Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    МОСКОВСКИЕ ХРОНИКИ

ВЕСЕННИЙ МАРШ

САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ПАРАД
В ночь с 23 на 24 апреля многие водители, оказавшиеся в это время на МКАД, испуганно шарахались на своих машинах к обочине, увидев синие проблесковые маячки ГИБДД и громоздкие, угловатые контуры боевых машин. «Припозднившихся» автомобилистов можно было понять: ведь в последний раз тяжелая боевая техника вводилась в Москву во время известных событий сентября-октября 1993 года. На этот раз повод для вступления в Москву бронетехники был куда более приятным: впервые с 1990 года танки, бронетранспортеры, артиллерийские и ракетные установки принимали участие в Параде Победы. И военная техника, которой предстояло пройти по Красной площади, перебрасывалась в ту ночь из подмосковного Алабина на Ходынское поле, где и состоялось несколько репетиций Парада..
Нынешний парад стал наиболее масштабным и, по признанию самих военных, самым технически сложным за всю постсоветскую историю нашей страны. В нем участвовали около 8 тысяч военнослужащих и примерно 200 единиц боевой техники. В том числе танки Т-90, установки залпового огня «Смерч» и «Искандер», ракетные комплексы «Тополь-М». Кроме того, над Красной площадью пролетели более 30 боевых самолетов и вертолетов: стратегические бомбардировщики Ту-160 (знаменитые «белые лебеди») и Ту-95М, самый тяжелый в мире транспортный самолет АН-124 «Руслан», уникальные заправщики Ил-78, вертолеты Ми-8. Завершили «воздушную» часть парада пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» на истребителях Су-27 и МиГ-29.
Именно участие боевой авиации во многом предопределило техническую сложность парада. По словам помощника главкома ВВС полковника Александра Дробышевского, организованный пролет в едином строю различных типов боевой авиации — технически крайне сложная задача. Взлетев с разных аэродромов, вертолеты и самолеты, находясь в воздухе, должны занять свое место в строю и секунда в секунду, по графику проведения парада, пролететь над Красной площадью. Главное при этом – обеспечить согласованный выход к точке сбора такой различной по скорости техники, как тихоходные вертолеты и стратегические самолеты-ракетоносцы».
Тогда, в последние дни апреля, слова «предпраздничные хлопоты» приобрели для работников столичных дорожных служб особое звучание. Им в срочном порядке, буквально за ночь, пришлось наносить специальную парадную разметку на Тверской улице и Манежной площади. Желтая сплошная линия, призванная помочь сориентироваться танкистам и ракетчикам, наоборот, первое время вводила в заблуждение «обычных» водителей. К счастью, ни к каким серьезным последствиям это не привело. Тяжелые боевые машины не повредили ни брусчатку Красной площади, ни асфальтовое покрытие близлежащих улиц. Правда, заслуга в этом принадлежит уже не дорожникам, а самим военным, которые надели на стальные гусеницы специальные резиновые насадки.
В праздничном оформлении города, также впервые, появилось множество «ноу-хау» — в прямом смысле слова. Так, у памятника Жукову возле Исторического музея была смонтирована интерактивная карта «Вехи Победы», рассказывающая об основных событиях Великой Отечественной. Неподалеку, на Площади Революции, на светодиодном экране новейшей конструкции демонстрировались кадры военной кинохроники, а на Поклонной горе появилась светодинамическая конструкция «Победа». На Саапожковской площади была смонтирована специальная конструкция «Песни Победы», стилизованная под громкоговорители 30-40 годов, а возле входа в Парк Горького – схожая конструкция-патефон, также транслировавшая песни военной поры. Наконец, на Манежной площади появилась интерактивная карта Москвы, в режиме реального времени информировавшая москвичей и гостей столицы обо всех праздничных мероприятиях.
Помимо этого, на центральных площадях города установили специальные конструкции «Награды Победы», представляющие собой увеличенные копии орденов и медалей Великой Отечественной (всего в годы войны, как известно, было учреждено 17 новых боевых наград). А на отдельных участках Бульварного кольца под открытым небом состоялась выставка работ военных фотографов.
Всего же в праздничном оформлении города, помимо традиционных плакатов, флагов и транспарантов, использовались 15 крупноформатных щитовых конструкций с внешней подсветкой, 30 видеоэкранов и 10 светодинамических «перетяжек».

