Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    МОСКОВСКИЕ ХРОНИКИ

В КАНУН ВИСОКОСНОГО ГОДА

КРАСНЫЕ ДНИ КАЛЕНДАРЯ

Историки утверждают, что в старину на Руси большая часть праздников приходилась на осенне-зимний период: веселье начиналось, когда заканчивался сельскохозяйственный год. Мало что изменилось и в наши дни. Разница, пожалуй, лишь в том, что раньше едва ли не каждый понимал смысл праздников и знал, как их нужно отмечать. Сегодня же все больше москвичей, уставших от бешеного ритма жизни в мегаполисе, празднуют все подряд, используя любую возможность расслабиться. В результате скорбный День памяти жертв политических репрессий сменяется разухабистым Хеллоуином, благоприобретенный День народного единства – официально отмененным «красным днем календаря». В народе, кстати, его уже называют «Днем народного разъединения», имея в виду неутихающие споры о революции, ее значении, возможном перезахоронении Ленина и прочем другом.
Правда, в этом году впервые за последние несколько лет день 7 ноября отмечался официально и нетрадиционно. По Красной площади прошли торжественным маршем несколько тысяч военнослужащих, в том числе солдаты Роты почетного караула и курсанты военных училищ – таким образом столица вспоминала о легендарном параде 7 ноября 1941 года. Конечно же, присутствовали и ветераны войны (по имеющимся данным, всего около 700 человек, 65 из которых участвовали в самом параде 1941 года). Церемония, в которой участвовали Юрий Лужков, члены столичного правительства и депутаты Мосгордумы, началась с возложения венков к могиле Неизвестного Солдата.
«Победа в Битве за Москву в 1941 году – самая первая и самая важная победа в истории Великой Отечественной войны, — сказал столичный мэр. — Сегодня мы низко кланяемся участникам парада, ветеранам, всем, кто спас нашу страну не от порабощения, а от уничтожения».
К годовщине Парада было приурочено и присвоение почетного звания «Город воинской славы» ряду российских городов: Ельцу, Ельне, Ржеву, Владикавказу и Малгобеку. 7 ноября Владимир Путин вручил мэрам этих городов почетные грамоты, и, в свою очередь, также поздравил ветеранов войны. «Всей своей жизнью вы не раз доказывали, что наша страна всегда умела себя защитить и сплотиться, собраться в один кулак и перед общей бедой, и перед большой совместной работой. Эти вековые традиции — самое ценное, что перешло от вас к потомкам, и что, без сомнения, будет и дальше передаваться от одного поколения к другому», — подчеркнул Президент.
Вполне можно предположить, что в скором будущем праздник 7 ноября приобретет новый смысл. Тем более что традиционные уличные акции коммунистов вызывают все меньший интерес даже у самих партийных товарищей, не говоря уже о «сторонней публике». Да и вообще, политика всем уже поднадоела, а у москвичей к тому же на нее просто не хватает времени. Так, в состоявшемся 4 ноября «Русском марше» приняли участие всего несколько тысяч человек, в основном сторонники пресловутого Движения против нелегальной иммиграции и других националистических организаций.
Еще меньше народу собрали прошедшие неделей позже митинги противников «третьего срока президента Путина». В данном случае не совсем понятно, против чего конкретно протестовали «несогласные» из числа демократов: сам Президент неоднократно подчеркивал, что он против изменения Конституции, которая, как известно, допускает лишь два президентских срока подряд. Кроме того, ни выдвижение, ни регистрация кандидатов на пост главы государства еще не начались.
В целом же уличные акции становятся все меньшим раздражителем для москвичей. В прямом смысле слова: если раньше большинство из них проводились в самом центре Москвы, что вызывало паралич уличного движения, как автомобильного, так и пешеходного, то сейчас тот же «Русский марш» прошел на набережной Тараса Шевченко, а названные выше митинги – в Новопушкинском сквере, то есть далеко не на самых оживленных магистралях столицы. И даже устроенные коммунистами «ноябрьские праздники» особо никому не помешали.

В БОРЬБЕ С РЕКЛАМНОЙ «ГИДРОЙ»

