Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    РАЙОН СОКОЛЬНИКИ: ИНФРАСТРУКТУРА

СЕКРЕТ ФИРМЫ

Сегодня «фирмой» может назвать себя любой ларек. А 35 лет назад это слово звучало по-настоящему гордо. «Фирма!» — так с уважением говорили о товаре или услуге, качество которых было несравнимо выше привычного уровня. Собственно, в советское время такой формы управления практически не было. 35 лет назад только самые крупные советские торговые центры заслужили высокую честь основать собственный торговый дом и называться «фирмой». Это были действительно флагманы экономики, легенды потребительского рынка: ГУМ, ЦУМ, Торговый дом «Весна». В эту когорту лучших вошел и торговый дом «Сокольники».

С тех пор в стране многое изменилось. Стала иной и форма собственности легендарного магазина – теперь его полное название звучит так: «Закрытое акционерное общество «Торговая фирма Сокольники». А вот профиль работы не менялся никогда. Уже несколько десятилетий «Сокольники» — это универсам, где с удовольствием бывают люди с самым разным вкусом и уровнем доходов и где каждый найдет для себя что-то по душе. Недаром, начиная с 2000 года, магазин почти ежегодно получает награды на конкурсе, проводимом Правительством Москвы – «Лучший торговый комплекс».
Правда, в трудные годы перестройки нелегко пришлось и «Сокольникам». Универсам потерял былой лоск и даже нехитрую советскую презентабельность: давало себя знать отсутствие ремонта, а главное – отсутствие крепкой менеджерской руки. В результате солидный торговый комплекс фактически выглядел не лучше, чем провинциальный крытый рынок – что-то вроде нескольких мелких ларечков вместо единого торгового пространства. Да и распределялись площади вполне по-советски: меньше трети приходилось на собственно торговые площади, зато 70% было отдано простаивающим складским помещениям.
Новый век для магазина настал с приходом нового управляющего. Причем и в переносном смысле, и в буквальном – Игорь Васильевич Сомов занял пост генерального директора ТФ «Сокольники» как раз в 2000 году.
Сейчас, через восемь лет, можно с уверенностью сказать: удалось добиться многого. На площадях торгового комплекса появились заметные игроки столичного рынка: «Мир кожи и меха», «М Видео», «Саваж». На профессиональном языке таких соседей называют якорными арендаторами, но сам Игорь Васильевич считает их «якорными партнерами». Как бы то ни было, универсам «Сокольники» объединил в себе лучшие качества дорогих супермаркетов и магазинчиков шаговой доступности. Высочайшее качество обслуживания, широкий выбор престижных марок, безупречная подлинность продуктов и напитков, наконец, дизайн и комфортабельность торговых залов – на уровне магазинов высокого ценового сегмента. При этом «Сокольники» и для этой категории рынка, что называется, «держат марку»: у магазина собственная кулинария – а значит, свежайшие полуфабрикаты более 200 наименований, уникальный мясной отдел, куда ездят из других районов столицы. Есть возможность просто позвонить в магазин и заказать полуфабрикаты по своему вкусу – скажем, курдюк определенного вида или фарш с добавлением редких пряностей – этот заказ будет выполнен точно в срок и бесплатно. Честно говоря, трудно даже представить, где в супермаркетах можно найти аналог столь изысканной услуги.
Такое внимание к покупателю – свойство скорее маленьких магазинов. «Сокольники», как уже отмечено, обладают и достоинствами «своих» торговых точек. Здесь многих покупателей буквально знают в лицо. Цены на социально значимые товары, такие как хлеб и молоко, здесь удерживаются на уровне ниже, чем даже в тонарах или на рынке. Вообще на товары повседневного спроса здесь очень низкая наценка. При этом «Сокольники» — единственный магазин района, где принимают социальные карты: по ним малообеспеченные жители столицы получают скидку в размере 5, а то и 10% от стоимости товара. А ведь, хотя сейчас здесь строится элитное жилье и отели мирового уровня, сам район – отнюдь не «золотое дно» для торговых организаций. Значительную долю территории занимает парк, и, таким образом, местных покупателей не так уж много. Добавим, что 70% жилья в районе признано ветхим – а значит, и контингент жителей соответствующий. Тем не менее, «Сокольникам» удается оставаться магазином, привлекающим самую широкую гамму покупателей. Сюда и «Мерседесы» подъезжают, и сумки на колесиках подкатываются – для каждой категории потребителей найдутся свои категории товаров.
