Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКАХ

МАРК РОЗОВСКИЙ: "ВНЕ ТВОРЧЕСТВА - ЗНАЧИТ, ВНЕ ЖИЗНИ"
Театру «У Никитских ворот» — 25!

Любого, кто приходит в театр «У Никитских ворот», в первую очередь поражает разнообразие его репертуара — здесь и мюзиклы, и литературно-музыкальные представления, и философские притчи, и трагифарс, и чистая драма, и музыкальное шоу. Все это разностилье объединяет прежде всего ставка на психологизм, на человечность. «Мы, конечно, театр для избранных, но вся прелесть в том, что этими избранными могут быть все», — утверждает художественный руководитель театра Марк Розовский, человек, сумевший создать великолепный актерский ансамбль, превратив театр из любительского в высокопрофессиональный.

Марк Григорьевич Розовский — режиссер и драматург, основатель и художественный руководитель Театра «У Никитских ворот». Народный артист России, секретарь Союза писателей Москвы, член Союза театральных деятелей России, лауреат премий: за лучшую режиссуру, премии «Венец» (за большой вклад в современную драматургию и театральную жизнь страны), Премии Москвы, премии «Признание» Московского международного телевизионно-театрального фестиваля. Академик американской Пушкинской академии, член ПЕН-клуба, член Высшего совета партии «Гражданская сила». Награжден Орденом Почета. В 2006 г. был удостоен звания лауреата Национальной премии РФ «Россиянин года». Общественные награды: Орден Ломоносова, Звезда миротворца. Автор сценариев фильмов «Семь нот в тишине», трехсерийного телевизионного «Д’Артаньян и три мушкетера», «Страсти по Владимиру» (плюс постановка), «Наш Художественный» (к 100-летию МХАТа) и др. Осуществлял постановки во МХАТе («Амадей», «Брехтиана», «Кафка. Отец и сын»), в БДТ в Ленинграде, в Рижском театре русской драмы, в Театре оперы и балета им. Кирова («Мариинка»), в Академическом театре им. Пушкина («Александринка») и других известных театрах. В 1975 г. поставил первую в СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». Автор пьес «Красный уголок», «Концерт Высоцкого в НИИ», «Раздевалка», «Черный квадрат» и др., а также многочисленных инсценировок. Марк Розовский — единственный российский драматург и композитор, чей мюзикл «Страйдер» («История лошади») исполнялся на Бродвее — на сцене театра Хелен Хейс (1979 г.), а его пьеса «Кафка. Отец и сын» шла в театре «Ла Мама» (Нью-Йорк).

— Марк Григорьевич, когда вы поняли, что театр не только ваше призвание, но и дело всей жизни?
— Знаете, у меня нет театрального образования. И в ГИТИС я не поступил в свое время, хотя сегодня я профессор ГИТИСа и вел там курс. В 20 лет я вместе с друзьями руководил театром-студией «Наш дом», которая создалась из группы студентов-единомышленников. Это было время, когда все запрещалось, когда… не давали дышать. Так вот, на некоем преодолении возникало желание творить и главное — овладеть профессией. Этому было посвящено много лет моей жизни, не обошлось без везения, потому что когда студию «Наш дом» закрыли, и я буквально остался не у дел, меня поддержал Георгий Александрович Товстоногов, пригласив для работы над постановкой мюзикла «Бедная Лиза» на малой сцене ленинградского БДТ, где он был главным режиссером. Впоследствии, уже в Москве, жизнь свела меня с не менее великим режиссером Олегом Николаевичем Ефремовым… Уже позднее я закончил высшие сценарные курсы. И, так сказать, в слове кинотеатр, я предпочел вторую его часть.

— Как вы считаете, не проходит ли интерес у современного зрителя к театральному искусству?
— К счастью, применительно к театру «У Никитских ворот» так сказать нельзя. 27 марта этого года театру исполняется 25 лет. Мы работаем каждый день, без выходных. Премьера – практически всегда, аншлаг – независимо от времени года и всего остального. Не поверите, но даже во время путча, когда под нашими окнами стоял танк, направив свое дуло на ИТАР-ТАСС, а у нас в театре шел спектакль при полном аншлаге… Мы стараемся дополнять наш постоянный репертуар, что оставляет зрителя в предвкушении и ожидании. Так случается, что на один и тот же спектакль ходят неоднократно… Поэтому, я думаю, интерес к театральному искусству есть, не у всех, конечно, но его и не становится меньше. Интерес может и упасть, стоит только ослабить свое дело, а это очень легко — сейчас ведь очень много искушений, заменителей истинного искусства. Искусство становится коммерческим, меняется настроение публики, и режиссер в выборе постановок обязан это учитывать.

