Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    МЕГАПОЛИС В РАЗРЕЗЕ

НОВЫЙ АРБАТ: НА ЗЕМЛЕ И ПОД ЗЕМЛЕЙ

Новый АрбатПРИНЦИПИАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

В начале марта этого года столичное правительство провело этапное заседание, посвященное подземному строительству. В частности, мэр Москвы Юрий Лужков на нем отметил, что при решении транспортных проблем в центре города «нужно исключить строительство эстакад и развязок, как это сделано в Токио, – все транспортные коммуникации должны быть размещены в подземном пространстве, чтобы не нарушать исторической архитектуры». Столичный градоначальник также подчеркнул, что «нужно обратить внимание на опыт в Монреале, где пешеход под землей может попасть в любую часть города».
Идея освоения городских недр не нова. Подобная практика широко распространена во всем мире. Крупные подземные города существуют под Парижем, Токио, Лас-Вегасом, Монреалем, в большинстве других мегаполисов. Теперь и российской столице предстоит пройти этот путь.
Сегодня в Москве на долю подземного строительства в общем объеме введенных в эксплуатацию объектов приходится всего 8% или 700 тысяч кв. метров. Это в то время как в Европе и Северной Америке в городах со сходными характеристиками данный показатель колеблется в пределах 20-25%. В центре Первопрестольной только 48% новостроек снабжены гаражами, в остальной Москве – не более 30%. По мнению городских властей, появление подземных дублеров основных трасс сможет существенно разгрузить транспортные потоки. Кроме того, ниже нулевой отметки опустятся паркинги, магазины, складские помещения, трансформаторные подстанции, тепловые пункты и т. д.
«Подземное строительство – единственный способ спасения историко-архитектурного наследия, а также природного комплекса», – уверен первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики г. Москвы Константин Королевский.
Концепция, принятая на заседании столичного правительства, предусматривает в 2008—2010 годах «осуществить строительство крупных многофункциональных комплексов на 25-ти подземных участках». Дублеры появятся у таких магистралей, как Тверская, Крымский Вал, Новый Арбат, а также у центральных площадей: Павелецкой, Пушкинской, Старой, Триумфальной, Тургеневской, Яузской, между гостиницами «Метрополь» и «Москва», а также площади Тверской заставы. Кроме того, предполагается освоение подземного пространства Бульварного кольца, Всероссийского выставочного центра, проспекта Академика Сахарова, Водоотводного канала, районов станций метро «Сокол», «Петровско-Разумовская», «Рижская», «Шоссе энтузиастов», «Текстильщики», «Варшавская», «Нагатинская» и трех станций Московской железной дороги  — Москворечье, Кунцево, Тестовская.
Всего различные подземные объекты займут площадь около  1,8 млн. кв. метров. На эти цели до конца десятилетия из городского бюджета планируется выделить 268,7 млн. рублей. Сумма, мягко говоря, невелика, поэтому город будет привлекать к освоению подземных пространств частных инвесторов, по ряду объектов, возможно, будут подключаться и средства федерального бюджета.
Сегодня у города уже есть проекты, способные решить проблему создания подземных трасс-дублеров и освоения пространства вокруг них. Еще 10 лет назад один из таких проектов был предложен группой архитекторов во главе с руководителем ГУП «Моспроект-2» Михаилом Михайловичем Посохиным, и вот, наконец, настало время его реализации. Речь идет о глобальной реконструкции одной из центральных московских улиц — Нового Арбата.

Арбатская площадь у ресторана «Прага». Фото конца 1920-х гг.ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Район Арбат начал складываться в XV веке – в то время, когда «городом» назывался только Кремль. Само же слово «Арбат» («арбад», «рабад», «рабат») – арабского происхождения, означающее «пригород», «предместье». Название, вероятно, было «завезено» крымскими татарами или восточными купцами, жившими здесь во время своих приездов в Москву. По другой версии, название Арбат произошло от находившегося в этом месте колымажного двора, где изготовлялись телеги, повозки – по-татарски «арбы».
Исторически Арбатом сначала именовалась территория от Кремля до Москвы-реки, конусом лежащая от Троицких ворот меж Остоженкой и Никитской вплоть до будущих Новинского, Смоленского и Зубовского бульваров. Сам Кремль окружали леса, болота, реки, холмы с оврагами, и только отдельные участки оставались проходимыми для конного войска и торговых караванов. Одним из таких участков были арбатские пески (о них напоминают названия здешних переулков – Спасо-Песковский, Николо-Песковский). Именно на месте Арбатской площади произошла встреча войск князя Пожарского с поляками.
В XVII веке здесь располагались стрелецкие и ремесленные слободы мастеров серебряного, плотничьего дела, места расселения царской обслуги (о них также говорят названия улиц и переулков – Староконюшенный, Кречетниковский, Поварская, Скатертный, Столовый, Хлебный и т. д). Столетие спустя на Арбате осели уже дворянские фамилии, появились усадьбы Голицыных, Долгоруковых, Трубецких, Волконских, Шереметевых.
В 1812 году через Арбатские ворота в город входили войска Наполеона. Здесь, в доме Апраксиных, в дни нашествия останавливался французский офицер Анри Бейль – будущий великий Стендаль. Возможно, он видел, как по соседству (на месте нынешнего памятника Николаю Гоголю) пылал знаменитый деревянный театр Карло Росси, походивший, по мнению современников, на греческий Парфенон.
Впрочем, пожар 1812 года мало изменил облик Арбата. Здесь по-прежнему было разрешено деревянное строительство, и новые дома возводились на фундаментах старых. Во второй половине XIX века начался настоящий «арбатский бум». В этом районе селятся врачи, литераторы, юристы. В разное время на Арбате жили или бывали Пушкин, Рахманинов, Скрябин, Гоголь, Толстой, Салтыков-Щедрин, Чехов, Блок. Появились трехэтажные строения, были надстроены отдельные невысокие особняки, стало больше магазинов. Дома этого времени, отличающиеся повышенной декоративностью и пластикой фасадов, связали прежнюю застройку улицы в единый архитектурный ансамбль. Позже, в начале ХХ столетия, здесь начали строить многоэтажные доходные дома, и уже к 30-м годам Арбат являл собой довольно пеструю застройку с массой узких кривых улочек и переулков, что в конечном счете во многом определило его дальнейшую судьбу – через несколько десятилетий район был реконструирован, и в Москве появился знаменитый Калининский проспект.

