Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    СЕВЕРНЫЙ ОКРУГ: ВЛАСТЬ

РАИСА ПАВЛОВА: УПРАВЛЯЯ С ЛЮБОВЬЮ

Раиса ПавловаНа вопросы специального корреспондента «МиМ» отвечает глава управы Савеловского района.

— Раиса Алексеевна, сегодняшнюю нашу беседу было бы логично начать с истории района, откуда название – Савеловский?
— Если обратиться к преданиям старины, то история района уходит далеко в ХVI век, когда впервые появилось упоминание о Бутырской земле. Через Бутырские земли — так назывались в старину мелкие поселения — пролегла дорога в древний Дмитров, сейчас это всем известная Бутырская улица.
Позже здесь размещался Бутырский полк под командованием любимца Петра I генерала Гордона. Полк участвовал в Полтавской битве, и Полтавскую улицу так назвали в память о той победе.
По старинным летописям, здесь уже в XVII веке было 80% ремесленников. А так как на Руси торгово-ремесленные расселения в городских предместьях назывались посадами, то отсюда – посадские люди, и нашу районную газету называли «Савеловский посад». Москвичами жители Бутырок стали считаться где-то в середине ХVIII века, когда слобода-посад была включена в состав древней столицы.
В 1823 году за Бутырской слободой Обществом сельского хозяйства был построен Бутырский хутор для проведения сельскохозяйственных опытов. По хутору образовавшиеся впоследствии улицы получили название Хуторских.
Хочется отметить, что в истории района заметное место занимает история городского транспорта столицы. С 1886 года от Бутырской заставы до Петровской лесной и земледельческой академии стал ходить первый внутригородской паровозик – «паровичок» с пятью-шестью вагончиками. А через 13 лет из депо на Нижней Масловке вышел первый московский трамвай. Примечательно, что в 1914 году кондуктором на этом маршруте работал писатель Константин Паустовский.
Савеловский районНесколько слов хочу сказать о Храме святителя Митрофана Воронежского, который был построен в 1895 году по проекту архитектора Кайзера — одного их тех, чьим трудом создавался облик Москвы. Храм был построен при детских приютах великой княгини Елизаветы Феодоровны и принца Ольденбургского в дачной местности на пересечении Царской улицы (ныне – 2-я Хуторская) и Петровско-Разумовского проезда. Естественно, в годы советской власти храм был закрыт, здание сильно пострадало. Но в 1990 году его передали Русской Православной Церкви и силами прихожан восстановили.
Это коротко о давно минувших днях. Что же касается современной истории района, то он был образован в июле 1991 года, когда произошло деление Москвы на муниципальные районы.Название нашего Савеловского района, в который вошла западная часть Бутырок, к сожалению, не соответствует ни истории, ни географии, так как Савеловский вокзал и железная дорога на этом участке находятся на территории Северо-Восточного административного округа.
— Район Савеловский тяготеет к центру и к «спальным» не относится – здесь много промышленных предприятий. Как обстоят дела сегодня, учитывая планируемый вывод предприятий за пределы города?
— Необходимо отметить, что не так давно, лет 15-18 тому назад, в районе было 20 промышленных предприятий. Среди них — известные на всю Россию завод машиностроения и гидравлики им. Калинина», швейное объединение «Вымпел», «Полишелк», косметическая фабрика «Рассвет», предприятия и институты оборонной промышленности – Гипронииавиапром, «Горизонт», ВНИИТ, РТИ им. Минца, НПО «Наука» и другие. В результате, сегодня, в районе успешно работают практически три предприятия. Наиболее крупное из них — Косметическое объединение «Свобода», выпускающее прекрасную конкурентоспособную продукцию. Это предприятие не только сохранило свой потенциал, но и нарастило его, не сдав в аренду ни одного метра производственной площади. На базе НПО «Наука» создано совместное российско-американское предприятие ЗАО «Хамильтон Стандард-Наука», специализирующееся на проектировании и производстве теплообменников для систем кондиционирования воздуха гражданских самолетов. И еще есть организация, использующая труд инвалидов, — это Учебно-производственное предприятие № 6 Всероссийского общества слепых. Все остальные предприятия перепрофилированы под офисы и сдают свои площади в аренду.
Савеловский районС научными учреждениями дела обстоят несколько лучше, и это меня радует. С каждым годом они все прочнее встают на ноги: возрождаются госзаказы, появляются договоры с зарубежными партнерами. Но теперь возникла другая проблема – образовался дефицит кадров, так как за десятилетнее существование в трудных экономических условиях кто-то ушел на заслуженный отдых, а кто-то не выдержал испытания маленькой зарплатой.
— А экология? Есть ли вредное производство?
— Такие предприятия были. За последние 6 лет за переделы города выведено производство ОАО «ДОК-11», на месте которого, на 4-м Вятском переулке, построен жилой комплекс из шести домов, подземный паркинг и многоэтажный гараж, и надеюсь, что в ближайшее время в этом микрорайоне будет построен детский сад на месте сносимой пятиэтажки.
