Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •   

ALMA MATER

ДОРОГИ И АВТОМОБИЛИ, КАК ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

ПриходькоМосковский автомобильно-дорожный институт был основан в разгар индустриализации, 13 декабря 1930 года. Тогдашнее руководство страны, несмотря на все допущенные «перегибы» понимало, что развитие автомобильной промышленности, как и любой другой, невозможно без собственных высококвалифицированных кадров. Эта закономерность, что очевидно, актуальна и в наши дни, когда и автопром, и дорожное строительство, несмотря на все достижения научно-технической мысли последнего времени, по-прежнему остаются «локомотивами экономики», а МАДИ стал полнокровным техническим университетом – не по названию, но по сути. На вопросы редакции МиМ отвечает ректор МАДИ (ГТУ), член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, лауреат премии Президента РФ Вячеслав ПРИХОДЬКО.

— Вячеслав Михайлович! Вы занимаете руководящие должности в МАДИ, начиная с 1981 года. За это время, как говорится, много воды утекло, и сейчас мы живем в совершенно другом мире, другой стране, нежели четверть века назад. Не обошли стороной перемены и наше высшее образование. А какие принципиальные, качественные изменения произошли в вузе, который Вы возглавляете?
— Действительно, за эти годы много чего изменилось как в системе отечественного высшего образования в целом, так и непосредственно в МАДИ. Прежде всего, заметно изменились сами студенты. Еще 15-20 лет назад немногие всерьез задумывались, «кем быть». Тогда спросом пользовались в основном специальности, считавшиеся престижными – экономика, менеджмент… На остальные нередко поступали лишь когда не добирали баллов на другие, более «модные». Так было, например, со специальностью «автомобильные дороги и аэродромы». Прежде по ней обучались главным образом «несостоявшиеся» экономисты и управленцы. А теперь, когда масштабы дорожного строительства увеличились на порядок, особенно в Москве, конкурс на соответствующее отделение стал намного больше и поступить туда можно, только сразу же подав документы.
То же самое можно сказать и о многих других направлениях. Например, логистике. Вообще нынешние студенты стараются тщательно анализировать, какая именно специальность пользуется спросом на рынке труда. И наоборот, значительно меньше поступают в вузы (и не только в наш) просто ради «корочки», или же отсрочки от армии. Короче, современная молодежь, что бы о ней ни говорили, более реалистично смотрит на жизнь, она стала более серьезной, более целеустремленной и социально активной.
Что касается нас самих, то есть преподавателей и сотрудников, то, наверное, главная задача, с которой нам удалось справиться, – это формирование системы многоканального финансирования. Думаю, нет особой необходимости рассказывать, как обстояло дело с «денежным довольствием» для высшей школы еще 10—12 лет назад. Пришлось учиться зарабатывать деньги самостоятельно, сохранив при этом собственный научный потенциал и ценнейшие кадры. И мы смогли научиться этому.
— Зарабатывать деньги можно по-разному. Например, сдавать в аренду любые «свободные» помещения, или же зачислять всех желающих, пусть и не слишком способных, но готовых платить… А каким образом решили проблему финансирования в МАДИ?
— В первое время основным источником наших доходов была как раз сдача помещений в аренду. В то время, в начале 90-х годов, у нас просто не было выбора. Достаточно сказать, что за 10 лет на содержание общежитий, их текущие и капитальные ремонты из бюджета не было выделено ни копейки.
Ситуация стала меняться на рубеже веков. С тех пор, как я стал ректором Университета, то есть с 2001 года, не было сдано ни одного квадратного метра. Наоборот, мы сейчас расторгаем договоры с коммерсантами и прочими арендаторами, не представляющими интереса для вуза. И сохраняем отношения главным образом с «профильными» организациями. Так, два этажа в нашем главном корпусе занимает офис Ассоциации Международных автоперевозчиков. Через нее и другие подобные структуры мы лоббируем – в хорошем смысле — наши интересы. А некоторые из арендаторов охотно принимают на работу наших выпускников.
Так что сейчас сдача площадей в аренду уже перестала быть главным нашим «заработком». На первое место, как и во многих других вузах, вышло оказание платных образовательных услуг. Речь идет не только об изначально платном обучении различным специальностям, но, в первую очередь, о дополнительных предметах, например, втором иностранном языке, а также – о втором образовании.
— Раньше мы справедливо гордились не только качеством, но и доступностью нашего высшего образования. А сейчас все больше услуг в данной области оказывается за плату, иногда очень значительную. Не получится ли так, что в скором будущем сама возможность получения диплома окажется уделом избранных?
— Начнем с того, что согласно действующему законодательству второе высшее образование у нас в стране платное. Как параллельное, после трех лет обучения по основной специальности, так и получаемое после первого, то есть после защиты диплома.
Далее, еще не так давно второе высшее было для многих скорее элементом престижа, нежели насущной необходимостью. Получив диплом, люди стремились выучиться на экономиста, юриста, управленца, хотя спрос на эти специальности на рынке труда заметно уступал предложению.
