Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

СТРАТЕГИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И УЧЕТ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В МОСКВЕ

Экономия ресурсов и их рациональное потребление базируются на ресурсо- и энергосберегающих технологиях, политике властей, приборах и технологиях учета и рациональном поведении потребителей. В Москве, как и остальных крупных городах страны, наиболее интенсивное развитие энергосберегающих технологий и технологий учета требуется жилому сектору, потребляющему более 50% энергоресурсов города.
Концепция городской целевой программы «Энергосбережение в г. Москве на 2009-2013 годы и на перспективу до 2020 года», призванная сформулировать стратегию и четко определить задачи, до сих пор не принята. Этот документ, в частности, описывает инерционный (без вложения средств) и базовый (с привлечением инвестиций) варианты развития процесса энергосбережения в городе, цели и задачи программы, ее целевые индикаторы и показатели, а также первоочередные мероприятия по энергосбережению в Москве на 2008 год.
Судя по доступной информации о проекте концепции и отзывам, она не соответствует поставленным целям. Мэр Юрий Лужков на заседании правительства 25 сентября этого года отправил концепцию на доработку по причине отсутствия рыночного стержня. Окончательный вариант программы должен быть представлен на рассмотрение правительства города до 1 мая 2008 года. Однако есть основания считать, что и доработанный вариант не станет значительно лучше. И не только потому, как справедливо считает мэр, что электрическая и тепловая энергия — это товар, который поставляется, продается и покупается (что в концепции не просматривается, а все сводится к тому, что это услуга). Но и по более фундаментальным причинам, к которым относятся:
1. Отсутствие конкуренции и фактически самого рынка товаров и услуг в энергоснабжении и энергосервисе, на котором действуют монополисты;
2. Межведомственная разобщенность в правительстве – отсюда несогласованные программы;
3. Игнорирование во многих случаях мирового опыта, как следствие — более низкое качество технологий и техники, порой за более высокие цены;
4. Отсутствие участия ведущих ученых, фирм и предприятий в разработке концепции и программ, как следствие — низкое качество ведомственных программ, основанных на устаревших технологиях, оборудовании и приборах.
5. Негодная система оценок и организации конкурсов и аукционов по выполнению программ. Например, зачастую цены снижаются так, что качественное оборудование не может быть закуплено принципиально. Сроки выполнения работ победителей – за гранью разумного и, естественно, не выдерживаются
Рассмотрим программы установки общедомовых приборов учета воды и тепла в жилых домах и индивидуальных приборов учета воды в квартирах льготников и субсидентов, а также внутридомовых средств автоматического сбора и передачи данных о потреблении воды. В соответствии с постановлением Правительства Москвы № 77-ПП от 10.02.2004 «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы» общедомовые приборы учета воды и тепла установлены в 95% жилых зданий, а их в Москве около 39 тысяч. Значительные средства (по разным оценкам — от 9 до 12 млрд. руб.) израсходованы, а предполагаемая экономия не достигнута. Произошло это, по мнению многих экспертов, потому что:
1. Узлы учета должны были устанавливаться только в зданиях, где уже имеются индивидуальные тепловые пункты (ИТП) или автономные котельные. Устаревшие элеваторные узлы отопления и ГВС в старом фонде должны были в обязательном порядке заменяться на ИТП с автоматическим регулированием и установкой узлов учета.
2. Эта работа должна сопровождаться:
* Переоборудованием ЦТП, позволяющим при снижении потребления тепла подключенных домов уменьшать его подачу.
* Капитальным ремонтом или заменой инженерных коммуникаций здания и приборов отопления каждой квартиры на современные, оснащенные приборами регулирования и учета энергопотребления.
* Мероприятиями по утеплению ограждающих конструкций, подъездов, осушению подвалов и т.п.
* Просвещением граждан и пропагандой экономии ресурсов, стимулированием установки индивидуальных приборов регулирования и учета воды, тепла, газа и электроэнергии.
Уже год в Москве и у льготников, и субсидентов устанавливаются приборы учета воды и системы внутридомовых средств автоматического сбора и передачи данных о потреблении воды. По постановлению 77-ПП в столице необходимо устанавливать только устаревшие импульсные проводные приборы учета воды. Установка распределителей и термостатических вентилей на радиаторы отопления вообще не рассматривается. Счетчики электроэнергии принято устанавливать только цифровые (не самые дешевые) с проводным съемом информации.
В странах Евросоюза и США разработаны и уже более 10 лет используются беспроводные с передачей информации по радиоканалу интеллектуальные приборы и технологии регулирования и учета потребления воды, тепла, газа и электроэнергии с автономным питанием. Они позволяют производить учет без посещения квартир, фиксировать различные сбои манипуляции и т.п. Главное — они позволяют жильцам самим регулировать энергопотребление. В результате достигается сокращение энергопотребления в жилом секторе до 50%! Только от установки в 2008-2009 гг. распределителей тепла с термостатическими вентилями на каждом радиаторе отопления в домах с перетопом и нормальным теплоснабжением город сэкономит ежегодно 20-30% потребляемых энергоресурсов, или:
* Тепловой энергии на отопление и ГВС – 10,5 млн.Гкал
* Газа - 1,25- 1,85 млрд. куб.м.
* Снижение выбросов СО и СО2 – на 0,9 млн. тонн.
Самыми острыми и актуальными вопросами при росте цен на ресурсы и услуги являются регулирование и учет количества и качества производимых и потребляемых коммунальных ресурсов и услуг. Системный подход и анализ позволяют выделить две связанные проблемы: первая — учет ресурсов и диспетчеризация при распределении их ресурсоснабжающими компаниями, вторая — коммерческий учет и распределение платы за фактически потребленные жителями ресурсы.