На Вятской улице был завод Художественных изделий с вредным производством литья металла, который также выведен в Московскую область, и на его месте построен Торгово-выставочный центр.
Возведен также прекрасный жилой дом с подземным гаражом на улице Мишина — вместо АОЗТ «Тепло».
— Раиса Алексеевна, известно, что далеко не многие районы имеют разработанный градостроительный план на долгосрочную перспективу. У вас он есть. Расскажите об этом подробнее.
Савеловский район- Да, это так. Градостроительный план разрабатывался по заданию префектуры САО. Главы АПУ Москвы в течение трех лет, совместно с управой района, искали и, я надеюсь, нашли оптимальное решение по преобразованию района до 2020 года, собрав воедино снос домов, новое строительство, обеспеченность дошкольными и школьными учреждениями, объектами здравоохранения и социальными объектами. Но в связи с плотностью застройки, отсутствием неиспользуемых территорий в промзоне да и просто пустырей крайне трудно найти свободный кусок земли для размещения паркингов, столь необходимых району. С этой проблемой столкнулись проектировщики при разработке проекта Градплана, и пока она не решена.
На сегодня обеспеченность местами для хранения личных автомашин в районе составляет всего 33% от потребности. Проводилась работа, и не один раз, с руководителями предприятий района о высвобождении части территорий для размещения паркингов или открытых стоянок, но, к большому сожалению, отклика с их стороны не последовало. А ведь порой именно работа предприятий создает неудобство жителям района, так как дворы и узкие дороги заставлены машинами посетителей или работников этих же предприятий.
— Если я правильно понял, Градпланом уже намечены конкретные адреса сноса и реконструкции домов, застройки микрорайонов?
— В принципе проектные решения есть, но о конкретных адресах говорить рано: проект Градплана сейчас проходит согласование, и возможны изменения и дополнения.
— Ну, а предварительные результаты? Можно хоть что-то озвучить?
Савеловский район— Проектом предусмотрен снос 80-ти домов, реконструкция 41-го дома и новое строительство 63-х домов, строительство 6-ти и пристройки к 5-ти детским садам, 2-х школ, отдельно стоящего здания ЦСО, детской поликлиники. А конкретно по каждому адресу поговорим после выхода и согласования правоустанавливающих документов.
— С каждым годом передвигаться по городу становится все труднее, тем более в районе старой, сложившейся застройки. Как власти Савеловского решают транспортные проблемы района?
— Вы правильно заметили, наш район — старой застройки с узкими дорогами и проездами, что в бурно развивающемся мегаполисе с растущим благосостоянием москвичей очень негативно сказывается на дорожной ситуации – это «пробки» на дорогах, заставленные транспортом обочины и дворы.
Разместить дополнительные парковки и гаражи без сокращения зеленой зоны практически невозможно. Дворы заставлены личным транспортом, а если на первом этаже дома есть магазины или офисы, ситуация становится критической. В первую очередь от этого страдают жители.
Решать вопрос организации дополнительных парковок нам помогают сами жители, которые объединяются в инициативные группы. В результате, в прошлом году снесено более 400 гаражей-ракушек и на освободившихся площадках обустроены современные, открытые парковки. Сейчас, также по инициативе автовладельцев района, планируется строительство «народного гаража».
Савеловский районБольшая проблема в районе, как и в целом по Москве, с организацией движения автотранспорта по узким улицам, особенно там, где находятся крупные торговые центры и предприятия. У нас это Вятская улица, на которой расположены два офисных центра, ГАИ Центрального округа, Объединение «Свобода». Сейчас пытаемся решить вопрос организации по Вятской улице одностороннего движения. Еще одно проблемное место — улица 8-го Марта — у офиса «Билайн». Примерно около сотни машин постоянно припаркованы не только на оборудованной стоянке, но и в ближайших дворах.
Однако будем надеяться на улучшение транспортной ситуации. Проектом Градостроительного плана реконструкции района до 2020 года предусмотрено расширение 1–й Хуторской улицы и ее соединение со Старым Петровско-Разумовским проездом. Их продолжением должна стать эстакада через Бутырскую улицу, таким образом, будет обеспечено соединение Ленинградского проспекта с Шереметьевской улицей. Намечено также строительство тоннеля под путями Рижской железной дороги, который соединит Петровско-Разумовский проезд с улицей Вучетича, планируется расширение существующего проезда под путепроводом по Башиловской улице.
Это комплекс мероприятий на перспективу до 2020 года, и если учесть ежегодный прирост автотранспорта, то, возможно, и эти мероприятия ненамного улучшат ситуацию. Это проблема города, а не только Савеловского района…
