Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

ВОЗВРАЩЕНИЕ "МОСКВЫ"

Гостиница "Москва"Москва не сразу строилась – эта всем известная пословица, сложенная про столицу нашей Родины, вполне применима и к одноименной гостинице. Строилась она, как известно, в три этапа – соответственно, в 1932-35, 1936-40 и 1969-78 гг., когда был завершен Западный фасад гостиницы, выходивший на Театральную площадь, а само здание заметно увеличилось в размерах за счет снесенного «Гранд-Отеля». Всего лишь четверть века спустя, к удивлению многих москвичей, да и не только их, Правительство Москвы принимает решение о сносе и строительстве на ее месте нового здания – копии изначального проекта гостиницы. Все работы были проведены буквально ударными темпами, и не далее как 23 марта этого года корпус новой «Москвы» обрел свою крышу. Впереди – в основном «внутренние», в том числе и отделочные работы. Правда, ни внешний облик здания, ни его интерьеры не будут воссозданы в полном соответствии с изначальным проектом авторского коллектива под руководством А. В. Щусева. Вовсе не из-за прихотей или «алчности» заказчиков, инвесторов, подрядчиков, а по причинам объективного свойства. Главная из них заключается в том, что любое здание не только и не столько представляет эстетическую ценность, но и несет конкретную функциональную нагрузку, связанную с особенностями его эксплуатации.

ЭЛИТНАЯ И ЛЕГЕНДАРНАЯ

С незапамятных времен в центре любого уважающего себя города в обязательном порядке присутствовали замок и рыночная площадь. Так было и в Первопрестольной: Кремль и «торг» на прилегающей Красной площади. И хотя со временем «коммерсантов» оттуда, что называется, попросили, они по-прежнему вольготно себя чувствовали в Охотном ряду. Само существование огромного продовольственного рынка в самом центре города, в нескольких сотнях метрах от Кремля, конечно же, вызывало неудовольствие многих москвичей, в том числе имевших вес и влияние в обществе. Но найти управу на «охотнорядцев» никому не удавалось.
Со временем центр Москвы, как и других городов, стал все больше застраиваться гостиницами. Среди богатых путешественников считалось дурным тоном останавливаться где-нибудь еще кроме «самого центра». Неудивительно, что в конце XIX – начале ХХ века роскошные отели стали расти там, как грибы после дождя: «Метрополь», «Националь», «Гранд-Отель». Последний, кстати, упоминается в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок». «Молнируйте: Москва. Гранд-отель. Бендеру» — это о той самой гостинице, что была снесена в ходе расширения «Москвы». Во время строительства третьей очереди гостиницы, в 1969-78 гг., были также снесены построенные по проекту знаменитого Осипа Бове здание Сенатской типографии и дом Купца Патрикеева. А за тридцать лет до этого с лица Москвы исчезли все строения Охотного ряда и церковь Параскевы-Пятницы.
Поэтому решение уже советского правительства построить крупнейшую в стране гостиницу в шаговой доступности от Кремля, между Музеем Ленина и новым зданием Госплана (ныне – Государственной Думы) было вполне обоснованным. Тем более что предназначалась она отнюдь не для простых постояльцев, а для новой советской элиты.
1938 г. Реконструкция улицы ГорькогоПо одной из многочисленных легенд, связанных с «Москвой», появление изображения знаменитого здания на этикетках бутылок с водкой «Столичная» было далеко не случайным. Тогда, в 30-е годы, эта живительная влага реализовывалась в основном через спецраспределители. То есть предназначалась главным образом для тогдашних номенклатурщиков, которые в процессе потребления благородного напитка будут постоянно видеть на этикетке здание гостиницы и по приезде в Москву по служебным надобностям, скорее всего, в силу особенностей ассоциативного мышления, остановятся именно в ней. Там к их услугам будут роскошные номера, изысканные блюда в ресторане и специально обученные проститутки. А к услугам сотрудников НКВД, которые контролировали жриц любви, – самые современные по тем временам подслушивающие устройства. Благо, у постояльцев в подобной роскошной, расслабляющей обстановке язык должен был развязаться очень быстро.
Такому полету фантазии можно только позавидовать. Другое дело, что эта сказка, как и любая другая, имеет очень мало общего с былью. За исключением, пожалуй, того, что в советские времена гостиница действительно предназначалась для «элитной» публики. Причем не только нашей. Как сообщалось в одном из старых путеводителей по Москве, «номера гостиницы «помнят» Алексея Стаханова и Валерия Чкалова, Демьяна Бедного и Илью Эренбурга, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского, Людмилу Целиковскую, Михаила Жарова и Аркадия Райкина, Фредерика Жюлио Кюри и Пабло Неруду». Кроме них, в разные годы в гостинице останавливались Джульетта Мазина, Симона Синьоре, Ив Монтан… Позже один из корпусов гостиницы предназначался для депутатов Верховного Совета. Был свой номер и у Бориса Ельцина. В общем, как говорилось в том же путеводителе, «Москва» — самая центральная из московских гостиниц».
Как ни парадоксально на первый взгляд, но при столь высоком статусе, при повышенном внимании со стороны хозяйственного (и политического) руководства города и страны век «Москвы» именно как гостиницы оказался очень недолгим. В функциональном плане она перестала существовать намного раньше, чем в физическом.

