Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    СЕДАЯ СТАРИНА МОСКВЫ

КУРАКИНСКИЙ ДОМ: ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ СУДЕБ И СТРАСТЕЙ

Дом Куракина на Новой Басманной. Главный фасад.Некогда окраина города, Новая Басманная сегодня пестра и многолюдна – в первую очередь, из-за обилия офисов, кафе и магазинов. В то же время она сохранила тот облик старой московской улицы, который делает город целостным и неповторимым: здесь стоят дома, пережившие не одну историческую эпоху. В их числе – знаменитая Куракинская усадьба.

Дом князя Степана Борисовича Куракина входил в состав городского ансамбля, центром которого являлся Странноприимный дом. Ансамбль сформировался во второй половине XVIII века на территории, расположенной в границах современного Садового кольца, в одном из центральных районов старой Москвы — Басманной слободе.
Формирование слободы как исторического района столицы началось на рубеже XVI-XVII веков, когда Басманная слобода была восточной окраиной города, располагалась на левом берегу реки Яузы и относилась к дворовым «белым» слободам, обслуживающим хозяйство царского двора. Ее жители, в отличие от обитателей «черных» слобод, освобождались от государственных и городских повинностей и получали царское жалование.
По поводу происхождения названия Басманной слободы существует несколько версий. Наиболее устоявшийся вариант — название происходит от слова «басман», что означает казённый или дворцовый хлеб. По этой версии, в слободе проживали пекари-басманники, выпекавшие и поставлявшие к царскому и патриаршему дворам хлеб, на котором ставилось специальное клеймо. По другой версии, ремесленники, проживавшие в этом месте, занимались «Басменным делом», которое являлось разновидностью ювелирной техники. (Басма — тонкая пластинка из серебра или золота с рельефным узором, тисненым с матриц, — использовалась для украшения окладов икон, богослужебных книг, предметов церковного обихода; широко известен золотой басменный оклад «Богоматери Владимирской» из Успенского собора Московского Кремля конца XIV вв.).
Активное развитие и застройка Басманной слободы в XVI—XVII вв. объясняются просто: через нее шел путь в царские загородные усадьбы. Уже к середине XVII века здесь сложилась одна из основных городских дорог, начинавшаяся у главных ворот Кремля — Фроловских (ныне Спасских) и проходившая по улицам Ильинке – Маросейке – Покровке – Старой Басманной – Елоховской и далее через село Семеновское в села Рубцово (с 1627 года — Покровское), Измайлово и Преображенское.
Важным обстоятельством, способствовавшим развитию Басманной слободы, явился тот факт, что дорога, проходившая по нынешней Старой Басманной улице, вела не только к царским резиденциям, но и в Немецкую слободу (основана во времена царствования Ивана Грозного), которая в конце XVII – начале XVIII вв. была местом частого пребывания Петра I…
Улица Новая Басманная, первоначально называвшаяся «Капитанской слободой», возникла не ранее 1640-го года. Здесь жили офицеры организованных Петром I солдатских и драгунских полков, расквартированных в Лефортове. Статус царского маршрута за Новой Басманной улицей окончательно закрепился со времени правления Анны Иоанновны (1693-1740) и поездок императорского кортежа в Анненгоф.
Получившая свое название в 1726 году, Новая Басманная брала начало от Садовой Черногрязской улицы (ныне Земляной вал), на углу которой уже в начале XVIII века существовал житный (фуражный) двор (впоследствии — Запасный дворец). Напротив него находились знаменитые Красные ворота, долгое время являвшиеся одним из красивейших сооружений Москвы (уничтожены в 1927 году). Выполненные из камня, они были возведены в 1753-1757 гг. по проекту архитектора Д. В. Ухтомского на месте сгоревших деревянных триумфальных арок, называвшихся «Мясницкими воротами Земляного вала».
Примерно за 40 лет до этого, в 1708—1723 гг. находящаяся в начале улицы с правой стороны старая деревянная церковь Петра и Павла также была заменена на каменную. Вторым же крупным каменным строением на Новой Басманной стал «гошпиталь» с высокой церковью Николая Чудотворца, построенный князьями Куракиными.

