Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    ВЛАСТЬ

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ...

ПресняковНа вопросы редакции МиМ отвечает Первый заместитель руководителя Департамента имущества города Москвы Игорь Витальевич ПРЕСНЯКОВ.

— Игорь Витальевич! Для начала давайте определим сферу деятельности вашего Департамента. С одной стороны, у него «говорящее название», а с другой – сами размеры нашего мегаполиса, количество хозяйствующих субъектов в нем делают это название несколько «размытым». Итак, что входит в сферу компетенции Департамента имущества города Москвы?
— Известно, что собственность, по определению, предполагает не только владение неким имуществом, но и возможность, и необходимость его использования и сохранения. Причем использования рационального, с выгодой для столицы и ее жителей. Собственности у Москвы, как и у других субъектов РФ, и у государства в целом, много.
В структуре исполнительной власти города функции собственника исполняет наш Департамент. При этом речь идет как об участии в определении государственной политики в области имущественных интересов города и последующем претворении ее в жизнь, так и об управлении конкретными объектами. А также – долями города в уставном капитале отдельных предприятий и фирм.
— Получается, что город в отношении собственности выступает и как орган субъекта Федерации, определяющий порядок имущественных отношений, и как самостоятельный субъект и собственник, действующий на рынке. То есть сочетает в себе административные и коммерческие функции. Нет ли в этом противоречия?
— А какое здесь может быть противоречие? Ведь согласно Гражданскому кодексу РФ собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. В рамках закона, конечно же. Простейший пример: любой владелец квартиры сам решает, как ее можно использовать: жить в ней самому или сдать в аренду. В последнем случае он и самостоятельно же определяет размер арендной платы.
То же самое относится и к нам. Различие лишь в том, что любой «частник» действует в основном в своих личных интересах, а наш Департамент как орган, исполняющий функции собственника имущества города, – в интересах всей столицы и ее жителей. Так, значительная часть поступлений в бюджет от платежей за сданное в аренду имущество направляется на финансирование городских социальных программ. Это в равной степени относится к объектам, расположенным как в черте города, так и за его пределами.
Квадрига— Известно, что Москве как собственнику принадлежат многие объекты недвижимости не только в других регионах страны, но и в других государствах. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, в чем заключается целесообразность для города во владении этой собственностью и какую выгоду она позволяет получить?
— Ничего необычного в подобной практике нет. Как я уже говорил, Москва выступает в роли собственника, действующего на рынке. А любой собственник не может ограничивать свою активность географическими рамками, поскольку руководствуется своими экономическими интересами.
Что касается выгоды для Москвы и москвичей, то она вполне очевидна. Городу принадлежат пансионаты, санатории, летние детские оздоровительные лагеря – в Подмосковье, на Черноморском побережье, в других регионах. И многие жители столицы приобретают туда путевки с большой скидкой, а то и вовсе бесплатно. Ведь Правительство Москвы смогло сохранить многие льготы, отмененные в других субъектах РФ после принятия известного 122-го закона. А будучи собственником всех этих объектов, городские власти могут устанавливать цену на отдых и лечение в них по своему усмотрению.
Не нужно забывать и о необходимости обеспечения города всем необходимым для его поступательного развития и просто для нормальной жизни. Автаркия в современных условиях в принципе невозможна, ни в масштабах страны, ни в масштабах отдельно взятого мегаполиса. Тем более такого, как Москва. Из которого, прежде всего из центра, выводятся многочисленные промышленные предприятия. И эта работа будет продолжена в обозримом будущем.
С другой стороны, потребности Москвы в самой разнообразной продукции все время возрастают. Частично ее, конечно, можно «импортировать». Но далеко не все. В отдельных случаях для города выгоднее приобрести предприятия определенных отраслей в других регионах. Например, в г. Ярцево Смоленской области в 2003 г. на базе бывшего завода «Двигатель» — структурного подразделения АМО ЗИЛ — было создано Государственное предприятие г. Москвы «Литейно-прокатный завод». Проектом предусматривается создание современного производства мощностью 220 тыс. тонн сортового проката в год. Основным потребителем которого станут предприятия стройкомплекса горхозяйства Москвы. И таких примеров можно привести еще много.
Москва— С другой стороны, многочисленные объекты в пределах Москвы находятся в федеральной собственности. Как известно, еще в первой половине 90-х гг. прошлого века все государственное имущество на территории города Москвы было разграничено на федеральную и городскую собственность. С тех пор имущественные отношения между столичными властями и Федеральным центром не всегда были бесконфликтными. Можно вспомнить, например, затянувшийся спор по поводу памятников культурного наследия, к настоящему времени урегулированный. А как складываются эти взаимоотношения в настоящее время?
