполняли взятые на себя обязательства. А вскоре была инициирована процедура банкротства Планетария с тем, чтобы его здание перешло в собственность города. 13 мая Московский арбитражный суд признал ОАО «Московский планетарий» несостоятельным. По словам представителей столичной мэрии, процедура банкротства в данном случае представляет собой способ защиты интересов города. Для того чтобы не допустить продажи здания с молотка, все долги признанного несостоятельным акционерного общества выкупила одна из коммерческих структур, «близких к городским властям». И, как заявил недавно руководитель комплекса имущественно-земельных отношений Москвы Владимир Силкин, если удастся быстро решить все связанные с банкротством юридические вопросы, то уже в самое ближайшее время реконструкция планетария будет возобновлена. Сейчас уже выполнено около 80% всех необходимых работ. И с большой долей вероятности уже в конце будущего года «центр познания Вселенной» будет открыт для посетителей.

ПробкиПОМОЖЕТ ЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФОНД?
Нехватка парковочных мест давно уже стала в столице одним из главных «пробкообразующих факторов». В первую очередь это относится к гостиницам, крупным торговым комплексам и т.д. Достаточно вспомнить, что движение по Садовому кольцу возле Курского вокзала сильно затруднено из-за машин, оставленных где попало посетителями «Атриума». А торгово-развлекательный комплекс «Европейский», по сути дела, «запер» площадь у Киевского вокзала, все окрестные улицы и даже внутриквартальные проезды. Многие живущие поблизости люди неоднократно жаловались, что после открытия «Европейского» им стало намного сложнее припарковаться даже в собственных дворах.
Можно предположить, что то же самое произойдет и возле реконструированного «Детского мира», а также «освободившихся» недавно от лесов гостиницы «Москва», «Военторга», и, вполне возможно, Планетария. Строящиеся в рамках всех этих проектов новые паркинги, будь то подземные или «обычные», уличные, не в состоянии вместить машины всех приезжающих в эти заведения людей.
На остальных магистралях города ситуация чаще всего ничуть не лучше. В центре на многих улицах днем, а в спальных районах, наоборот, вечером, для проезда остается всего две полосы. А все остальные, равно как и газоны и тротуары, заставлены припаркованными автомобилями.
К решению гаражной проблемы столичные власти приступили уже давно, но достигнутые пока результаты не внушают особого оптимизма. Паркинги, конечно, строятся, но многие из них пустуют, а москвичи по-прежнему оставляют своих «железных коней» на улице. В лучшем случае – держат их в загромождающих дворовые территории ракушках. Это относится, кстати, и к владельцам машиномест в старых, еще советской постройки, гаражных комплексах. Расположены они, как правило, относительно далеко от дома, а следовательно, многим москвичам элементарно неудобно или некогда минимум два раза в день «бегать» до гаража и возвращаться из него домой.
Среди причин, тормозящих решение парковочного вопроса, помимо постоянно увеличивающегося количества машин в городе и дороговизны машиномест в гаражах, особенно недавней постройки, многие эксперты называют недостаточно эффективное управление ходом гаражного строительства. По словам одного из сотрудников аппарата стройкомплекса Москвы, пожелавшего остаться неизвестным, «при реализации программ гаражного строительства отсутствует единый центр, который курировал бы весь комплекс работ – от «нулевого цикла» до распределения средств, от строительства до управления объектами, остающимися в собственности города».
В настоящее время столичные власти обсуждают возможность создания такого «центра», а именно – Московского фонда содействия развитию гаражного строительства». По прогнозам самих сотрудников московской мэрии, этот фонд сможет построить до 2010 года 1130 новых паркингов вместимостью 361450 машиномест. Все они останутся в собственности города. А всего же, с учетом гаражей, строящихся частными инвесторами, в городе к тому времени появится 400 тысяч новых машиномест. Суммарные инвестиции в проект должны составить 359,7 млрд. рублей. Некоторые журналисты не преминули отметить, что строительство гаражей в рамках данного проекта обойдется столице дороже, нежели всей стране подготовка к Олимпиаде в Сочи. К тому же сейчас городу не хватает 1,7 млн. машиномест, и 400 тыс. вновь построенных не позволят полностью решить проблему.
С другой стороны, частные инвесторы не спешат вкладываться в строительство новых паркингов, и столичным властям приходится брать на себя всю ответственность за решение острейшей для города проблемы. К тому же не стоит забывать, что основной принцип любой стратегии – это концентрация ресурсов. В том числе и финансовых.

Андрей МИТРОПОЛЬСКИЙ

№ 5-6, 2008 г.

№ 5-6, 2008 г.

Лето больших надежд

Особняк Харитоненко: готика с видом на Кремль

Московская консерватория: 142 ступени вверх

Новая жизнь Ростокинского акведука

Выразительность света

Вторая молодость Ростокино

На земле, в море, в небе - всегда на высоте

Притяжение "Искры"

Репутация "Богатыря"

ЦКБ №2 им. Семашко: в ореоле мировой славы

Универсальный "ЗОНТ"

Душа "Туриста"

Чистый бизнес Анатолия Мозгова

Дать ход реформе

Ахмет Шарафетдинов: "ЖКХ - не площадка для неоправданных экспериментов"

Народный ФОК

Мастер-ОК на все руки

Гордость "Соколинки"

Дмитрий Белов: "Мы работаем в интересах всех москвичей"

"ИЗОКЪ": продолжая традиции

"ДОМ-ПЛЮС": элегантная защита

Дыхание истории

Сергей Мальцев: "Нужно смелее заглядывать в будущее, а не ориентироваться лишь на потребности сегодняшнего дня"

Новые старты "Микромашины"

Роман Голов: "Наша задача - подготовка кадров для инновационной экономики"

"Юная Москвичка" - сертификат в большую жизнь

Нотариат: свежий ветер

Вступить в наследство

Золотые имена российского бильярда

Ваше место - под солнцем

Николай Токарев: "Образованный актер способен на многое"

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.