«ГРАЧ» ИЗ ЩЕРБИНКИ
В тот день, когда танки и прочая техника, предназначенная для участия в Параде Победы, сосредотачивались перед «броском на Москву», на юго-западе столицы была введена в эксплуатацию новая подстанция «Грач». Благодаря этому удалось подключить к сетям новые жилые дома, построенные в рамках национального проекта «Доступное жилье» для офицеров и членов их семей.
В целом же, как сообщил в ходе торжественной церемонии открытия подстанции первый заместитель мэра Москвы Петр Бирюков, в бывшей коммунальной зоне «Щербинка» планируется возвести 1,2 млн. кв. метров социального жилья. К настоящему времени построены 2 микрорайона, которые планируется заселить уже в мае-июне. А строительство еще двух микрорайонов никак не начнется из-за «земельных» споров между столичными и подмосковными властями, а также сложностей с энергоснабжением новостроек. И вот теперь вторая из этих проблем успешно решена.
При этом от проблем с энергоснабжением избавились не только новые кварталы в Щербинке, но и другие районы на Юго-Западе Москвы, которые также будут «запитываться» от новой подстанции.
Ни для кого не секрет, что электросети – одно из наиболее слабых звеньев всей столичной энергосистемы. Достаточно вспомнить, что печально знаменитый блэкаут 25 мая 2005 года произошел как раз из-за аварии на подстанции «Чагино». А «лютой» зимой 2005-2006 гг. с перегрузками работали все без исключения электроподстанции столицы. Сейчас 85 из 99 подстанций на 220/110 квт уже полностью выработали проектный ресурс. А всего в модернизации нуждаются 320 действующих подстанций разной мощности.
В общей сложности на эти цели требуется более 200 млрд. рублей. Выделить необходимые средства из городского бюджета — как минимум проблематично. Еще более сложная задача – привлечение частных инвесторов, которых отпугнут неизбежные высокие издержки. По крайней мере, такой точки зрения еще недавно придерживалось подавляющее большинство экспертов. Теперь же, наконец, стало ясно, что их пессимизм не оправдался.
Подстанция «Грач» стала первым энергообъектом, сооруженным на принципах частно-государственного партнерства. А точнее – на средства ВТБ в рамках Программы взаимодействия Банка с Правительством Москвы. Всего согласно данной программе предполагается построить 14 новых электросетевых объектов. На эти цели ВТБ выделил в общей сложности 40 млрд. рублей. В настоящее время строятся еще 5 подстанций, 4 из которых — «Марфино», «Никулино», «Яшино», «Ново-Орехово» — будут введены в эксплуатацию уже в этом году.
Для реализации намеченных планов было специально создано ОАО «Энергокомплекс» — стопроцентное дочернее предприятие ВТБ, участие которого в строительстве новых энергообъектов в столице является крупнейшим проектом такого рода с участием коммерческого банка. Остается надеяться, что не последним.

ОСТОРОЖНО, ЛИФТ!
Как известно, к хорошему люди привыкают быстро. И перестают это ценить. До начала энергореформы «по Чубайсу» большинство москвичей, как и всех прочих жителей нашей страны, относились к электричеству как к «дару природы». И лишь недавно, обеспокоенные постоянно растущими тарифами, они всерьез задумались об экономии и об энергосбережении.
В отношении многих других «благ цивилизации», в том числе и «запитывающихся» электричеством, ничего подобного не произошло. Самый простой пример – лифты, которыми сейчас оборудовано большинство столичных домов. Несмотря на таблички «Берегите лифт!», висящие едва ли не в каждом подъезде, давно уже ставшие неотъемлемой составной частью нашей жизни механизмы регулярно становятся жертвами вандалов. Главным образом, подростков и «охотников» за цветным металлом, из-за которых, по данным Петра Бирюкова, в прошлом году произошло более половины всех поломок. А в 2001-2005 гг. на ликвидацию последствий такого вандализма было израсходовано в общей сложности 250 млн. рублей. Правда, как подчеркнул г-н Бирюков, эти, как и все остальные поломки, устранялись в предельно сжатые сроки и не представляли серьезной опасности для людей. В 2007 году, по словам первого заместителя мэра, было лишь одно серьезное происшествие, вызванное поломкой лифта. И в то же время городским коммунальным службам становится все труднее поддерживать лифтовое хозяйство в нормальном состоянии. И вовсе не из-за шалопаев-тинейджеров и любителей легкой наживы. Проведенная осенью прошлого года проверка показала, что из 100 тыс. лифтов 15 тыс. прослужили больше нормативного срока, а 4 тысячи вообще имеют устаревшую и оттого небезопасную конструкцию. В целом же до трети всех лифтовых механизмов в городе выработали свой амортизационный ресурс.
Отслужившие свое лифты будут заменены или модернизированы в ходе капитального ремонта жилых домов в рамках соответствующей общегородской программы, принятой, как известно, Правительством Москвы. Кроме того, столичные власти намерены в ближайшие годы построить новый завод производительностью 5 тыс. механизмов в год. Всего на реконструкцию столичного лифтового хозяйства планируется только в нынешнем году выделить 5,5 млрд. рублей.
Правда, по мнению многих экспертов, все эти меры столичных властей не позволят добиться кардинального улучшения ситуации. К 2010 году свой ресурс выработают уже 50% всех лифтов в стране. Проще говоря, каждый второй из них будет регулярно застревать между этажами вместе с пассажирами. Впрочем, все подобные прогнозы основываются на «средней температуре по больнице»: вовсе не обязательно, что через два года ситуация в Москве будет в точности соответствовать общероссийской. Уже потому, что московские власти, всерьез приступив к решению «лифтовой» проблемы, вновь оказались впереди России всей.