СТРОЙКА ВЕКА
Сама идея прокладки новой трассы через исторический район Москвы была заложена еще в Генплане 1935 года, однако тогда до реализации проекта дело не дошло. Вновь к нему вернулись только в начале 60-х годов прошлого века. Стремление руководства страны получить магистраль, связывающую центр Москвы с помпезным Кутузовским проспектом, который уже тогда считался правительственной трассой и транспортным стержнем западной части столицы, привело к тому, что новая магистраль была фактически прорублена в живой ткани города. Автором проекта Калининского проспекта (Нового Арбата) стал архитектор Михаил Васильевич Посохин.
Изначально существовало пять проектных вариантов, в том числе – с низкой застройкой. Однако Никита Хрущев предпочел многоэтажки. По легенде, серьезное влияние на такой выбор генсека оказал его зять Алексей Аджубей, являвшийся в то время главным редактором газеты «Известия». Будучи в командировке на Кубе (накануне визита туда Хрущева), Аджубей обратил внимание на новые проспекты Гаваны, которые незадолго до кубинской революции построили американцы, а по приезде в Москву поделился своими впечатлениями с тестем. Возможно, именно этот факт и решил судьбу Арбата.
В 1967 году строительство Калининского проспекта было завершено. На четной стороне улицы возвели пять 25-этажных сдвоенных каркасно-панельных жилых домов. В каждой такой башне – двести восемьдесят квартир с шикарной по тем временам планировкой. Жилье в домах на престижном Калининском проспекте получали высокопоставленные советские чиновники и элита творческой интеллигенции. Рядом расположились сеть магазинов, предприятия бытовых услуг и киноконцертный зал «Октябрь». Начинается же Новый Арбат с Дома связи — массивного здания из стекла и бетона. По счастью, на углу с Поварской улицей сохранилась церковь Симеона Столпника, построенная в XVII веке и имеющая богатую историю. Она словно для контраста оставлена рядом с возведенной по соседству высоткой.
На нечетной стороне проспекта были сооружены административные здания, похожие на раскрытые книги: здесь возвышаются четыре 26-этажных корпуса, соединенные огромным 850-метровым двухъярусным цоколем-стилобатом, в котором расположены офисы, магазины, кафе и рестораны.
К сожалению, прокладка Калининского проспекта как одной из центральных магистралей Москвы привела к исчезновению не только многих отдельных арбатских домов, но и целых его кварталов: не стало Собачьей площадки, Большого Каковинского, Кречетниковского переулков, частично Большой и Малой Молчановок и др. Интересно, что, например, Собачью площадку не спас даже тот факт, что один из ее домов снимала мать вождя мировой революции, да и сам Владимир Ильич там бывал, о чем когда-то свидетельствовала мемориальная доска на фасаде... По преданию, при Иване Грозном здесь находилась псарня, где держали собак для царской охоты. Впрочем, многие считают, что свое имя эта площадка получила после того как на ней установили памятник собаке (который на самом деле был фонтаном и выполнял роль поилки для лошадей).
Знаменитые новоарбатские «дома-книжки» вошли в историю отечественной архитектуры как пример негуманного обращения с историческим центром Москвы. Недаром писатель Юрий Нагибин в свое время хлестко назвал Новый Арбат «вставной челюстью» столицы. Впрочем, это не умаляет заслуг Михаила Васильевича Посохина, который воплощал лишь планы и вкусы первых лиц государства. В пользу архитектора говорит и тот факт, что в 1966 году авторы проекта получили Гран-при Парижского центра архитектурных исследований, а Москве был вручен диплом ЮНЕСКО – как городу, который ведет правильную политику в урбанизме. Кроме того, московские архитекторы, инженеры, строители получили неоценимый опыт по возведению нового типа высотных зданий и строительству целого проспекта, выполненного в едином архитектурном и стилевом решении.