— Много ли молодых людей приходят на спектакли?
— Наш театр демократичный, он для всех возрастов и сословий. Есть спектакли, любимые молодежной аудиторией, другие более интересны людям постарше. Сейчас в репертуаре театра большим успехом пользуется пьеса «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Можно сказать, что в нем играют молодые для молодых. Этот спектакль родился в недрах моего курса в ГИТИСе как курсовая работа, поставила его режиссер и артистка нашего театра Марина Кайдалова…
Интересно получилось и со спектаклем «Ромео и Джульетта» в переводе Бориса Пастернака. Я понимал, что тема первой любви шекспировских героев будет ближе молодежи, и можно было сделать, так сказать, «джинсовый» вариант на рок-музыке, нарядить артистов в современные костюмы, и возможно это имело бы свой успех. Но я сознательно не пошел на это, потому что мне хочется, чтобы искусство вызывало ассоциации… В результате для постановки я взял музыку Чайковского. И вы знаете, с молодыми людьми, пришедшими на спектакль с изначально скептическим настроением, на моих глазах произошла удивительная метаморфоза: буквально через несколько минут после начала спектакля я наблюдал потрясающую перемену на их лицах. Это дорогого стоит… Конечно, вкус современной молодежи испорчен дешевой музыкой, конъюнктурными фильмами, но не стоит на это равняться. Искусство для того и существует, чтобы был синтез, и каждый мог сравнивать и выделять для себя главное.

— Каковы творческие планы театра?
— У нас есть свой постоянный репертуар, и наши спектакли пользуются хорошим зрительским спросом. Вышло несколько премьер, также, нужно отметить, с завидным успехом. В феврале состоялась премьера спектакля «Love bombing или Шведская семья» по пьесе шведского актера и драматурга Яна Вальдекранца— наш ответ на Президентскую программу «Год семьи». Это семейная драма, пьеса в 2-х действиях, в которой заняты всего два актера. Ранее состоялась премьера по пьесе Пастернака «Слепая красавица». Есть еще много идей, несколько спектаклей в работе, приходите, увидите сами…

— Вы ведете режиссерский факультет в Институте Русского Театра, который продолжает традиции русской театральной школы. Как Вам там работается?
— Дело в том, что на смену мэтрам, корифеям, режиссерам того времени приходит не так много последователей, при том, что количество театров не уменьшается, а количество актеров растет. Есть вузы, выпускающие сегодня новое поколение режиссеров, ну почему бы и не создать еще один такой факультет?.. Институт Русского Театра имеет хорошую базу для занятий. И должен сказать, что ребята пришли интересные, талантливые, энергичные… Конечно, не велика вероятность, что все выпускники станут первоклассными режиссерами, пусть это будет 2-3 человека, но возможно именно они продолжат наше нелегкое, но очень нужное дело.

Ульяна АРХИПЕНКОВА

Театр «У Никитских ворот» основан в 1983 году режиссером и драматургом Марком Розовским. С 1983 по 1987 гг. — студия на положении любительского театра. С 1 января 1987 г. — статус профессионального театра-студии, на полном хозрасчете. С 1 октября 1991 г. — статус государственного театра. Театр имеет зал на 80 мест. В репертуаре — более 30 спектаклей. Работы театра отмечены рядом наград. В 1989 г. спектакль «Бедная Лиза» стал лауреатом Эдинбургского фестиваля (премия «Первый на Фриндже»). Спектакль «Дядя Ваня» А. П. Чехова удостоен премии за лучшую режиссуру «Хрустальная Турандот». Спектакль «Песни нашего двора» получил премию Правительства Москвы как лучший спектакль к 850-летию столицы, а также несколько премий на фестивале «Голоса истории» в Вологде. Спектакль «Черный квадрат» на Московском Международном фестивале спектаклей одного актера в 2002 г. был удостоен одного из главных призов жюри в номинации «За исповедальность». Последние постановки М. Розовского «Viva, Парфюм!», «Носороги», «Живой труп», «Слепая красавица» вызвали огромный интерес и признание со стороны публики и критики. Украшением последних сезонов стали постановки Аркадия Каца — известного театрального мастера, пришедшего в театр «У Никитских ворот» на постоянную работу: «Скупой», «Дневник, или На всякого мудреца довольно простоты», «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Идеальный муж», «Правда хорошо, а счастье лучше». В 24-м сезоне для постановки пьесы Тома Стоппарда «Входит свободный человек» в театр был приглашён молодой режиссёр Георгий Александрович Товстоногов-младший. Премьера состоялась в ноябре 2006 г. В мае 2007 г. режиссёр выпустил ещё один спектакль – «Конец игры» по пьесе С. Беккета. В театре работали режиссеры из-за рубежа: Роберт Лич (Великобритания), Леонардо Шапиро (США), Влодзимеж Херман (Дания), Майкл Батс (Великобритания), Мария Фрид (Швеция), Джошуа Картер (США), Раймон Сегре (Франция), а также сценографы Джеймс Мерифилд (Великобритания) и Сёрен Брюнес (Швеция).