ЗАОБЛАЧНЫЕ РЕКОРДЫ И ПОДЗЕМНЫЕ «НОУ-ХАУ»
Одним из самых динамичных в стране по-прежнему остается и столичный потребительский рынок. Москва развивается, соответственно растет и потребность ее жителей в комфортных досуговых центрах и технологичных магазинах. Одним из заметных событий в этом секторе стало открытие на Ореховом бульваре нового торгово-развлекательного комплекса «Облака» (Ореховый бульвар, д. 22А) – в нем расположились сразу аж 4 гипермаркета («НАШ гипермаркет», «Эльдорадо», «БананаМама», «СпортГрад») и более 120 магазинов и предприятий, оказывающих самый широкий спектр услуг. На третьем этаже комплекса разместились семизальный кинотеатр «Кронверк Синема», бесплатная детская игровая комната, известные кафе и рестораны («Кофе хауз», «Елки-палки», «IL-Патио», «Планета суши» и др.), а также новый ресторан русской кухни «Снегири». Тем, кто приедет сюда на своем авто, не придется мыкаться в поисках парковки – в ТРК «Облака» предусмотрен трехуровневый подземный паркинг на 1500 машиномест.
В очередной раз удивила москвичей и «Азбука вкуса». В ходе церемонии открытия 24-го супермаркета этой сети в торговом центре «Неглинная плаза» был приготовлен апельсиновый фреш сразу из тонны (!) апельсинов. Коллективное распитие сока, разливавшегося из 250-литровой колбы высотой 1,5 метра, осуществлялось под дружные аплодисменты собравшихся.
Вообще открытие прямо на территории супермаркетов небольших уютных кафе стало очень удачным решением — возможность перекусить или выпить чашку кофе «не отходя от кассы» может реально облегчить жизнь «утомленным шоппингом» покупателям. И хорошо, что владельцы одной из крупнейших в столице сетей наконец-то предоставили им эту услугу...
А вот некоторые пассажиры московского метро смогут вообще… пройти мимо кассы. К началу 2009 года все станции московской подземки будут оснащены специальными приборами, позволяющими оплатить проезд с мобильного телефона. Пилотный проект был запущен еще в прошлом году: на некоторых станциях можно было оплатить проезд, просто прислонив «трубку» к турникету. «Умная машина» автоматически списывала со счета необходимую сумму. Рассматривалась и другая схема, предполагающая выставление и оплату счета постфактум.
Какая модель оплаты будет в итоге взята за основу, пока неясно: в руководстве метрополитена отказались комментировать технические детали проекта. Известно лишь, что будет применяться протокол NFC (Near Field Communication), позволяющий использовать телефон как бесконтактную карту оплаты. Проще говоря, владельцу сотового телефона будет достаточно нажать одну лишь кнопку, чтобы провести платеж и получить информацию о состоянии счета.
В будущем эта технология, по мнению специалистов, произведет настоящую революцию на рынке мобильных платежей, но сейчас ее поддерживает всего одна из последних моделей телефонов Nokia. Кроме того, многие вопросы еще не прописаны в действующем законодательстве. Все это, по признанию самих сотовых операторов, пока что сдерживает развитие нового вида услуг.
Впрочем, руководство столичного метрополитена ищет и другие «альтернативные» варианты оплаты проезда. По словам Дмитрия Гаева, уже в июне этого года москвичи смогут оплачивать проезд банковскими кредитными картами. Кроме того, в ближайшее время, возможно, появится новый унифицированный билет, действительный как в метро, так и на городском наземном транспорте, а также в пригородных электропоездах. Так что, вполне возможно, очень скоро горожане наконец избавятся от необходимости выстаивать длинные очереди в тесных вестибюлях подземки.
Юрий МИРОПОЛЬСКИЙ, Сергей БЕРЕЗИН

№ 3-4, 2008 г.

№ 3-4, 2008 г.

Весенний марш

Царицынские метаморфозы

Александр Романов: "Делать свое дело мы должны только на отлично"

Объять необъятное

Главное внимание: развитие инфраструктуры

Будни инженерной службы

Дело для неравнодушных

Уровень "ЗЕТ"

Понятие "честь мундира" - не пустой звук

На страже закона и... зеленых насаждений

Содействовать "творчеству масс"

Эльвира Николаева: с думой о людях

Экологическая политика как искусство возможного

Город мастеров

Дело жизни Валентина Щукина

Обаяние Сокольников

Быть патриотом

Все в парк!

Секрет фирмы

Во дворце как дома

МГУПИ: хай-тэк в сочетании с классикой

"Менеджер года-2007": очередной прорыв

Эра профессионализма

"Стройнефтегазсервис": требовательность к себе и направленность в будущее

Залог успеха - оправдать доверие

Ренессанс "Сапфира"

Арфа: возвращение музыки

Монолитное строительство: панацея?

Алекбер Алиев: "Мы строим на века"

"Световид": радуга здоровья

Попечительский совет МКБС: в работе и в игре

Светлана-праздник

Волшебник Дедов

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.