Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    ДОСКА ПОЧЕТА

ВОЛШЕБНИК ДЕДОВ

И в наше прагматичное время иногда можно встретить настоящих волшебников — нужно только знать, где их искать. В одном из домов, затерянных в лабиринте старинных московских переулков, вот уже четверть века ежедневно происходят чудеса: обитающий там мастер, подобно известному сказочному персонажу, знает секрет, как оживить и научить говорить неодушевленные предметы из дерева и металла… Волшебство вершится в реставрационно-производственной мастерской музыкальных инструментов им. Е. Ф. Витачека при Московской Государственной Консерватории, а волшебника зовут Арнольд Владимирович Дедов. И хотя работает он в Москве, имя его известно не только в российской столице, но и далеко за ее пределами.

Мастер по ремонту и реставрации духовых инструментов, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Арнольд Дедов любит называть себя доктором: «Кларнеты, гобои, саксофоны — они ведь живые. Как люди, они болеют, и я их лечу — обычно посредством мануальной терапии и деликатного хирургического вмешательства».
О том, насколько это лечение эффективно, можно судить уже по одним только отзывам, «вывешенным» в интернете на Форуме саксофонистов. Например, по таким:
«Арнольд Владимирович! Я оценил Вашу работу и выражаю свое восхищение!!! Считаю, Вы заново создали инструмент. У нас (а я живу в Хельсинки) мастера, хоть и ездят учиться к Франсуа Луи де Леоне, и перекроют-то без души. А тут такое дело... Несть пророка в своем отечестве... Жили бы в Европе где-нибудь, к Вам бы очереди в километр стояли».
Или вот еще:
«Человек между делом построил новый саксофон, а не просто что-то отремонтировал. Если бы это сделал какой-нибудь американский мастер, рев бы стоял по всей планете. Не имея чести знать А. В. Дедова лично, я, тем не менее, выражаю огромное уважение столь талантливому Мастеру мирового класса»…
В чем же секрет волшебства? Как настоящий врач способен сделать заключение о состоянии больного по его внешнему виду, так и Дедов по звучанию инструмента безошибочно определяет любую неполадку в механике — в этом ему помогают обширные знания и солидный опыт, приобретенные за долгую творческую жизнь.
Он родился в 1939 году в Перми, в семье, никакого отношения к музыке не имеющей. Но, как известно, многое в нашей жизни решает случай.

ОТ КОТЛА ДО САКСОФОНА
О своем отрочестве Арнольд Владимирович вспоминает с некоторой долей грусти:
«Тогда, в послевоенные годы, мы жили и голодно, и холодно — маме, учительнице начальных классов, было трудно поднимать меня и брата. Поэтому по окончании восьмого класса я пошел туда, где кормили и одевали, — поступил в железнодорожное ремесленное училище на специальность котельщика по ремонту паровозов… Знаете, в паровозном котле есть такие болты, которые служат для укрепления конструкции. Нас учили монтировать эти детали: надо было раскалить их, вставить в готовые отверстия, а затем приварить»...
Талантливый человек талантлив во всем. Пойди Дедов по незатейливой «паровозной» стезе, он наверняка и на ней добился бы немалых успехов, но так случилось, что именно в период его ученичества в ПТУ организовали духовой оркестр. Правда, просуществовал он всего три недели, но этого времени хватило для возникновения Мечты. Юный Арнольд строил паровозные котлы, представляя себя, подобно тысячам других подростков, артистом на залитой светом сцене. И — в отличие от этих тысяч — он туда попал.
Когда в училище появился оркестр народных инструментов взамен распавшегося духового, Арнольд Дедов записался в него на домбру, чтобы получить хотя бы первичные знания о музыке. А вскоре в новом Доме культуры был объявлен набор в духовой оркестр, и будущий Мастер перешел туда, получив возможность учиться играть на деревянных духовых.
«Там я играл на всех инструментах — они все были мне одинаково интересны, — вспоминает Арнольд Владимирович. — Мы выступали на встречах ветеранов, на демонстрациях, поэтому и репертуар был соответствующий — в основном, марши. О плате за выступления вообще никогда и разговора не было — мы по-другому относились к своим занятиям, нежели нынешние музыканты-любители, которые, едва освоив инструмент, сразу ищут, где заработать. Все участники оркестра пришли туда, просто чтобы не быть на улице — ведь развлечений для молодежи практически не было».
Полвека назад страна переживала повальное увлечение духовой музыкой. Повсеместно создавались духовые оркестры, специализировавшиеся на исполнении как классического, так и эстрадного репертуара, и Пермь не была исключением. В середине 50-х годов здесь поселился известный композитор, джазовый пианист и теоретик джаза, в прошлом участник знаменитого утесовского коллектива Генрих Романович Терпиловский. Его эстрадный ансамбль четыре вечера в неделю вдохновенно играл перед сеансами в пермском кинотеатре «Победа» — там начинающий музыкант Дедов и познакомился с этим легендарным человеком.
«В ансамбле Терпиловского я впервые увидел саксофон, — продолжает мастер. — Набравшись смелости, попросил Генриха Романовича разрешить мне учиться на нем играть под руководством музыкантов группы. Так я вошел в этот коллектив и через какое-то время исполнял партии саксофона в некоторых произведениях, заменяя штатного саксофониста. Все свободное время я посвящал музыкальным занятиям, осваивал нотную грамоту, учил партии. В ансамбле Терпиловского я играл до самого своего отъезда из Перми — до 1962 года».

ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ!
В 1962 году на гастроли в Пермь приехал популярный коллектив «Веселые ребята», чьи песни, по сравнению со звучавшими в городе, казались ультрасовременными. Арнольд Дедов, к тому времени уже довольно известный в пермских музыкальных кругах и пользовавшийся репутацией хорошего саксофониста, столь глубоко проникся творчеством этой группы, что выпросил у Терпиловского внеочередной отпуск и в течение месяца ездил с гастролирующими москвичами по всей Пермской области. Мечта найти путь к профессиональной эстраде была по-прежнему сильна, и по окончании гастролей Дедов бросил все и устроился работать в ансамбле… грузчиком.
«У них просто не было другой штатной единицы, — смеется Арнольд Владимирович. — Впрочем, с «Веселыми ребятами» я проработал недолго, около четырех месяцев, — лишь немного набрался опыта и познакомился со спецификой деятельности ВИА. Вернувшись обратно в Пермь, я создал первый собственный коллектив из ребят моего возраста, посещавших музыкальные занятия в Доме культуры».
С создания этого коллектива под названием «Юность» и началась артистическая жизнь саксофониста Арнольда Дедова. Устроиться куда-либо музыкантам без специального образования было очень трудно. Сначала ансамбль играл на теплоходе «Адмирал Нахимов», курсировавшем по маршруту Одесса — Батуми, позже зарегистрировался как коллектив Калининградской филармонии и ездил с выступлениями по областным колхозам. География деятельности ВИА «Юность» была весьма обширной — работодателями ансамбля выступали филармонии Петрозаводска, Сыктывкара, Архангельска, Смоленска и еще десятка городов страны… Забегая вперед, заметим, что когда в 1982 году Дедов пришел в отдел кадров Московской Государственной Консерватории, от него едва не отмахнулись — в трудовой книжке было 47 (!) записей о смене места работы.
И все же, несмотря на такую нестабильность, дедовская «Юность» жила настоящей артистической жизнью. «Я помню, с какой гордостью отправил маме в письме нашу первую афишу, — улыбается Арнольд Владимирович. — Все-таки я стал артистом».
В начале 1970-х годов Дедов поселился в Донецке. Там он окончил музыкальное училище, подтвердив свое умение играть на саксофоне дипломом, и начал работать в ВИА «Красные маки» в сотрудничестве с композитором Аркадием Хаславским. Этот проект был весьма успешен: в 1976 году на конкурсе исполнителей советской песни «Сочи—76» группа удостоилась второй премии и звания лауреата, что резко изменило ее жизнь.
«Мы сразу же получили высшую категорию с огромной по тем временам ставкой — десять рублей за выступление, — вспоминает Дедов. — Кроме того, нас премировали поездкой в Чехословакию и Германию, а в эпоху «железного занавеса» гастроли за границей — событие фантастическое! Вообще после победы на конкурсе мы стали куда более востребованными: выступали в одних концертах с такими известными отечественными исполнителями, как Лев Лещенко и Иосиф Кобзон, работали с Владимиром Высоцким, аккомпонировали Людмиле Сенчиной и Сергею Захарову»…
Спустя несколько лет из-за скандала с руководством тульской филармонии коллектив лишился своего названия и, пережив частичную смену состава, возродился под новым: «Здравствуй, песня!».
«Название предложил Аркадию Хаславскому я, — объясняет Арнольд Владимирович. — Получился своеобразный PR-ход для привлечения публики — в то время был очень популярен ансамбль «Лейся, песня»… А бренд «Здравствуй, песня!», под которым мы продолжили свою работу, существует до сих пор. Сейчас модно реанимировать старые коллективы, и нашего ВИА это тоже коснулось: недавно в ЦДРИ прошла пресс-конференция, посвященная возрождению «Здравствуй, песня!». Но теперь там играют другие люди, никого из прежнего состава уже не будет».
Сам Дедов, по его словам, от всего этого стал совсем далек, ведь он ушел с эстрады еще в 1982 году.