Мировой опыт показывает, что обе проблемы относятся к ведению энергосервисных организаций. При этом диспетчеризация должна заканчиваться на уровне общедомовых узлов учета потребления энергоресурсов. Разделение задач диспетчеризации и коммерческого учета потребления ресурсов позволяет построить недорогие системы коммерческого поквартирного учета потребления ресурсов.
Ориентация Правительства Москвы только на устаревшие проводные системы не позволяет широко применять новые беспроводные системы, более удобные и менее дорогие. Попытки компаний-разработчиков приборов и систем учета подстраиваться под постановления приводят к тому, что Москва оснащается приборами учета воды, провода которых в большинстве случаев не подключены к системам в течение многих лет. У экспертов есть опасения, что разрабатываемые программные продукты для городской системы АСКУПЭ не будут работоспособными, поскольку разработчики не согласовывают их с производителями приборов и автоматизированных систем учета.
В связи с массовой установкой водосчетчиков, а в дальнейшем — и приборов учета тепла более чем в 3,5 млн. квартир москвичей, эта проблема превращается из локальной в стратегическую.
Концерн Техем, один из мировых лидеров энергосервиса, разработал, установил и обслуживает в 27 странах десятки миллионов уникальных беспроводных интеллектуальных приборов и систем учета воды, тепла, газа и электроэнергии.
Беспроводные системы «walk-in» учета воды и тепла Техем, одни из самых эффективных и дешевых, позволяют одному сотруднику фирмы, оснащенному радиосканером и микрокомпьютером, в течение дня, не заходя в квартиры, считывать показания с любых типов приборов (в том числе водосчетчиков, газовых счетчиков, электросчетчиков, теплосчетчиков, оснащенных радиомодулем IFS data III, и распределителей тепла) на следующий день после их установки. Услуга считывания стоит от 15 рублей за снятие показания с одного прибора. Для Москвы достаточно 180—200 операторов, оснащенных этими приборами, для съема информации с любых типов приборов во всех квартирах города за 10—15 дней.
Автоматизированный вариант радиосистемы в автоматическом режиме производит съем показаний с приборов и их передачу по каналам связи GSM или по Интернету в центр обработки нашей компании, городские службы.
Ориентация на устаревшие технологии и задержка использования новых систем учета и регулирования энергопотребления приводит к значительным потерям времени, денег и способствуют технологическому отставанию Москвы.
Думается, что Правительству Москвы и всем департаментам и управлениям комплексов городского хозяйства и строительства необходимо срочно вносить существенные изменения в концепцию городской целевой программы «Энергосбережение в г. Москве на 2009-2013 годы и на перспективу до 2020 года». Концепция должна предусматривать последовательную демонополизацию рынка. Изменения должны быть внесены в идеологию централизованного отопления, где должны применяться новейшие ресурсосберегающие технологии с температурными режимами не 90-70, а 110-45 градусов Цельсия. На наш взгляд, следует пересмотреть техническую политику и концепцию создания городской АСКУПЭ. Необходимо привлечь к ее разработке производителей приборов и технологий учета. Также нужно изменить систему оценок и организацию проведения конкурсов по установке оборудования, приборов и систем автоматизированного учета, а предпочтение отдавать новейшим комплексным энергосберегающим системам. Коммерческий учет и техническое обслуживание столь сложных систем должны производить их разработчики и производители.
В столице не решен очень важный вопрос о собственности общедомовых приборов учета. В правительстве Москвы готовится постановление о передаче их на балансы ресурсоснабжающих организаций. Однако это будет противоречить действующему Жилищному кодексу РФ, по которому эти приборы и узлы относятся к общедолевому имуществу граждан. Эксперты прогнозируют, что передача домовых приборов учета ресурсоснабжающим компаниям приведет со временем к их утере, поскольку компании-монополисты не заинтересованы в объективном учете. Кто в этом случае будет их восстанавливать? Наверное, граждане, но уже за свой счет.
В большинстве стран Европы эти приборы принадлежат собственникам зданий или обслуживающим их специализированным энергосервисным компаниям. В Москве же нет полноценных энергосервисных компаний, и создается впечатление, что правительство не заинтересовано в их существовании.
Думается, что общая ситуация давно созрела для прямого и открытого диалога властей и других участников рынка с целью решения проблем и выработки долгосрочной стратегии энергосбережения и прозрачных твердых правил работы всех участников рынка. Объединение московских предприятий и фирм, работающих в секторе энергоучета и энергосервиса, в ассоциацию, также будет способствовать цивилизации рынка и диалогу с правительством.
Думается, что и наши крупные предприниматели могут внести достойный вклад в развитие России, не только покупая произведения искусств, но помогая решать насущные проблемы простых граждан. Часть задач, например, для Москвы и Петербурга, может решить фонд энергосбережения, основанный крупными компаниями и предпринимателями, основной целью которого будет сбор средств и реализация программы переоснащения систем отопления и водоснабжения старых жилых домов на новейшие регулируемые энергосберегающие системы, оснащенные современными приборами и системами учета.
Уверен, наш великий город Москва достоин быть не только внешне красивым, но и действительно быть, как одна из мировых столиц, образцом энергоэффективности и комфорта.

Алексей АЛЕКСЕЕВ, к. т. н., генеральный директор ООО «Техем» (www.techem.org.ru, ww.techemservice.ru, www.techemenergy.ru, www.techem.de)

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.