Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

ДЕЛО ЖИЗНИ ВАЛЕНТИНА ЩУКИНА

В нашей стране защита интересов предпринимателей давно уже стала делом рук самих предпринимателей. В известном смысле это вполне закономерно: как говорится, каждый сам должен быть хозяином своей судьбы. И в то же время ситуацию, когда представители одной из наиболее социально активных, динамичных групп населения не могут реализовать свои законные права и интересы «в обычном порядке», а вынуждены всякий раз буквально отстаивать их, нормальной не назовешь. Сами предприниматели давно уже поняли, что их сила – в единстве. Уже создано множество бизнес-ассоциаций и союзов, их количество постоянно увеличивается, однако «воз и ныне там». Почему?
— Хорошо известно, что лучшая защита — это нападение, — говорит Валентин Щукин, заместитель руководителя Общественного Собрания Российской Федерации, председатель Комитета по промышленности и предпринимательству. – Конечно, не следует понимать эти слова буквально. В большинстве случаев представители предпринимательских объединений реагируют на конкретные факты нарушения прав бизнесменов, на злоупотребления со стороны чиновников. Мы же стремимся предотвратить подобные случаи, а в перспективе — полностью изжить их. Для этого необходимо принципиально менять всю систему взаимоотношений государства и развивающегося гражданского общества».

