Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •   

МЕГАПОЛИС В РАЗРЕЗЕ

КИНО БУДЕТ!

Круглый стол16 и 18 мая в рамках Дней культурного и исторического наследия Москвы прошли заседания круглого стола «Кинотеатр «Художественный»: перспективы развития», организованного столичным Комитетом по культуре, Национальной академией кинематографических искусств и наук России «Российский институт культурологии» и ГУП «Московское кино» во главе с Анной Васильевной Пендраковской. Собравшиеся в «Художественном» продюсеры, киноведы, представители кинопроизводящих и прокатных компаний говорили о будущем этого старейшего российского кинотеатра и некоммерческого кино в Москве.

Кинотеатр «Художественный» уникален: его здание, являющееся сейчас памятником архитектуры московского модерна, проектировалось специально для размещения кинотеатра. Открытый в 1909 г., он вмещал до 400 человек, а после того как в 1913-м здание было перестроено, количество мест в зрительном зале увеличилось до 900. Тогдашний синематограф Брокша стал одним из самых фешенебельных кинотеатров России – с красочными афишами, гирляндами электрических лампочек на фасадах, мраморными колоннами, фонтаном и паркетными полами в фойе, ажурными люстрами. «Художественный» связан со многими эпохальными событиями в истории отечественной кинематографии: в 1926 году здесь состоялась премьера «Броненосца Потемкин», в 1931 году демонстрировался первый звуковой фильм «Путевка в жизнь», показана первая цветная кинолента «Груня Корнакова» (1936).
Советские времена уничтожили роскошь и статус «Художественного». В 60-е он чудом избежал сноса при реконструкции Нового Арбата; помещения, пережившие несколько непрофессиональных ремонтов, постепенно пришли в аварийное состояние. В 90-е в здании кинотеатра разместились залы игровых автоматов. ГУП «Московское кино», в структуру которого входит теперь «Художественный», одной из основных своих задач видит возвращение кинотеатру статуса лучшей прокатной площадки России, символа отечественного кинематографа. Но, кроме воссоздания первоначального облика фасада и внутренних помещений, необходимо выработать особую творческую концепцию кинотеатра. Обсуждению проектов и программ, которые сформируют новый стиль «Художественного», и был посвящен круглый стол.
Кинотеатр "Художественный"Директор Музея Кино Н. И. Клейман рассказал о ретроспективах фильмов, которые пройдут в «Художественном» в рамках грядущего Московского Кинофестиваля. Планируется показать 13 фильмов итальянских режиссеров, имеющих отношение к провинции Ломбардия, Милану. В панораму войдут картины «Обгон» Дино Ризи, «Рокко и его братья», Висконти, «Горькая жизнь» Лидзани, «Милан – 83» Ольми. На открытии (на нем будет присутствовать премьер-министр Ломбардии) планируется продемонстрировать знаменитый фильм, давно не шедший в российском прокате,– «Хлеб, любовь и фантазия» с молодой Джиной Лоллобриджидой в главной роли. Эта комедия в стиле так называемого «розового неореализма» снята в 1953 году и совершенно неизвестна молодому поколению зрителей.
Одним из сюрпризов ММКФ в этом году станут бесплатные ежедневные показы в «Художественном» никогда не бывших в прокате игровых японских картин для детей и подростков. Музей Кино готов предоставить кинотеатру еще несколько тематических подборок фильмов: коллекцию отечественного анимационного кино, панораму бразильских лент, которую составят фильмы различных жанров, завоевавшие международные премии в течение последних 30 лет, региональное кино России и другие. «В сочетании с премьерами такие программы и тематические циклы, взятые в качестве новой концепции репертуара кинотеатра «Художественный», могли бы составить альтернативу коммерческому потоку новых рейтинговых фильмов», — считает Н. И. Клейман.