— Прежде всего, говорить о конфликте, в прямом смысле слова, в данном случае неуместно. Был имущественный спор, который решался – и решился – в рамках закона. В прошлом году была создана рабочая группа по урегулированию правоотношений вокруг памятников истории и культуры, в состав которой вошли представители Правительства Москвы, Министерства финансов и Минэкономразвития РФ. 8 августа того же года Юрий Лужков, Алексей Кудрин и Герман Греф подписали протокол о согласии сторон с изменениями в федеральном законодательстве. Предложенные Правительством Москвы поправки предусматривали отмену моратория на приватизацию памятников истории и культуры и передачу их в собственность субъектов Федерации и муниципальных образований для исполнения ими своих полномочий.
После принятия данных поправок началась работа по разграничению прав собственности РФ и отдельных ее субъектов на объекты культурно-исторического наследия. Их списки формируются Росимуществом по представлению властных органов субъектов Федерации (в нашем случае это Москомнаследие) и затем утверждаются Правительством РФ.
Таким образом, создан надежный механизм для урегулирования ранее возникших имущественных споров. Конечно, отношения собственности не могут быть совсем уж «безоблачными». Но все «острые вопросы» теперь вполне можно решить исключительно в правовом поле.
— Одно из основных направлений деятельности вашего Департамента – продажа принадлежащего городу имущества. Приватизация в Москве, как известно, продолжается вот уже 15 лет. За это время удалось передать в частные руки многие объекты недвижимости, среди которых немало «лакомых кусков» бывшей госсобственности. А что подлежит приватизации в ближайшем будущем? И на какую прибыль при этом может рассчитывать Москва?
— Еще не изгладились из нашей памяти те времена, когда все у нас было государственным. Однако «все» государству попросту не нужно. Это касается и РФ в целом, и Москвы как одного из ее субъектов. Так что приватизация, действительно, проводится в течение полутора десятилетий и будет продолжаться далее.
С другой стороны, хочу особо подчеркнуть, что никакого «обвального» разгосударствления собственности, по образу и подобию «ваучеризации по Чубайсу», в Москве не было и не будет. Ведь приватизация проводится не просто для создания «класса собственников», но для снятия излишней нагрузки на бюджет и одновременно увеличения его доходной части. Вообще в нашем деле как никогда важно придерживаться известного принципа: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Это касается не только приватизации, но и управления городским имуществом в целом.
Очевидно, что и без тщательного планирования здесь не обойтись. Правительством города утверждена «Среднесрочная программа приватизации имущества г. Москвы на 2005-2007 гг.». И, конечно, основным нормативным актом по приватизации вообще остается Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».
— А как организован сам процесс приватизации? В частности, как организованы подготовка и проведение соответствующих сделок? И каким образом определяется стартовая цена подлежащих продаже объектов?
— Приватизация объектов недвижимости, точнее, нежилого фонда, проводится в соответствии с заранее утвержденными списками или перечнями, составленными территориальными агентствами нашего Департамента и согласованными с префектурами административных округов.
Далее, решение о способе приватизации конкретного объекта принимается Городской комиссией по приватизации имущества города Москвы, в которую, помимо сотрудников Департамента имущества, входят представители Департамента земельных ресурсов, отраслевых подразделений Правительства Москвы, префектур административных округов, депутаты Московской городской Думы. На основании решения комиссии Департаментом выпускается распорядительный документ.
Стартовая цена подлежащих продаже объектов приватизации определяется путем независимой оценки их рыночной стоимости. А организацию и проведение аукционов берет на себя Специализированное государственное унитарное предприятие, которое так и называется: «СГУП по продаже имущества г. Москвы».
— К сожалению, проведение торгов, конкурсов, тендеров нередко влечет за собой возрастание коррупционных рисков. Существует ли такая проблема применительно к рассматриваемой нами сфере?
— Главное при проведении всех конкурсов, тендеров, аукционов, например, в части размещения госзаказа, заключается в обеспечении их «прозрачности», а также равных возможностей для всех участников, интересы которых защищает специальный нормативный акт – Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот закон одновременно жестко регламентирует полномочия государственных заказчиков. Сами они подвергаются многочисленным плановым и внеплановым проверкам. Так что обойти действующее законодательство в данном случае очень непросто. Да еще, к тому же, и невыгодно. В современных условиях высокая репутация любой компании – необходимое условие для роста ее рыночной капитализации.
— Как известно, еще в начале года Правительство Москвы одобрило проект Закона «Об имущественной казне города Москвы». Скажите, пожалуйста, в чем заключается необходимость принятия этого закона? Какие преимущества для города он может дать? И какие изменения в работе Вашего Департамента могут произойти после принятия данного нормативного документа?