Такая популярность магазина в условиях бурно развивающегося потребительского рынка была бы невозможна, если бы вслед за этим рынком не менялся и сам универсам. Только в прошлом году здесь было полностью заменено торговое оборудование. В ближайших планах – давно назревшее расширение торговых площадей. Правда, не все зависит от руководства торгового дома. К примеру, даже при нынешнем потоке покупателей есть острая необходимость в автостоянке. И это не бизнес-проект – дохода от нее не предполагается. На 4-5 часов машину здесь можно было бы оставить бесплатно: этого времени достаточно, чтобы обойти весь торговый комплекс. Но пока магазин только приводит в порядок прилегающие территории: высаживает зелень, кладет асфальт. А вот передача автостоянки в аренду – проект хотя и понятный и для района выгодный (ведь за скромную плату можно будет оставить автомобиль и на ночь, а значит, снимется проблема машиномест), но бюрократически затянутый. Вот и приходится посетителям торгового комплекса мириться с неудобствами. И это при том, что генеральный директор ТД «Сокольники» Игорь Сомов вот уже второй созыв является депутатом Муниципального Собрания муниципального образования Сокольники и председателем комиссии по потребительскому рынку (по вопросам торговли, питания и бытового обслуживания). Но и депутат не в силах ускорить бумажную круговерть.
Впрочем, есть область, где депутатские и предпринимательские возможности главы торгового дома реализуются одновременно. Это — поддержка малоимущих слоев населения. Вот, к примеру, торговая фирма «Сокольники» по льготным ценам или и вовсе бесплатно распределяет социальные заказы, наборы продуктов питания среди членов общественных организаций, таких как Общество инвалидов, Общество ветеранов, Общество «Мемориал». К памятным датам и общенародным праздникам все малообеспеченные жители района получают подарки. И никто из пенсионеров или членов многодетных семей не возьмется определить, кого за это благодарить – депутатов или предпринимателей? Как отделить, где здесь – социально ответственный бизнес, а где – социально ориентированная политика местных органов власти?
К слову, Игорь Васильевич сумел своим примером заразить и многих коллег по бизнесу. Так возникло уникальное образование – социальный фонд целевых программ «Патриоты Сокольников», а сам г-н Сомов стал одним из учредителей фонда и его ревизором...
Успешный бизнес и социальная ответственность – вот два основных качества, характеризующие работу торгового комплекса «Сокольники», и именно в этих двух слагаемых и заключается секрет этой фирмы.
Валентина МЕТАЛЬНИКОВА

№ 3-4, 2008 г.

№ 3-4, 2008 г.

Весенний марш

Царицынские метаморфозы

Александр Романов: "Делать свое дело мы должны только на отлично"

Объять необъятное

Главное внимание: развитие инфраструктуры

Будни инженерной службы

Дело для неравнодушных

Уровень "ЗЕТ"

Понятие "честь мундира" - не пустой звук

На страже закона и... зеленых насаждений

Содействовать "творчеству масс"

Эльвира Николаева: с думой о людях

Экологическая политика как искусство возможного

Город мастеров

Дело жизни Валентина Щукина

Обаяние Сокольников

Быть патриотом

Все в парк!

Секрет фирмы

Во дворце как дома

МГУПИ: хай-тэк в сочетании с классикой

"Менеджер года-2007": очередной прорыв

Эра профессионализма

"Стройнефтегазсервис": требовательность к себе и направленность в будущее

Залог успеха - оправдать доверие

Ренессанс "Сапфира"

Арфа: возвращение музыки

Монолитное строительство: панацея?

Алекбер Алиев: "Мы строим на века"

"Световид": радуга здоровья

Попечительский совет МКБС: в работе и в игре

Светлана-праздник

Волшебник Дедов

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.