2006 г. Реконструкция гостиницы "Москва"БЕЗЗВЕЗДНЫЙ ОТЕЛЬ

«Сравнивать нашу «Москву» со старыми дореволюционными гостиницами вообще невозможно. То, что в последних считалось «роскошью», было роскошью дурного купеческого тона. То, что именовалось комфортом, не имело ничего общего с тем, чего в праве ожидать приезжающий в наш отель советский гражданин. Поручая нам проектирование, Моссовет поставил следующие основные задачи: 1) избегнуть роскоши дурного тона, но сделать одновременно гостиницу красивой и комфортабельной. 2) обеспечить действительно современное и высококачественное оборудование гостиницы сигнализацией, отоплением, вентиляцией, санитарно-техническим оборудованием и т. д. 3) спроектировать и построить все номера, а особенно номера «Люкс», по последнему слову техники, причем вся работа должна быть произведена своими силами и из советских материалов»… Это цитаты из статьи академика А. В. Щусева, опубликованной в журнале «Строительство Москвы» в 1935 году.
Избежать «роскоши дурного тона», может быть, и удалось, но решить все «поставленные Моссоветом» задачи ни строители гостиницы, ни ее последующее руководство, по большому счету, так и не смогли. Выше уже говорилось, что как гостиница здание «умерло» довольно быстро.
«В наши дни любой мало-мальски значимый отель эксплуатируется гостиничным оператором, — рассказывает руководитель «Моспроекта-2», Заслуженный архитектор России Михаил Посохин. – Как правило, речь идет о крупных компаниях, ведущих свой бизнес в международных масштабах и создающих собственные сети. Они, в свою очередь, представляют собой не просто, скажем так, совокупность зданий в различных городах и странах, но в первую очередь — единые стандарты сервиса. Учитывается каждая мелочь: сколько баров должно быть на этажах, сколько полотенец в ванной каждого номера… При этом разница между, допустим, лондонским «Шератоном», нью-йоркским или же московским не то что незаметна, ее просто нет».
2006 г. Гостиница "Москва"Очевидно, что столь жесткая стандартизация сервиса предполагает и стандартные архитектурные решения, максимально эффективные с точки зрения последующей эксплуатации гостиницы. Нерациональное использование хотя бы нескольких квадратных метров может привести к заметному снижению прибыли. Короче говоря, особо «нафантазировать» архитектору вряд ли удастся.
Понятно, что в советские времена все было по-другому.
«Тогда существовала специальная Единая дирекция высотных зданий и гостиниц, которая и отдавала все распоряжения по поводу управления конкретными объектами, – продолжает Михаил Михайлович. – Стоит ли говорить, что принимаемые решения далеко не всегда были экономически обоснованными, а управление как таковое оставляло желать много лучшего с точки зрения эффективности… В итоге на рубеже веков в самом центре Москвы располагался, по сути дела, вышедший из строя объект, который уже не являлся ни гостиницей, ни жилым или административным зданием. Образно говоря, это была живая руина. И этого, с точки зрения города, допустить уже было нельзя».
Снижение функциональной ценности объекта практически до нулевой отметки было, конечно, важной, но далеко не единственной причиной разборки гостиницы «Москва». Постепенно разрушалось само здание. Полное обследование состояния его конструкций, проведенное на рубеже веков «Мосгеотрестом», «Спецпроектреставрацией» и НИИ Оснований и подземных сооружений им. М. П. Герсеванова, показало, что серьезно нарушены несущие способности фундамента, фактически отсутствовала гидроизоляция подвалов, в подземных кирпичных кладках образовались многочисленные трещины, а на стенах — широкие участки выветривания; балконы и фасады были на грани обрушения. Наконец, перекрытия внутреннего двора оказались изношенными на 100%.
Еще до обследования, в 1996 году, была закрыта часть гостиницы со стороны главного входа на Манежной площади, а в 2000 году – со стороны Охотного ряда. А летом 2002 года члены Общественного градостроительного Совета при Мэре и Правительстве Москвы признали целесообразность сноса здания гостиницы и ее последующего воссоздания. Что было дальше — хорошо известно, тем более что сами москвичи имели все возможности наблюдать сначала за сносом, а потом и за строительством новой «Москвы».