Сейчас мы наблюдаем прямо противоположную картину, когда второе высшее получают прежде всего для повышения собственной квалификации, а значит и востребованности на рынке труда. Многие наши студенты одновременно учатся и работают. У некоторых свой бизнес. И эти люди готовы инвестировать заработанные ими деньги в свое будущее. В целом же сейчас только 20% наших студентов так или иначе оплачивают свое образование. Все остальные учатся бесплатно.
— В свое время руководство многих вузов пошло по пути сокращения «непрофильных» расходов, то есть финансирования социальной сферы, спорта, художественной самодеятельности и т. д. А как обстояло дело в МАДИ?
— Конечно же, общее сокращение, а де-факто — прекращение финансирования высшей школы, в том числе и нашего Университета, не могло не сказаться на ситуации в тех сферах, о которых мы сейчас говорим. Долгое время государство вообще не выделяло денег на поддержку материалоемких видов спорта. К ним относятся авто- и мотоспорт, по понятным причинам наиболее распространенные в МАДИ. Между тем у нас во времена СССР была прекрасная команда, побеждавшая во многих ралли, шоссейных и кольцевых автогонках. А мотоциклисты наши вообще не знали себе равных. Среди них – много чемпионов Союза, России, Москвы. Позже эти виды спорта были, по сути, преданы забвению.
Сейчас мы восстанавливаем нашу спортивную базу. Правда, эта работа связана с очень большими издержками. Ведь нашим спортсменам требуется самая современная, а значит, и дорогая техника. И потом, восстанавливать утраченное всегда сложно.
Что касается других видов спорта, то МАДИ всегда был силен своими теннисистами, борцами. У нас учится чемпион мира по таэквон-до. Совсем недавно наши волейболисты выиграли первенство студенческих команд Москвы и Подмосковья.
Если говорить об интеллектуальных играх, то еще в 1964 году команда МАДИ стала победителем в общесоюзном «турнире» КВН. И до сих пор состязания веселых и находчивых остаются доброй традицией нашего вуза. Свои команды есть у отдельных курсов, факультетов. А этой весной прошло соревнование команд КВН подшефных школ, выпускники которых поступают к нам.
— Вячеслав Михайлович, давайте вернемся к «учебной» тематике. Любое образование, а техническое — в первую очередь, это не только теория, но и практика. Скажите, пожалуйста, где и в каких условиях проходят ее ваши студенты?
— Несмотря на все перипетии последних лет, мы смогли сохранить научно-техническую базу Университета, и в первую очередь – наш полигон площадью более 30000 гектаров на 34-м километре Ленинградского шоссе. Правда, для обеспечения должного финансирования пришлось заняться бизнесом и вместе с одной из крупных компаний создать на этом полигоне терминал, способный одновременно обслужить до 10 крупнотоннажных автомобилей. При нем создан компьютерный класс для студентов, которые могут освоить специальные программы, а затем в режиме реального времени отследить все процессы, связанные с обработкой грузов. Тем самым они приобретают большой опыт в логистике, в управлении поставками. А эти специальности сейчас очень востребованы на рынке.
Помимо этого, в свое время было создано несколько совместных предприятий с западными компаниями по обслуживанию и ремонту дорожной техники. Это позволяет нам использовать в учебном процессе самые современные ее образцы. Вообще все факультеты, все кафедры МАДИ смогли сохранить на полигоне свои лаборатории. Кроме того, на нем по-прежнему проводятся автомобильные гонки, мотокроссы, иные спортивные состязания.
— И последний вопрос. В России, как известно, две главные проблемы: дураки и дороги. Вторая из них имеет непосредственное отношение к МАДИ-ГТУ. Как Вы считаете, есть ли у нас шанс решить эту проблему в обозримом будущем?
— Безусловно, есть. Но начну я не с дорог, а с автомобилей, которые по ним ездят. Существует весьма распространенная точка зрения, что свой автопром России не нужен, что ей достаточно лишь «отверточного» производства. На самом деле автомобилестроение – это ни много, ни мало катализатор промышленного развития страны в целом. Ведь современный автомобиль по уровню своей технической оснащенности приближается к космическим кораблям 70-х гг. прошлого века! А 70% стоимости «среднестатистической» машины составляют электроника, компьютерные программы, иные интеллектуальные продукты. Выводы, как говорится, делайте сами.
Теперь о дорогах. Отрадно, что руководители нашей страны в последнее время стали уделять им намного больше внимания. 13 октября прошлого года в Ярославле прошло заседание Госсовета, посвященное вопросам развития дорожной сети. И я был единственным руководителем вуза, единственным представителем научной общественности, принимавшим участие в его работе. А совсем недавно на строительство новых дорог было дополнительно выделено из бюджета 100 млрд. рублей.
Дороги были и остаются кровеносными артериями экономики любой страны; вслед за строительством любой новой магистрали создается придорожная инфраструктура, а значит, появляются новые рабочие места. Безусловно, возрастет спрос и на специалистов-дорожников, а значит — и востребованность получаемого у нас образования, и престиж нашего Университета.

Василий АНДРЕЕВ

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.