Портрет князя С. Б. Куракина работы Гуттербруна ЛюдвигаОсвоение Куракиными участка на Новой Басманной улице началось с 30-х годов XVIII века, когда в 1731 году кн. Александр Борисович Куракин, по Указу императрицы Анны Иоанновны, получил в Басманной слободе безвозмездный участок земли длиной в 50, шириной в 40 саженей для строительства госпиталя. Таким образом, А. Б. Куракин выполнял последнюю волю своего отца — князя Бориса Ивановича Куракина, который составил «регламент» и выделил капитал для устройства «шпиталя» и при нем церкви св. Николая для двенадцати обедневших офицеров или солдат дворянского происхождения. Строительство госпиталя и церкви было закончено в 1742 году, за «шпиталем» был разбит сад. Восточная часть пожалованного А. Б. Куракину землевладения, предназначалась для строительства жилого дома.
Первоначально дом князей Куракинах был деревянным и принадлежал княгине Елене Степановне Куракиной. Строительство нового дома, сохранившегося по сей день, было связанно с женитьбой ее 21-летнего сына, Степана Борисовича Куракина, на Наталье Нарышкиной (1758-1825), родной племяннице фельдмаршала кн. Николая Васильевича Репнина. Она принадлежала к высшей московской аристократии того времени, по отцу являлась родственницей царицы Натальи Кирилловны и была радушно принята в семье Куракиных. Князь Степан Борисович в одном из писем пишет, что «довольно её знать, чтоб полюбить».
В 1786 году этот брак распался, и причиной тому была история, достаточно редкая для того времени. Княгиня, горячо полюбившая генерала и богача, записного красавца Степана Степановича Апраксина, не пожелала скрывать свои чувства. Ситуация усугублялась еще и тем, что Апраксин приходился родным дядей по матери братьям Куракиным, «и это делало связь в глазах современников уже не грехом, а преступлением».
История получила широкую огласку. Степан Борисович из благородства готов был простить княгиню, но она, оставив семью, уехала из дома мужа к своей матери. Вскоре Апраксин увлекся княжной Голицыной и женился на ней. Наталья долго горевала «принеся все в жертву идолу своего сердца, поругана мужем, обманута в любви, отвержена миром и, с мужеством испив чашу прискорбия человеческих до дна, заключилась в Владимирской своей деревне». Эта драматическая история впоследствии была подробно рассказана князем И. М. Долгоруким в воспоминаниях «Капище моего сердца».
Красные воротаВпрочем, вернемся к тому времени, когда только что женившийся, счастливый Степан Борисович Куракин активно принялся за строительство дома на Новой Басманной, руководство которым сам и возглавил (князь хорошо знал строительное дело). Исходя из биографических сведений, можно предположить, что строительство началось между 1789 и 1792 годами, когда С. Б. Куракин после отставки окончательно поселился в Москве, где поступил на службу в Экспедицию Кремлевских строений. Последнее обстоятельство давало ему возможность привлекать для работы лучших архитекторов своего времени.
Внутренняя отделка здания, судя по письмам, продолжалась даже после 1795 года. Так, в письме своему брату, датированному 28-м февраля 1795 г., С. Б. Куракин пишет: «Скажу вам, что весьма мне хочется свой дом отделать к вашему приезду и позвать вас к себе на новоселье, если нам обоим будет на это время, но весьма боюсь я, что по неимению времени самому за всем смотреть и по недостатку в деньгах, я в своем намерении не успею».
В своем новом доме князь вел роскошный образ жизни. Старшина и один из основателей Московского Английского клуба, он, по мнению современников, «был человеком привлекательным и жизнерадостным» и любил принимать гостей…