Новая гостиница "Москва"РЕСТАВРАЦИЯ ИЛИ «РЕИНКАРНАЦИЯ»?

«Проект надземной части будущей гостиницы «Москва», снос которой вызвал в свое время массу слухов и предположений, был утвержден Общественным градостроительным советом при Мэре Москвы окончательно, и никаких изменений в его облике и этажности не будет», — заявил еще в сентябре 2005 года тогдашний первый заместитель руководителя Департамента градостроительства Москвы А. Косован. За основу были взяты разработки А. В. Щусева, сделанные им еще в 30-е гг. Правда, как заявил в том же 2005 году главный архитектор Москвы А. Кузьмин, «с некоторыми отличиями».
Одним из главных изменений, по сравнению с оригинальным проектом, стало более чем двукратное увеличение общей площади комплекса — с 90 тыс. до 200 тыс. кв. метров. Во многом – за счет расширения подземной его части, в которой появились паркинги и целые технические этажи, отсутствовавшие в старом здании.
Что касается наземной части, то, по словам М. М. Посохина, два фасада – выходящие соответственно на Манежную площадь и Охотный ряд – будут полностью соответствовать историческому облику гостиницы. А архитектура той ее части, что была построена в 1970-е годы, будет заметно изменена. Авторы проекта отказались от восстановления пресловутого «корпуса для командировочных» брежневской поры, но использовали мотивы снесенного «Гранд-Отеля» как более гармонично сочетающиеся с архитектурой соседнего «Метрополя» и Театральной площади в целом.
Макет гостиницы "Москва"Кроме того, вместо прежнего одного атриума в новом здании появились три. Два из них планируется отдать под офисы и магазины, а один – под собственно гостиницу. Иными словами, для размещения ее будущих постояльцев будет отдана лишь треть общей площади комплекса.
Тем самым корректировка архитектурного облика новой «Москвы», по сравнению с оригинальным проектом, продиктована в первую очередь изменениями ее будущей функциональной нагрузки. Это относится не только к внешнему виду, но и к интерьерам.
Стоит ли объяснять, что «самая центральная» гостиница в СССР (а именно таковой, как мы помним, и планировалась «Москва» с самого начала) должна была иметь шикарное внутреннее убранство. Для оформления ее интерьеров, лучшие из которых относятся именно к временам Щусева, были использованы бронза, ценные породы дерева и камня. Так, мраморные колонны формировали внутреннее пространство знаменитого в прошлом гостиничного ресторана. А плафон на потолке ресторанного зала был расписан известным художником Евгением Лансере. Замечательные росписи были и в других помещениях. Плюс к этому – лепнина на стенах и потолках, уникальные люстры. В мастерской А. В. Щусева специально для «Москвы» было разработано до 10 комплектов мебели. Даже такие мелочи, как дверные ручки и электрические выключатели, делались по особым проектам.
Понятно, что полностью сохранить прежние роскошные интерьеры в ходе разборки старого здания, а затем и строительства нового, было попросту невозможно. Правда, многочисленные скептики утверждают, что об этом никто особо и не думал. Более того, по их мнению, вновь построенное здание представляет собой не более чем муляж, лишь отдаленно напоминающий прежнюю, историческую «Москву».
Подобная категоричность, скорее всего, неуместна. Тем более что, по словам г-на Посохина, к настоящему времени выполнена лишь треть от общего объема работ. А сама отделка здания, как снаружи, так и внутри, еще толком и не началась.
Впрочем, новые интерьеры планируются куда более скромными и даже аскетичными, нежели старые, представлявшие огромную историческую ценность и во многом определявшие индивидуальные характеристики гостиницы.
«Интерьеры гостиницы были неотделимы от архитектуры фасада, — говорит Михаил Михайлович. – В обоих случаях легко читался специфический «щусевский» стиль. Или, если угодно, была заметна рука мастера.
Те же интерьеры, которые предлагают иностранные компании, поразили нас своей сухостью. Такой стиль у нас практически никогда не применялся. Он не является каким-то чрезвычайно современным, но в то же время и старины в нем нет. Какой-то непонятный стиль: и не модерн, и не арт-деко. Короче говоря, «безстилье». А ведь гостиница Москва была построена в определенное время, и новый отель мог бы иметь в своей отделке какие-то воспоминания о стиле 30-х годов — это был «советизированный арт-деко» с элементом нео-классики».
Мы, со своей стороны, пытаемся добиться максимально достоверного воссоздания интерьеров гостиницы. И пока что не сталкиваемся с особыми возражениями на этот счет. Хотя, конечно, очень многое в этом вопросе зависит от тех фирм, которые владеют гостиницей и ее эксплуатируют».