Адрес театра: Москва, ул. Большая Никитская, 23/14/9; Телефон: (495) 202-5600;

Сайт Института Русского Театра: www.mosirt.ru
Тел.: (499) 198-4329; 580-1016

 

№ 1-2, 2008 г.

№ 1, 2008 г.

ЗАМЕТКИ О НЕСКУЧНОЙ ЗИМЕ

ПАМЯТНИК ЧАЙКОВСКОМУ: РОЖДЕНИЕ ЗВУКА И РИТМА

ЗЕЛЕНОГРАДУ - 50!

АНАТОЛИЙ СМИРНОВ: "МЫ НАЦЕЛЕНЫ НА РЕШЕНИЕ СОЗИДАТЕЛЬНЫХ СВЕРХЗАДАЧ"

КРЮКОВО: ОБНОВЛЯЯ ТРАДИЦИИ

УПРАВА ПАНФИЛОВСКОГО РАЙОНА: В ТАНДЕМЕ С ЖИТЕЛЯМИ

ПЕРВОСТРОИТЕЛИ ЗЕЛЕНОГО ГРАДА

"ЗЕЛЕНОГРАДПРОЕКТ": СОЗДАВАЯ ГАРМОНИЮ

МОЛОДОСТЬ НАВСЕГДА

ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА - ЗЕЛЕНОГРАДУ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ "АВАРИЙКА"

"МИКРОН": РАБОТАЕМ НА БУДУЩЕЕ

"АНГСТРЕМ": ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

ШТУРМУЯ КОСМОС И МЕДИЦИНУ

ВНИИФТРИ: ХРАНИТЕЛИ ЭТАЛОНОВ

"ЭЛИОН-2": КАЧЕСТВО, ГАРАНТИРУЮЩЕЕ БЕЗОПАСНОСТЬ

"ЗОЛОТЫЕ ИДЕИ" "НТЦ ЭЛИНС"

НПЦ "СПУТР": В АВАНГАРДЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КЦ ТВТ: ТВОРЦЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

КОНСТРУКТОРЫ БУДУЩЕГО

"КОМПНЕТ": МЫ - ПЕРВЫЕ

ОПОРА ДЛЯ БИЗНЕСА

ИМБО: НАУКА УПРАВЛЯТЬ

МГАДА: ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ

ЮРИЙ ПОЛЕТАЕВ: "НАША ЗАДАЧА - УСИЛЕНИЕ ВАШЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ"

"ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД" ФИТНЕСА

"ГОРМОСТ" В ЗЕЛЕНОГРАДЕ

ГРУППА "ЛИТ": ВСЕГДА НА ПЕРЕДОВОЙ

ЗА РУКУ С ИИСУСОМ ПО ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ТРОПЕ

МАРК РОЗОВСКИЙ: "ВНЕ ТВОРЧЕСТВА - ЗНАЧИТ, ВНЕ ЖИЗНИ"

БИЛЬЯРДНЫЙ СПОРТ - НА МИРОВОЙ УРОВЕНЬ!

МИССИЯ - ЛЕЧИТЬ ПСИХИКУ

"ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2007": ПОСТСКРИПТУМ

ОТ РАЗДАВЛЕННОГО АВАНГАРДА ДО РАСТРЕЛЯННОГО ПЕЙЗАЖА

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.