— Начнем с определения, ведь, как говорится, неясность терминов влечет за собой неясность понимания. Итак, имущественная казна Москвы включает в себя все принадлежащее городу имущество, не закрепленное за государственными унитарными и казенными предприятиями, а также за структурами и учреждениями городской власти. Исключение составляют интеллектуальная собственность и, частично, движимое имущество. Это определение содержится в Гражданском кодексе РФ, а также в Уставе г. Москвы. И в то же время до сих пор нет специальных законодательных актов, регулирующих вопросы формирования и функционирования казны города Москвы.
Так что принятие закона об имущественной казне г. Москвы должно исправить эту, прямо скажем, ненормальную ситуацию. Речь идет о составлении полного перечня объектов казны, оснований для их включения в нее или, наоборот, исключения оттуда, порядка их учета, содержания и эффективного использования в интересах города. Очевидно, что в собственности города находится множество самых разнообразных объектов, имеющих свою, ярко выраженную специфику, в том числе форм и методов управления.
Впрочем, существующая ныне практика, согласно которой отдельные объекты столичной собственности управляются уполномоченными городскими властными органами, в целом сохранится. Вообще же никаких кардинальных изменений принципов управления и учета и тем более некоего масштабного передела собственности после принятия этого закона, конечно же, не произойдет.
— В Москве сейчас планируется реформа ЖКХ, в рамках которой не далее как 1 июля планируется начать реорганизацию столичных ДЕЗов. Расскажите, пожалуйста, что именно предстоит сделать? И в чем при этом будет заключаться участие Департамента имущества города Москвы?
— Реструктуризация дирекций единого заказчика и, более широко, изменения всей системы управления многоквартирными жилыми домами, как известно, предопределяется новым Жилищным кодексом РФ. Для реализации отдельных его положений Правительство Москвы приняло специальное постановление, предусматривающее в конечном счете ликвидацию ДЕЗов в их нынешней организационной форме, т.е. государственных унитарных предприятий. Конечно же, это не означает поспешную их ликвидацию «как класса». Любая реформа, тем более непосредственно затрагивающая интересы миллионов людей, должна проводиться постепенно и незаметно для них самих. Так что, скорее всего, многие ДЕЗы будут акционированы и преобразованы в управляющие компании. Тем более что их сотрудники накопили большой опыт по обслуживанию домов, установили прочные, доброжелательные отношения с их жителями.
Но это — дело будущего, пусть и не очень далекого. А сейчас практически завершена инвентаризация имущества ДЕЗов, и проводится подготовительная работа для передачи их имущества на баланс Департамента жилищной политики и жилого фонда и Департамента имущества г. Москвы. Саму передачу планируется завершить к июлю, а затем, до конца года, будут подготовлены конкретные предложения по приватизации ДЕЗов, а также необходимые для этого документы.
— Игорь Витальевич, вот мы и заговорили о планах на будущее. О работе по реструктуризации ДЕЗов Вы только что рассказали. А что еще предстоит сделать? Какие проблемы требуется решить в первую очередь?
— Планы на будущее определяются целями и задачами, стоящими перед нашим Департаментом. Который, повторю еще раз, исполняет функции собственника в отношении принадлежащего городу имущества. А, следовательно, должен обеспечить как повышение эффективности системы управления им, так и увеличение дохода от его использования. Не стоит забывать и о защите интересов города как собственника, для чего, безусловно, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы. В частности, нужно обеспечить принятие закона «Об имущественной казне г. Москвы».
Что касается конкретных планов на этот год, то они были определены еще в феврале, на специальном заседании хозяйственно-экономического актива Департамента. Речь идет об оптимизации системы управления государственными унитарными предприятиями города, о ликвидации тех из них, что уже прекратили свою деятельность. Предстоит разработать среднесрочную городскую программу приватизации на 2008-2010 годы. Далее, в современных условиях эффективное управление объектами недвижимости и городской инфраструктуры невозможно без использования высоких технологий. Прежде всего — информационных. И в этом году предстоит доработать и внедрить информационно-аналитическую систему «Недвижимость-2» — базу данных по всем объектам городской собственности.
Наконец, согласно постановлению Правительства Москвы от 20 марта 2007 года, мы должны обеспечить поступление в бюджет города 22,69 млрд. рублей неналоговых доходов — за счет поступления арендных платежей, продажи части имущества города, отчислений от чистой прибыли ГУПов, дивидендов с долей города в капитале различных компаний и предприятий. Значительная часть этих средств, как я уже говорил, будет направлена на социальные цели. Вообще мы вносим свой посильный вклад в обеспечение устойчивого развития экономики города, в создание комфортной социальной среды для его жителей. Это было и остается нашими главными задачами.
Михаил АСИН

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.