— Есть еще одна проблема, которая волнует всех москвичей – это реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Неоднозначное отношение жителей к проведению реформ, особенно к созданию ТСЖ, вызывает много вопросов. Как в Савеловском районе идет эта работа?
— Уже давно определены условия, при которых целесообразна организация ТСЖ. В основном — это техническое состояние жилищного фонда и наличие свободных нежилых помещений.
Савеловский районВ домах-новостройках организация ТСЖ идет спокойно и не вызывает нареканий со стороны жителей. Новый дом передается собственникам в управление, и только от них зависит его будущее состояние. В нашем районе зарегистрировано и действует шесть ТСЖ, в управлении которых находится 10 домов-новостроек. В домах сложившейся застройки организация ТСЖ идет сложнее. Район сформировался с конца 50-х до середины 80-х годов прошлого столетия. Значительная часть жилищного фонда принадлежала ведомствам. Естественно, средств на проведение планово-предупредительных ремонтов выделялось недостаточно, и в результате — большая изношенность коммуникаций и конструкций дома. Принятые от ведомств дома постепенно приводим в порядок, проведены основные работы по выборочному ремонту и благоустройству дворовых территорий, но жители ждут капитального ремонта.
Тем не менее, у нас есть примеры создания ТСЖ и в домах сложившейся застройки.
— Очень интересно. Поделитесь, чем заинтересовали жителей?
— Немаловажным является личностный фактор, достаточно сложно найти человека-организатора, способного сплотить вокруг себя людей, возглавить ТСЖ. Все мы заняты: работа, семья, а ТСЖ — большая нагрузка. В доме 32 по улице Мишина такой человек есть – Куренков Гарри Иванович. А заинтересовались жители возможностью улучшить свои жилищные вопросы, не выезжая из дома.
В ТСЖ, созданном в 4-х этажном, кирпичном доме, 1957 года постройки, совместно с собственниками дома управа разработала и реализует экспериментальный проект проведения капитального ремонта и реконструкции дома не за счет бюджета, а за счет средств самих собственников. Проектом предусмотрено проведение капитального ремонта дома без выселения жителей с улучшением его основных технико-экономических показателей. То есть, кроме замены всех коммуникаций будут оборудованы лоджии по всему периметру здания, появятся лифт и мусоропровод. Собственники, выступающие инвесторами, смогут улучшить свои жилищные условия за счет надстройки, получив квартиры для своих детей и родителей. Надеюсь, что эксперимент удастся и заинтересует жителей других домов.
Савеловский районКонечно, сдерживающим фактором в организации ТСЖ является также отсутствие свободных нежилых помещений, наличие которых позволило бы собственникам оплачивать работы по ремонту дома за счет средств от аренды. В настоящее время практически все пригодные для аренды помещения уже заняты: находятся в собственности коммерческих организаций или в собственности города, но в долгосрочной аренде. Опять проблема. Таким образом, в распоряжении собственников остаются помещения, непригодные для коммерческого использования. Есть еще крыши и фасады здания, но не все дома выходят на оживленные улицы и не везде можно разместить рекламу.
— Какие основные вопросы задают жители при организации ТСЖ?
— «Будет ли выделяться бюджетное финансирование на проведение ремонтных работ по дому, в том числе капитальных»? «Если мы организуем ТСЖ, то передадут ли нам магазины, офисы и другие помещения, расположенные в подвальных и первых этажах зданий»? Приходится объяснять.
— Раиса Алексеевна, а как обстоят дела с другим, не менее важным направлением реформы – выбором управляющей организации?
— На сегодняшний день это главная задача — выбор собственниками способа управления. Вернее не сам выбор, его собственники уже сделали в конце прошлого года, а заключение договора с выбранной управляющей организацией.
Разработан типовой договор, учитывающий положения Жилищного кодекса РФ, но не учитывающий реалий. Жилищный кодекс приняли, но не предусмотрели финансовое обеспечение его выполнения.
Поясняю: при заключении договора необходимо указать состав и площадь общего имущества многоквартирного дома, в том числе площадь выделенного земельного участка, с описанием того, что на нем находится. Все это можно сделать только после проведения работ по описанию общего имущества и межевания территорий жилых кварталов. Для выполнения данных работ только по Савеловскому району необходимо около 10 млн. рублей, а в городе — 125 районов. Сумму подсчитайте сами. Естественно собственники при подписании договора ссылаются на данные пункты, ведь именно от них зависят эксплуатационные расходы: чем больше площадь земельного участка и общего имущества, тем выше эксплуатационные расходы. Это, пожалуй, основной, сдерживающий фактор. Тем не менее, на сегодня более 50% собственников уже подписали договора на управление.