Проект дома находится в Альбоме М. Ф. Казакова, означенный как «Дом тайного советника и святая Анны кавалера, князя Степана Борисовича Куракина за Красными воротами, в приходе Петра и Павла». В альбоме собраны лучшие проекты партикулярных строений, датированные 70–90-ми годами XVIII века и возведенные при участии М. Ф. Казакова или архитекторов его круга…
Герб КуракиныхДом С. Б. Куракина был поставлен на нешироком вытянутом участке, с обоих его краев оставлены только узкие проезды. Строение почти примыкало к госпиталю. Въездные ворота на территорию усадьбы находились со стороны богадельни. За домом фланкируют два флигеля со скругленными углами. Вместе с дворовыми постройками они образуют симметричный, полукруглый, парадно оформленный двор. Два малых служебных корпуса в глубине между флигелями образовывали по оси планировки полукруглую площадку перед входом в сад. В саду устраивались приемы и праздники; в глубине, перед большой оранжереей, замыкавшей осевую композицию, размещался домашний театр.
Сам дом сравнительно невысок; над сводчатым цокольным этажом находится основной этаж с высокой парадной анфиладой по главному фасаду и обширным залом, выходящим во двор. Над небольшими комнатами в дворовых ризалитах устроен антресольный этаж.
Главный фасад обработан в приемах зрелого классицизма — с пилястровым портиком в центре и сложными оконными обрамлениями. Плоскость его общего решения продиктована, по всей видимости, постановкой дома по красной линии на узкой и очень оживленной в те годы улице.
Характерной и крайне ценной особенностью дома Куракина является обилие скульптурных рельефов очень высокого качества, украшающих уличный фасад и стены парадного зала. В тимпане фронтона помещен герб Куракиных, окруженный военной арматурой (С. Б. Куракин почти всю жизнь провел в военных походах). Фронтон, расположенный в центральной части главного фасада и украшенный лепным гербом и скульптурой, поддерживают шесть пилястр. Скульптурные горельефы размещены над окном второго этажа. Дворовые фасады скульптурных украшений не имеют. Нижний этаж рустован.
Интерьеры парадных покоев были убраны с большой пышностью и украшены горельефами и барельефами; последние были расположены над дверями гостиной, диванной и кабинетом княгини.
Парадный зал оформлен пилястрами и рядом горельефов, темами для которых служили аллегории и различные античные сюжеты (авторство горельефов приписывается скульпторам Ф. Гордееву и Г. Т. Замараеву, что требует отдельного исследования). Одна из торцевых стен зала была оформлена декоративной нишей, перед которой стояло две пары парадных декоративных колонн. К сожалению, в 40-е гг. ниша была уничтожена. Помещение за этой стеной, возможно, служило местом размещения музыкантов. Часть первого этажа занимали служебные помещения, часть — использовалась под парадные комнаты…
Дом КуракиныхПосле смерти князя в 1805 году домом пожизненно владела его вдова Екатерина Дмитриевна Куракина (урожденная Измайлова, вторая жена князя). В 1811 году дом перешел в собственность куракинского Странноприимного дома.
В 1812 году в период войны с Наполеоном при пожаре бывший дом князя Степана Борисовича не сгорел, хотя на Басманной уцелело всего несколько строений: Запасной дворец, дом Хлебникова, Странноприимный дом. В доме князя жил французский генерал. Интересен тот факт, что французские солдаты сами прилагали старания, чтобы спасти от пожара куракинские владения. Таким образом был спасен дом на Старой Басманной улице, принадлежавший брату Степана Борисовича – знаменитому «бриллиантовому» князю Александру Борисовичу Куракину, который, являясь французским послом, был известным и уважаемым человеком в Париже. Более того, известно, что французы вообще не трогали богоугодные благотворительные заведения.
С 1811 г. и вплоть до 1902 г. дом Степана Куракина, находившийся в собственности Странноприимного дома, сдавался в наем, доход от которого шел на ремонт и другие нужды благотворительного заведения.
В советский период дом использовался самым различным образом. Размещавшуюся здесь с 1907 года фабрику кинопленки «Победа» в 1917 году ликвидировали, и в бывшем княжеском доме был открыт Политехнический институт (позднее Институт гражданских инженеров). Одно время в доме располагался охотничий клуб. После его ликвидации второй этаж здания отдали под общежитие курсантов Высшей химической школы, а первый этаж был передан в жилой фонд и заселен жильцами, которые приспособили усадебные комнаты под свой нехитрый быт: настелили деревянные полы и разделили большие помещения перегородками, установив в них временные железные печки.
С начала 40-х годов здание было передано Народному Комиссариату путей сообщения (НКПС) и его строительным организациям — они получили в свое распоряжение центральную часть второго этажа. Остальная часть здания использовалась под жилье…