Макет гостиницы "Москва"НА НЕМЕЦКИЕ ДЕНЬГИ

Надо сказать, что возглавляемый Михаилом Посохиным «Моспроект-2» осуществляет лишь авторский надзор за ходом реализации проекта, и прежде всего – за ходом отделки фасадов.
«Мы ведем сопровождение проекта и следим за тем, чтобы у него не было отклонения от первоначально утвержденного, который выполнял «Моспроект-2», – поясняет Михаил Посохин. — А убыстрение процесса зависит от организационных возможностей заказчика и исполнителя. В данном случае это дело частное, и Правительство Москвы может влиять на это лишь поскольку строительство ведется в Москве, не более того. Понятно, что Юрий Лужков не будет проводить оперативок на этом объекте»...
В качестве генерального подрядчика строительства выступила известная австрийская компания «Страбаг». В роли субподрядчиков работ «нулевого цикла» — не менее известные фирмы «Ингеоком», «Бауэр» и «Солетанж». Проектами внутренней отделки и меблировки гостиницы занимается компания Four Seasons, объединяющая элитные гостиницы во многих странах мира. Она же станет оператором отеля по окончании его строительства.
Вряд ли нужно объяснять, что отделка, меблировка и декор помещений будущей гостиницы проводится в соответствии со стандартами, принятыми именно в этой «сети». При этом соображения функциональности и экономической эффективности безусловно доминируют над всем остальным.
Понятно, что инвесторы проекта вкладывали деньги не в воссоздание одного из архитектурных памятников нашей столицы, а в строительство многофункционального комплекса, который в обозримой перспективе должен начать приносить доход.
По оценкам экспертов, срок окупаемости проекта составит от 7 до 10 лет. За несколько лет схемы его финансирования неоднократно менялись. И в роли «кандидатов в инвесторы» успели побывать и SCS Alliance, и Hypo Investment Bank AG, и — на более поздней стадии — Сбербанк России. Последний, по имеющимся сведениям, выделил 500 миллионов долларов. Но эти средства не были использованы, хотя кредитная линия, согласно одному из близких к правлению банка источника, до сих пор не закрыта.
Достигнуть окончательных договоренностей удалось лишь с «Дойче банком», выделившим 600 млн. долларов сроком на 10 лет девелоперу проекта ОАО «Декмос», контрольный пакет которого принадлежит американской корпорации «Декорум», а остальная часть акций – Правительству Москвы. После завершения проекта «Декмос» планирует торговать своими акциями на нескольких зарубежных биржах, а эксклюзивным агентом по их размещению выступит все тот же «Дойче банк».
Окончание всех отделочных работ и открытие гостиницы запланированы на вторую половину 2008 года. Новая «Москва» сможет принять до 1500 постояльцев. В ней предусмотрены как «обычные» номера, так и апартаменты для длительного проживания. А помимо этого — несколько магазинов, конгресс-центр с большим конференц-залом на 800 мест, бизнес-центр. Будет также восстановлен и ресторан «Огни Москвы».
Конечно, новый многофункциональный комплекс будет отличаться – и по внешнему виду, и тем более по своему предназначению – от прежней гостиницы «Москва». Но, во-первых, ее воссоздание в строгом соответствии с оригинальным проектом, как уже неоднократно отмечалось, в конечном итоге и не предполагалось. А во-вторых, появление такого комплекса – более предпочтительный вариант для города, нежели сохранение прежней «живой руины» в непосредственной близости от Кремля.

Михаил АСИН

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.