Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    ДЕЛОВАЯ СТОЛИЦА

АРФА: ВОЗВРАЩЕНИЕ МУЗЫКИ

Арфа. Что мы ощущаем, произнося это слово?.. Наверное, мало кто знает, что советская школа арфы считалась одной из лучших в мире, а инструменты, производившиеся в нашей стране (ежегодный объем выпуска — до 120 арф), пользовались огромным спросом, в том числе и за границей, и охотно закупались в симфонические оркестры… За время существования арфового цеха за рубеж было поставлено более тысячи инструментов. Но эта изысканная специализация, уцелев даже в перестроечных пертурбациях, оказалась не востребована в новой России: единственное в стране производство по выпуску столь специфичной продукции — фабрика «Арфа» — было закрыто несколько лет назад. К счастью, в наши дни производство отечественных арф возрождается, и этому мы обязаны московской компании «ЭТНО ТРЕЙДИНГ».

Cовременная арфа – сложнейший инструмент, можно сказать, целая музыкальная конструкция: в ней более 2500 деталей. Между тем мастерству изготовления этого инструмента официально нигде не обучают. Выпускники технических и музыкальных учебных заведений учатся у старых мастеров, приобретая новые специальности: инженеры-акустики, настройщики, слесари-лекальщики, краснодеревщики-сборщики. Неудивительно поэтому, что результат их труда ценится так высоко: средняя цена реализации 46-струнной педальной арфы на мировом рынке составляет 15-18 тысяч евро.
А российским специалистам уже сейчас удалось добиться снижения цены вдвое: ООО «ЭТНО ТРЕЙДИНГ» готово предложить арфы по конечной реализационной цене на уровне 8-10 тыс. евро за инструмент. Такое недосягаемое ценовое преимущество обеспечивается за счет разработанных компанией технологических находок. Эти инновации не имеют аналогов в мире, и сейчас ООО «ЭТНО ТРЕЙДИНГ» защищает их в Роспатенте.
«Арфа – один из самых сложных в изготовлении и дорогих инструментов, — подчеркивает коммерческий директор компании Ирина Альбертян. – Взявшись за это дело, мы прекрасно понимали, что восстановление отечественного арфового производства имеет исключительное значение для сохранения и дальнейшего развития российской школы арфового исполнительного искусства и российской культуры в целом. Плюс к этому у нас было еще одно весомое соображение: западные инструменты зачастую просто недоступны нашим исполнителям, тем более – музыкальным школам и их учащимся».
По данным статистики, в России более 1000 музыкальных учебных заведений, где ведется преподавание на арфе. На каждый класс требуется как минимум два инструмента: один — для преподавателя, другой – для учащегося. Таким образом, сегодня потребность музыкальных и образовательных учебных заведений в арфах составляет 2000 инструментов. А в мире ежегодно на арфовые отделения учебных заведений поступает более 15 тысяч человек.
Однако собственный инструмент приобретает только треть потенциальных покупателей. Причина – все та же высокая цена, нередко оказывающаяся непосильной даже для западных музыкантов. Косвенно такой вывод подтверждается широким развитием за рубежом института проката педальных арф. Это тоже удовольствие не из дешевых: в среднем 1500 долларов в год плюс страховой депозит. Однако большинство исполнителей вынуждены обходиться прокатным инструментом, поскольку приобретение собственной арфы для многих так и остается мечтой.
Доступные и при этом высококачественные российские арфы стали бы настоящим прорывом на мировом музыкальном рынке. И возможно, этот прорыв уже недалек. По крайней мере, и образцы продукции, и сама деятельность ООО «ЭТНО ТРЕЙДИНГ», и персонально руководство компании уже отмечены не одной высокой наградой.
В 2007 году образцы 46-струнной педальной арфы, произведенные ООО «ЭТНО ТРЕЙДИНГ», были представлены под торговой маркой «Selena Harps» как в России, так и за рубежом: на крупнейшей международной выставке музыкальных инструментов «Frankfurt musikmesse» во Франкфурте-на-Майне; на Третьем Всероссийском Форуме-выставке «Госзаказ-2007» в Москве; на Торжественной церемонии награждения победителей окружного этапа конкурса «Московский предприниматель-2006»; на VIII Международном форуме «Высокие технологии XXI века»; на форуме «Дни малого и среднего бизнеса России-2007»; на международной специализированной выставке «Музыка. Профессиональный свет+звук – 2007» в Санкт-Петербурге, на международной специализированной выставке «Музыка Москва – 2007», на XI Московском Международном Салоне промышленной собственности «Архимед» и других профессиональных выставках и смотрах.
Деятельность компании отмечена соответствующими дипломами и свидетельствами. Педальной арфе присвоен золотой знак качества «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века».
Генеральный директор общества «ЭТНО ТРЕЙДИНГ» Артем Евгеньевич Никитин принимал участие в молодежном конкурсе «Виктория» («Лучший в профессии, лучший в бизнесе»), проводимом Департаментом семейной и молодежной политики г. Москвы, и получил награду в номинации «Молодой предприниматель года». А коммерческий директор компании Ирина Васильевна Альбертян была награждена дипломом лауреата III Всероссийского конкурса деловых женщин «Успех—2007» в номинации «Лучшая представительница деловых женщин России в области культуры», а также дипломами абсолютного победителя Московского конкурса «Менеджер года – 2007» в номинации «Культура» и Российского конкурса «Менеджер года – 2007».
Руководство компании состоит в Русском Арфовом обществе; коммерческий директор И. В. Альбертян является членом Российской общественной организации содействия защите женщин «Женщины нашего города».
При этом ООО «ЭТНО ТРЕЙДИНГ» не собирается почивать на лаврах. Сейчас в серийное производство запускаются три модели 46-струнной педальной арфы и первый образец российской леверсной арфы; ведется разработка экспериментального образца 47-струнной (концертной) арфы.
Инструменты, произведенные специалистами этой компании, с легкостью находят хозяев. В ушедшем году фирма уже реализовала 21 арфу физическим и юридическим лицам и заключила контракты на поставку инструментов с ГУК «Государственный симфонический оркестр Удмуртской республики», ФГОУ ВПО «Казанская государственная консерватория (академия) им. Н.Г. Жиганова» и Муниципальной детской школой искусств № 1 им. Корнеева г. Щербинки.
«Поддержка и дальнейшее возрождение российской арфовой школы имеет существенное значение и для международного престижа государства, поэтому необходимо скорейшее обновление арфовых фондов музыкальных учебных заведений и иных учреждений культуры», — убеждена Ирина Васильевна.
Однако арфы, оказывается, необходимы не только в консерватории или концертном зале. В последние годы в странах Запада интерес к классической педальной арфе стали проявлять… медики. Оказалось, что правильно подобранная мелодия постепенно нормализует кровообращение головного мозга, снижая уровень гормонов стресса. Так, в госпитале для ветеранов Сан-Антонио (США, штат Техас) арфу разместили прямо в операционной. Арфотерапия используется и в реабилитационный период, а врачи британского Института исследования рака практикуют ее для облегчения самочувствия больных при химиотерапии. Не исключено, что эта новация западной медицины со временем заинтересует и российских специалистов. И тогда среди заказчиков ООО «ЭТНО ТРЕЙДИНГ», наряду с профессиональными музыкантами, появятся и ученые-медики.
Русское Арфовое Общество и Selena Harps объявляют Второй Московский Международный Конкурс арфистов (январь 2009 г.), посвященный 100-летию со дня рождения великой русской арфистки Веры Дуловой. Конкурс проводится по трем возрастным категориям. Полную информацию о конкурсе читайте на сайтах: www.piano.ru/arpa.html и www.selenaharps.com.