Кинотеатр "Художественный"В рамках круглого стола состоялась презентация каталога действующего фильмофонда «Московское кино». ГУП унаследовало архивы старейшей кинопрокатной организации Москвы – сейчас собрание насчитывает более 7 тысяч наименований картин и около 15 тысяч копий кинофильмов; причем коллекция изначально была ориентирована на кинопрокат, а не на научную работу с фильмами, как в Госфильмофонде. Коллекция разделена по трем видам кино – художественное, короткометражное и мультипликационное, научно-популярное и хроникально-документальное – и на тематические блоки.
Тезисы, обсуждавшиеся за круглым столом, определяют политику развития не только «Художественного». Сходные преобразования планируется провести во всех 28 кинотеатрах, состоящих в структуре «Московского кино». Столичная кинопрокатная организация, созданная в начале 30-х годов прошлого века, получила свое нынешнее имя и статус в 2002 году по постановлению Правительства Москвы. По большому счету, миссия ГУП «Московское кино» заключается в том, чтобы возродить кинопрокат отечественных фильмов и составить конкуренцию коммерческим сетям, таким как «Каро-фильм» и «Империя кино».
«В 90-е годы большинство кинотеатров было передано в управление государственным унитарным предприятиям, – рассказывает директор «Московского кино» Анна Васильевна Пендраковская. – И к 2000 году наряду с процветающими мультиплексами в Москве существовали кинотеатры, где залы заполнялись в лучшем случае на 5%, а большая часть помещений была сдана владельцам мебельных и автосалонов. Тогда в Москве было 56 государственных и 13 частных кинотеатров; еще 20, в которых фильмы все-таки показывали, были сданы в аренду, а 27 – полностью исключены из кинопроката».
ПендраковскаяПравительственное постановление от 2006 года предполагало реструктуризацию 91-го муниципального кинотеатра, и 28 из них вошли в состав ГУП «Московское кино». Таким образом, кинотеатры Москвы были объединены в единое предприятие, что позволило городу сдавать в аренду без посредников наиболее успешные залы, а остальные приобретали статус дочерних предприятий, в которых «Московское кино» должно было вести единую рекламную и репертуарную политику, ориентированную прежде всего на некассовые фильмы.
«Сейчас мы занимаемся реконструкцией и переоборудованием кинотеатров, — продолжает Анна Васильевна. – Испорченные интерьеры «Художественного» — ничто по сравнению с тем, в каком состоянии находятся другие кинотеатры, особенно те, что расположены в спальных районах. Однако их восстановление необходимо, так как большая часть нашей аудитории – люди старшего поколения. Если дать им возможность смотреть любимые фильмы в зале, к которому они привыкли с юности, ситуация в прокате некоммерческого кино изменится к лучшему; мы уже имеем положительный опыт, приведя в порядок и открыв несколько кинотеатров. А наш репертуар составят в основном российские и советские картины, старые и лучшие новые мультфильмы.
"Спутник"Мы устраиваем в кинотеатрах бесплатные сеансы, предлагаем абонементную систему для детей и ветеранов, проводим различные мероприятия. В рамках акции «Салют Победы», например, благотворительные показы старых и новых фильмов о войне посетило более 3 тысяч человек. В марте 2005 года ГУП «Московское кино» совместно с Межрегиональным благотворительным общественным фондом «Новые имена» организовало выставку работ юных участников проекта «Моя мечта – Россия». Мы создаем киноклубы различной тематики, работаем с детскими домами, кадетским корпусом, Суворовским училищем, стараясь охватить слои населения, не являющиеся активными потребителями коммерческого кино».
Московские власти объявили, что уже к 2010 году будет закончена реконструкция 13 кинотеатров – вместо магазинов и игровых автоматов в них снова будет кино. Намного больше времени понадобится, чтобы вырастить и воспитать понимающую и любящую кино аудиторию. Но люди, работающие в ГУП «Московское кино», — увлеченные энтузиасты и настоящие профессионалы своего дела, а значит, у московского проката есть будущее.

Татьяна ЩЕПАТОВА

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.