С недавних пор большую часть помещений второго этажа бывшего княжеского дома занимают службы ОАО «Российские железные дороги», в том числе расположенная в сохранившихся парадных залах научно-техническая библиотека. На данный момент фирмой «Реставратор-М» по заказу ОАО «Росжелдорпроект» в здании проводятся историко-архитектурные обследования. Несмотря на то что на протяжении XIX-XX веков дом неоднократно ремонтировался и обновлялся, его фасад имеет практически первозданный вид. Внутренняя же планировка дошла до нас с искажениями, которые предполагается устранить в ходе реставрационных работ.

Ирина ПИЛИШЕК, искусствовед

Автор благодарит заведующую архивом научно-реставрационного центра «Реставратор-М» М. Г. Мамаеву за помощь в подготовке материала.

Барельефы парадного зала Барельефы парадного зала
Барельефы парадного зала Барельефы парадного зала

№ 1-2, 2007 г.

№ 1-2, 2007 г.

ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ

НОВЫЙ АРБАТ: НА ЗЕМЛЕ И ПОД ЗЕМЛЕЙ

КУРАКИНСКИЙ ДОМ: ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ СУДЕБ И СТРАСТЕЙ

КОНКУРС "МЕНЕДЖЕР ГОДА": НОВЫЙ УРОВЕНЬ

ИСТИНЫ КЛАРЫ ВОЛКОВОЙ

ВЛАДИМИР ОБЪЕДКОВ: "УСПЕХ - ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКОЕ"

РАИСА ПАВЛОВА: УПРАВЛЯЯ С ЛЮБОВЬЮ

ЗАБОТЫ НИКОЛАЯ ШЕМЯКИНА

НАТАЛЬЯ ТОНУ: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ЖИТЕЛЯМ РАЙОНА

ДМИТРОВСКИЙ: ЦЕНТР ВБЛИЗИ МКАД

ТАТЬЯНА ДВОРНОВА: "ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ - КАК КОРАБЛЬ НА СТАПЕЛЕ"

ПРЕОДОЛЕТЬ СЕБЯ

САВЕЛОВСКАЯ "ИВА"

ПОЛНОЕ "КЭМИЛЬФО"

АРОМАТ "СВОБОДЫ"

УСПЕТЬ ЗА УСПЕНСКИМ

УНИКАЛЬНЫЕ РЕМЕСЛЕННИКИ

НАМИ

"АУРАТ": 118 ЛЕТ СЛАВЫ

МАСТЕРА ГОРДОЙ ОСАНКИ

"МОССПЕЦАВТОМАТИКА": 80 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ГОРОДА

"ВИСХОМ" - НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЯ

ПРИШВАРТОВАТЬСЯ "У РЕЧНОГО

РЕИНКАРНАЦИЯ ГЕНИЯ, ИЛИ ПРАЗДНИК ПО ВАТЕЛЮ

"ТРИДЦАТЬ ДВА": СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

СЕМЕЙНЫЙ ДОКТОР

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ МАКСИМЫЧ?

РЫЛЬЦЕ В ПУШКУ, ИЛИ ПОРОСЯТА В ГОРОДЕ

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.