НА СТРУНАХ ИСТОРИИ
История игры на арфе уходит в глубь времен. Сколько лет музыке, столько лет и арфе. Везде, где есть музыка, есть и арфа. Правда, под разными именами.
Считается, что первые египетские арфы – бенты – появились шесть тысяч лет назад. Арфы упоминаются в Библии. Арфа Аполлона олицетворяет все поэтическое и прекрасное. А ирландская арфа была даже на гербе страны.
Искусство игры на арфе развивалось и совершенствовалось на протяжении нескольких тысячелетий, вбирая традиции мировой многонациональной музыкальной культуры. Совершенствовался, видоизменялся и сам инструмент.
В России история арфы началась с середины XVIII века. В 1764 г. Екатериной II был основан легендарный Смольный институт, а в 1765 г. царица приобрела для смольнянок арфу. Выпускница Смольного института Глафира Алымова и стала одной из первых русских арфисток. Ее портрет кисти Левицкого хранится в Русском музее.
Вскоре арфа вошла в моду и у придворной знати, и в более широкой дворянской среде. Для домашних оркестров и театров специально обучали крепостных. Арфу как сольный и как аккомпонирующий инструмент широко использовали ведущие русские композиторы: А. Верстовский, А. Алябьев, М. Глинка. И было кому исполнять сложнейшие партии: ведь классы арфы были открыты в Петербургской (1862) и Московской (1874) консерваториях.
А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский?Корсаков, П. Чайковский, А. Рубинштейн, Ц. Кюи, А. Глазунов, А. Лядов, С. Танеев, А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Прокофьев – все эти композиторы использовали арфу в своей оперной, балетной, симфонической музыке.
Сегодня только в Москве арфа преподается более чем в 35 районных детских музыкальных школах, не считая двух специальных школ и училищ. А значит, арфа прочно вошла в нашу музыкальную жизнь – не в последнюю очередь благодаря воспитанию новых кадров и созданию отечественного инструмента.

№ 3-4, 2008 г.

№ 3-4, 2008 г.

Весенний марш

Царицынские метаморфозы

Александр Романов: "Делать свое дело мы должны только на отлично"

Объять необъятное

Главное внимание: развитие инфраструктуры

Будни инженерной службы

Дело для неравнодушных

Уровень "ЗЕТ"

Понятие "честь мундира" - не пустой звук

На страже закона и... зеленых насаждений

Содействовать "творчеству масс"

Эльвира Николаева: с думой о людях

Экологическая политика как искусство возможного

Город мастеров

Дело жизни Валентина Щукина

Обаяние Сокольников

Быть патриотом

Все в парк!

Секрет фирмы

Во дворце как дома

МГУПИ: хай-тэк в сочетании с классикой

"Менеджер года-2007": очередной прорыв

Эра профессионализма

"Стройнефтегазсервис": требовательность к себе и направленность в будущее

Залог успеха - оправдать доверие

Ренессанс "Сапфира"

Арфа: возвращение музыки

Монолитное строительство: панацея?

Алекбер Алиев: "Мы строим на века"

"Световид": радуга здоровья

Попечительский совет МКБС: в работе и в игре

Светлана-праздник

Волшебник Дедов

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.