Не меньше, чем политика, москвичей утомила и реклама. Как по ТВ, так и уличная. Что касается последней, то она мешает уже и самим рекламодателям, и работникам рекламных агентств: во многих местах города «растяжки» висят так плотно, что попросту перекрывают друг друга. Об этом говорилось на заседании Правительства Москвы 13 ноября, в ходе которого обсуждалась Городская целевая программа развития рекламы, информации и оформления в столице на 2008-2010 гг.
Выступая на заседании, Юрий Лужков предложил создать в столице, и в первую очередь, разумеется, в центре, зоны, свободные от рекламы. «Это будут зоны, наподобие природоохранных», — подчеркнул мэр. Кроме того, от рекламы можно будет «освободить» исторические и архитектурные памятники, равно как и сократить ее количество на 70-ти крупнейших городских магистралях.
Правда, произойдет все это не ранее 2010 года, а до этого площади наружной рекламы будут расти. За исключением щитов, баннеров и перетяжек, установленных без соответствующего разрешения или с нарушением существующих требований, а также особо крупных конструкций площадью свыше 10 кв.метров. На их демонтаж и утилизацию в 2008 году будет выделено 32 млн. рублей, в 2009-м – 22 млн. и в 2010-м – 21 млн. Помимо этого, на специальные средства для контроля за состоянием рекламных конструкций в будущем году планируется израсходовать 10 млн. руб. Во всех случаях речь идет о средствах из внебюджетных источников.
Всего же на реализацию программы за три года будет истрачено 9,9 млрд. рублей. В том числе из городского бюджета – 2,7 млрд. Кроме демонтажа «незаконных» рекламных конструкций, а также «очистки» от них Центра и крупных магистралей, в программе предусматривается установка рекламно-информационных видео-экранов в дополнение к 68-ми уже существующим в столице, а также – 120-ти подключенных к Интернету информационных автоматических киосков (в настоящее время их в городе 60 штук).
Согласно документу, планируется увеличить расходы и на праздничное оформление города. На эти цели к 2010 году будет потрачено 3,5 млн. внебюджетных рублей. Планируется также увеличить количество социально-значимой и социальной рекламы на улицах города.
Реализация программы еще не началась, а многие скептики уже сейчас предрекают ее провал. Главный их аргумент хорошо известен: в рекламном бизнесе крутятся огромные деньги, столь же велики и отчисления рекламщиков в бюджеты всех уровней, не исключая и московский. Для властей отказаться от подобных доходов – непозволительная роскошь. Поэтому все прошлые попытки столичного правительства «обуздать» рекламный бизнес, «ввести его в цивилизованное русло», заканчивались в общем безрезультатно, напоминая скорее бой с драконом или с гидрой, у которых вместо отрубленной головы тут же вырастали несколько новых. «Рациональное зерно» в таких рассуждениях, безусловно, есть. А насколько успешной окажется новая городская программа, станет ясно уже в недалеком будущем.

«СНЕЖНЫЕ» ПРОБКИ

По мнению большинства экспертов, уличная реклама, отвлекая внимание водителей, служит одной из причин пробок и аварий на московских магистралях. Опять же, доля правды в этом есть, но даже если убрать все щиты, то дорожная обстановка в городе если и улучшится, то незначительно.
Короче, наличие уличной рекламы – далеко не главная причина появления пробок на московских (и не только) дорогах. Намного большую роль играют погодные условия. Убедиться в этой несложной истине многие москвичи смогли во время снегопадов, начавшихся в столице и области в середине ноября. В первый же день непогоды общая длина пробок на московских улицах составила 580 км. Дорожные службы, как это обычно бывает, оказались не готовы к такому повороту событий, а столичная госавтоинспекция порекомендовала автомобилистам в эти дни воздержаться от поездок по городу.
Пока в Москве шел снег, едва не парализовавший все движение в городе, в Красноярске проблему пробок в больших городах обсуждали на заседании Президиума Госсовета РФ. По словам Владимира Путина, при решении данной проблемы основной акцент должен быть сделан на развитии скоростного внеуличного транспорта, включая высокоскоростной трамвай и метро. Необходимо искать новые внебюджетные источники финансирования, развивать государственно-частное партнерство в различных его формах. «Соответствующие механизмы, — отметил Президент, — должны быть реально привлекательными и выгодными не только для государства, но и для тех, кто вкладывает частные средства».
Многое из того, о чем говорил глава государства в Красноярске, в тех или иных формах уже реализуется в Москве. Так, постановление столичного Правительства № 840 о развитии наземного пассажирского транспорта столицы на период с 2006 по 2009 годы, которое многие специалисты именуют «политическим решением» московских властей по приоритетному развитию общественного транспорта, предусматривает в ближайшем будущем открытие первых линий скоростного трамвая. Кроме того, на крупнейших городских магистралях планируется выделить специальные полосы для общественного транспорта. Сначала — на Ленинградском и Волоколамском шоссе, а если эксперимент окажется удачным, то подобные полосы будут созданы и на других городских улицах.
Что касается метро, то уже в середине декабря должна быть открыта для пассажиров станция «Сретенский бульвар» на Люблинской линии. Которая, как известно, в дальнейшем протянется до Марьиной Рощи и далее на север Москвы. Сейчас метро строится в основном на окраинах столицы.
В планах руководства метрополитена – прокладка нового участка Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» в сторону Митино, строительство «легкого метро» от «Юго-Западной» до Ново-Передлекино. А в центре должна быть проложена линия от ММДЦ «Сити» до «Савеловской». В середине ноября в некоторых СМИ появилась информация о строительстве «легкого», или «мини-метро», но она была опровергнута руководителями столичной подземки. Новая линия пройдет от Сити (от станции «Международная» или от «Делового центра») через Шмитовскую набережную до «Полежаевской», далее до метро «Динамо» и затем к «Савеловской». Планируемый срок окончания строительства, по имеющимся сведениям – 2011 год.
Конечно, приведенными выше примерами деятельность городских властей по развитию транспортной системы мегаполиса не ограничивается. В данной области Москва давно уже стала лидером среди всех субъектов Федерации. Вполне возможно, что столичный опыт уже в скором будущем найдет должное применение в общероссийском масштабе.

Юрий МИТРОПОЛЬСКИЙ, Алексей БЕРЕЗИН

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.