№ 1-2, 2007 г.

№ 1-2, 2007 г.

ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ

НОВЫЙ АРБАТ: НА ЗЕМЛЕ И ПОД ЗЕМЛЕЙ

КУРАКИНСКИЙ ДОМ: ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ СУДЕБ И СТРАСТЕЙ

КОНКУРС "МЕНЕДЖЕР ГОДА": НОВЫЙ УРОВЕНЬ

ИСТИНЫ КЛАРЫ ВОЛКОВОЙ

ВЛАДИМИР ОБЪЕДКОВ: "УСПЕХ - ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКОЕ"

РАИСА ПАВЛОВА: УПРАВЛЯЯ С ЛЮБОВЬЮ

ЗАБОТЫ НИКОЛАЯ ШЕМЯКИНА

НАТАЛЬЯ ТОНУ: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ЖИТЕЛЯМ РАЙОНА

ДМИТРОВСКИЙ: ЦЕНТР ВБЛИЗИ МКАД

ТАТЬЯНА ДВОРНОВА: "ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ - КАК КОРАБЛЬ НА СТАПЕЛЕ"

ПРЕОДОЛЕТЬ СЕБЯ

САВЕЛОВСКАЯ "ИВА"

ПОЛНОЕ "КЭМИЛЬФО"

АРОМАТ "СВОБОДЫ"

УСПЕТЬ ЗА УСПЕНСКИМ

УНИКАЛЬНЫЕ РЕМЕСЛЕННИКИ

НАМИ

"АУРАТ": 118 ЛЕТ СЛАВЫ

МАСТЕРА ГОРДОЙ ОСАНКИ

"МОССПЕЦАВТОМАТИКА": 80 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ГОРОДА

"ВИСХОМ" - НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЯ

ПРИШВАРТОВАТЬСЯ "У РЕЧНОГО

РЕИНКАРНАЦИЯ ГЕНИЯ, ИЛИ ПРАЗДНИК ПО ВАТЕЛЮ

"ТРИДЦАТЬ ДВА": СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

СЕМЕЙНЫЙ ДОКТОР

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ МАКСИМЫЧ?

РЫЛЬЦЕ В ПУШКУ, ИЛИ ПОРОСЯТА В ГОРОДЕ

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.