В этом смысле созданное в прошлом году Общественное Собрание РФ можно смело назвать организацией нового типа. Главные цели деятельности Общественного Собрания – повышение качества взаимодействия между гражданами и государственными служащими, их взаимного доверия друг другу, а в конечном счете – укрепление стабильности нашего общества в целом.
— Не секрет, что подавляющее большинство наших сограждан недовольны чиновниками, и наоборот, — продолжает Валентин Михайлович. – Известна и причина такого взаимного недовольства – обоюдная неспособность сторон договориться друг с другом.
Наше общество становится все более динамичным. А государственный аппарат – в любой стране – по определению консервативен. «Обремененные» многочисленными регламентами и инструкциями, чиновники предпочитают действовать в рамках давно сложившихся правил и сопротивляются любому их изменению. Другое дело, что во всех цивилизованных странах подобные «правила игры» хорошо известны, инстинктивно понятны не только самим госслужащим, но и подавляющему большинству населения и, наконец, не противоречат элементарной логике. Нам же до этого, увы, еще далеко».
За примерами далеко ходить не надо. Так, в настоящее время в Москве, а также в некоторых других субъектах Федерации существует практика конкурсного отбора исполнителей государственного заказа, а также проектов, финансируемых из госбюджета. В принципе, подобная система себя оправдывает, поскольку позволяет заказчику (то есть собственно государству) выбрать компанию, которая в состоянии предложить наиболее выгодные условия, а также способствует снижению коррупционных рисков. На практике же заявки от многих фирм, способных справиться с предстоящей задачей, отклонялись по причине неправильно оформленных бумаг. Совсем не обязательно, что в каждом подобном случае имел место сговор между заказчиком и одним из исполнителей. Просто один из документов был составлен неправильно, и устроители конкурса – согласно действующей инструкции – заявку принять не могли.
При этом госслужащие формально ничего не нарушают. Они действуют «по правилам», которые представляются им вполне логичными и, более того, в соответствии с буквой закона. Точнее – подзаконного акта. А раз так, необходимо совершенствование законодательной базы. Конкретнее – накопившегося за многие годы всего массива тех самых подзаконных актов, в которых даже опытные юристы и сами чиновники не всегда могут разобраться.
— Не менее важная задача – изменить саму практику общения госслужащих и «населения», — убежден г-н Щукин. — Большая часть их обращений и жалоб «в инстанции» поступают не к тем, от кого зависит решение вопроса, а в отделы писем и тому подобные службы, а оттуда «спускается вниз» и нередко попадает в итоге к тому, на кого пожаловались. Отсюда и пресловутые чиновничьи отписки, составляемые по шаблону.
С подобными «казусами» сталкивались практически все, кому приходилось иметь дело с органами государственной власти. Что касается собственно предпринимателей, то им, как правило, приходится еще хуже. Открыть собственный бизнес у нас – значит пройти через «огонь, воду и медные трубы» многочисленных согласований и разрешений. А затем, как только фирма «встанет на ноги», начинаются столь же бесчисленные проверки. Короче говоря, сплошной бег с препятствиями. Поэтому одна из важнейших задач возглавляемого г-ном Щукиным Комитета, заключается, по словам самого Валентина Михайловича, в обеспечении «свободы доступа» предпринимателей в чиновничьи кабинеты для решения конкретных вопросов.
Естественно, что деятельность Комитета по промышленности и предпринимательству Общественного Собрания РФ не сводится лишь к попыткам противостоять чиновничьему произволу. Проблемы, которые приходятся решать представителям этой структуры, — намного шире.
— В современных российских условиях, когда институты гражданского общества находятся в стадии формирования, а правовая культура многих наших сограждан, включая предпринимателей, к сожалению, весьма низкая, необходим посредник между властью и бизнесом, властью и обществом в целом, — считает Валентин Михайлович. – Причем посредник должен быть, во-первых, бескорыстным, а во-вторых, грамотным — в первую очередь, конечно, юридически.
Роль такого посредника взяло на себя Общественное Собрание. Мы помогаем людям правильно составить письменные обращения в органы власти, подготовить необходимые документы, чтобы у чиновников не было формальных оснований для отказа. А часто просто советуем людям, куда именно обратиться, чтобы избежать длительной переписки между различными инстанциями и тому подобной волокиты.
В такого рода посредничестве нуждаются не только бизнесмены и «простые граждане», но и сами чиновники. Вообще выстраивание отношений с госорганами – это целая наука и одновременно искусство, на Западе получившая наименование GR (Government Relations). Специалисты в этой области не только всегда в курсе последних изменений в действующем законодательстве, но и прекрасно знают весь механизм прохождения документов, а также все действующие в данной области нормативы.
За рубежом «джиарщиков» уже достаточно много, их услуги традиционно востребованы. У нас же эта наука находится в зачаточном состоянии. Приходится использовать иные, более привычные методы. Комитет по промышленности и предпринимательству Общественного Собрания РФ организует семинары и конференции для бизнесменов, их встречи с представителями органов власти различных уровней. В ходе подобных «неформальных» встреч зачастую решаются многие важные вопросы: сказывается фактор прямого человеческого общения.
— Мы консультируем своих коллег-бизнесменов и в индивидуальном порядке, — поясняет г-н Щукин. – И рекомендации наших специалистов, сделанные на основе большого личного опыта и обширных знаний, позволяют большинству людей, обратившихся к нам за помощью, добиться желаемого результата. Совет, данный профессионалом, всегда дорогого стоит.
То же самое в полной мере относится и к самому Валентину Михайловичу, имеющему более 20-летний опыт предпринимательской деятельности. Еще в 1987 году он организовал в Смоленске кооператив «Ровесник», со временем превратившийся в крупный многопрофильный концерн.
За минувшие годы г-ну Щукину пришлось преодолеть все мыслимые и немыслимые препоны, с которыми только могут столкнуться отечественные бизнесмены. Затем, в течение нескольких лет, он возглавлял Комиссию по промышленности, строительству, транспорту и ЖКХ в Совете предпринимателей при мэре и Правительстве Москвы. А в прошлом году стал председателем Комитета по промышленности и предпринимательству Общественного Собрания.
— По сути дела, сейчас я занимаюсь теми же вопросами, что и в той Комиссии, только на более высоком, общефедеральном уровне, — заключает Валентин Михайлович. – Помощь своим коллегам-предпринимателям я рассматриваю как главное дело всей своей жизни, как свой профессиональный и гражданский долг. Как известно, в Москве несколько лет назад внедрили систему «одного окна». В перспективе таким «окном» для предпринимателей должен будет стать наш Комитет, а для всех наших сограждан — Общественное Собрание Российской Федерации.

№ 3-4, 2008 г.

№ 3-4, 2008 г.

Весенний марш

Царицынские метаморфозы

Александр Романов: "Делать свое дело мы должны только на отлично"

Объять необъятное

Главное внимание: развитие инфраструктуры

Будни инженерной службы

Дело для неравнодушных

Уровень "ЗЕТ"

Понятие "честь мундира" - не пустой звук

На страже закона и... зеленых насаждений

Содействовать "творчеству масс"

Эльвира Николаева: с думой о людях

Экологическая политика как искусство возможного

Город мастеров

Дело жизни Валентина Щукина

Обаяние Сокольников

Быть патриотом

Все в парк!

Секрет фирмы

Во дворце как дома

МГУПИ: хай-тэк в сочетании с классикой

"Менеджер года-2007": очередной прорыв

Эра профессионализма

"Стройнефтегазсервис": требовательность к себе и направленность в будущее

Залог успеха - оправдать доверие

Ренессанс "Сапфира"

Арфа: возвращение музыки

Монолитное строительство: панацея?

Алекбер Алиев: "Мы строим на века"

"Световид": радуга здоровья

Попечительский совет МКБС: в работе и в игре

Светлана-праздник

Волшебник Дедов

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.