РОЖДЕНИЕ МАСТЕРА
В начале 80-х сорокадвухлетний музыкант, в желании сделать свою жизнь более стабильной и комфортной, начал всерьез задумываться о смене профессии. Возник вопрос, что делать дальше, и в поиске ответа снова помог случай. В 1981 году в Москве Арнольд Владимирович познакомился с известным в музыкальных кругах мастером по ремонту деревянных духовых инструментов Александром Павловичем Цыбиным — он то и навел Дедова на мысль профессионально заняться ремонтным делом и реставрацией.
«Даже будучи концертирующим исполнителем, — вспоминает Дедов, — в случае каких-либо неполадок с инструментами, я всегда ремонтировал их сам, причем руководствовался в этом только интуицией — никакими специальными знаниями я тогда не обладал…
Цыбин, узнав об этом, предложил мне отремонтировать несколько инструментов, и я согласился… Александр Павлович внимательно наблюдал за моими действиями, затем проверил качество работы и нашел его очень хорошим. В течение четырех месяцев я учился у него технологии ремонта; он же привел меня в мастерскую при Консерватории и познакомил с Львом Иосифовичем Гришкиным — человеком, который руководит нашей мастерской до сих пор — с 1968 года!
Первым заказом, выполненным мастером Дедовым, стал ремонт накопившихся на консерваторском складе испорченных бесхозных гобоев, кларнетов и саксофонов. Арнольд Владимирович успешно прошел это «испытание» и был принят в мастерскую, в стенах которой непрерывно трудится уже четверть века.
В 1990 году мастер стажировался во Франции, где работал на известных во всем мире заводах фирм-производителей деревянных духовых инструментов — «Selmer», «Rigoutat» и ряде других. Как сегодня вспоминает Дедов, разница с Россией — огромная.
«В Европе используется автоматическое оборудование, позволяющее c высокой точностью воспроизводить все параметры инструментов, в распоряжение мастеров отведены специальные помещения. У нас же все делается вручную, «дома на кухне», — улыбается Арнольд Владимирович. — В России обстоятельства вынуждают мастера быть волшебником».
Волшебник Дедов, который по сей день является в своей профессии «первым из лучших», считает себя вполне счастливым человеком: работа, приносящая радость, любимая и любящая жена, сын, пошедший по стопам отца и ставший превосходным мастером по ремонту медных духовых инструментов...
Быть учеником Мастера – привилегия избранных. К Дедову приходило немало молодых людей с намерением перенять его знания и умение, но редко в ком из них Арнольд Владимирович обнаруживал нужные для реставрационного ремесла — или искусства? — качества.
«Едва освоив азы, эти ребята начинали прикидывать, какими видами ремонта заниматься выгодно, а какими — нет, — объясняет Арнольд Владимирович. — С таким отношением к делу никогда не стать профессионалом. Реставрация музыкальных инструментов — тонкая и сложная работа; она невозможна без любви к музыке — вот и весь секрет настоящего мастерства».
Татьяна ЩЕПАТОВА

№ 3-4, 2008 г.

№ 3-4, 2008 г.

Весенний марш

Царицынские метаморфозы

Александр Романов: "Делать свое дело мы должны только на отлично"

Объять необъятное

Главное внимание: развитие инфраструктуры

Будни инженерной службы

Дело для неравнодушных

Уровень "ЗЕТ"

Понятие "честь мундира" - не пустой звук

На страже закона и... зеленых насаждений

Содействовать "творчеству масс"

Эльвира Николаева: с думой о людях

Экологическая политика как искусство возможного

Город мастеров

Дело жизни Валентина Щукина

Обаяние Сокольников

Быть патриотом

Все в парк!

Секрет фирмы

Во дворце как дома

МГУПИ: хай-тэк в сочетании с классикой

"Менеджер года-2007": очередной прорыв

Эра профессионализма

"Стройнефтегазсервис": требовательность к себе и направленность в будущее

Залог успеха - оправдать доверие

Ренессанс "Сапфира"

Арфа: возвращение музыки

Монолитное строительство: панацея?

Алекбер Алиев: "Мы строим на века"

"Световид": радуга здоровья

Попечительский совет МКБС: в работе и в игре

Светлана-праздник

Волшебник Дедов

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.