Церковь на Новом АрбатеНОВЫЕ ЗАДАЧИ
Когда проектировался и строился Калининский проспект, никому из его авторов и в голову не могло прийти, что всего через сорок лет транспортный поток в столице возрастет в десятки раз. И все же магистраль до сих пор сохраняет высокую пропускную способность. Проблемы возникают от огромного количества транспорта, который паркуется вдоль проспекта, превращая его в «бутылочное горлышко». Кроме того, под парковки занята значительная часть широкого тротуара. Есть трудности с въездом и выездом в районе Бульварного и Садового колец. Все это вынудило столичные власти изменить отношение к проспекту.
В середине декабря 2006 года Юрий Лужков подписал распоряжение правительства Москвы о реконструкции улицы Новый Арбат. Согласно документу, Новый Арбат превратится в пешеходную зону с торгово-развлекательными комплексами и скверами, а автотранспорт пустят по подземному туннелю, где будет построен паркинг. Предполагается, что реконструкция позволит разгрузить одну из центральных автомагистралей столицы и повысить ее пропускную способность. Мэр уже дал поручение Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы «до второго квартала 2007 года подготовить документацию на проведение конкурсов по выбору заказчика по созданию комплекса и генерального проектировщика».
Идея превратить Новый Арбат в пешеходную зону впервые прозвучала в 1996 году. Тогда Государственное унитарное предприятие «Моспроект-2», возглавляемое сыном Михаила Васильевича Посохина, архитектором Михаилом Посохиным-младшим, разработало эскизы, которые были одобрены Общественным градостроительным Советом при мэре.

— Никаких заказов на эту тему не было, – рассказывает Михаил Михайлович. – Просто сформировалось понимание того, что двигаться вперед без развития подземного пространства Москва не может. Возьмем современный европейский город, к примеру, Брюссель. Там подземных развязок и проездов такое количество, что диву даешься. Понятно, почему туда перенесены многие общеевропейские управленческие функции. Беда Москвы в том, что ее подземное пространство осваивается чрезвычайно низкими темпами.
Я хотел показать – в виде пилотного проекта – перспективу столицы на 20—30 лет вперед. Создание таких подземных комплексов должно открыть новую страницу развития города. Не точечная застройка, «забутовка» всех свободных мест жильем или чем-то другим, а именно вот такая общественно значимая деятельность для улучшения инфраструктуры. И главное, что такие проекты побуждают молодежь к решению интересных задач на уровне, скажем, Америки или Японии.
Параллельно у нас, в «Моспроекте-2», разрабатывался еще один подземный проект – для Тверской улицы. Но Тверская отличается от Нового Арбата очень сложной инженерной инфраструктурой, там все забито различными сетями, водопроводами, канализацией...

Первоначально планировалось, что транспортный поток будет входить под землю в районе Арбатской площади, а выходить — у Садового кольца. Но когда проект, представленный Посохиным, рассматривался на Общественном Совете, Юрий Лужков предложил увеличить число стоянок и продлить тоннель до набережной. В общем-то, эта идея напрашивалась сама собой: перед Ново-Арбатским мостом идет резкое понижение рельефа. Таким образом, можно было бы прямо с моста, на том же уровне, въезжать в тоннель. Кроме того, если на то будет заказ, авторы проекта готовы проложить тоннель до Боровицкой площади. Но пока об этом речи не идет.

— Основной смысл проекта — кардинально изменить отношение этого пространства к человеку и человека к этому пространству, – говорит Михаил Посохин. – Тем, кто сегодня живет на Новом Арбате, не позавидуешь: шум, гам, машины круглые сутки. А будет бульвар, появится колоссальная пешеходная прогулочная зона, все машины – под землей. Сегодня и южная, и северная стороны проспекта лишены всякой возможности стоянки транспорта. Транспорт засоряет соседние улицы, портит жизнь людям. Поэтому мы запроектировали подземную стоянку примерно на 4 тысячи машино-мест. После реализации нашего проекта нынешние проблемы транзита, локального подъезда, стоянки транспорта, загрузки торговых центров можно будет решить, не выходя на поверхность. А наверху люди станут свободно переходить с одной стороны на другую по бульвару. Либо через торговое пространство на верхнем подземном уровне бульвара. Ниже разместятся стоянки и транспортный тоннель.
Я бы сказал, что сегодняшний проект развивает те идеи, которые не смогли полноценно реализоваться в прошлом. Я гуманизирую, очеловечиваю то, что было сделано в 60-е годы. Кстати, в практике современного градостроительства исторических городов еще не бывало такого, чтобы на месте магистрали длиною практически в километр создавался бульвар. Мы будем первыми. У нас появилась мысль, чтобы этот бульвар имел в своей структуре Собачью площадку и продолжения улиц, которые были разорваны. Объемы, дома мы строить не будем. Но можно будет вновь пройтись, допустим, по Трубниковскому переулку, который сегодня разорван. Будет восстановлена география и других улиц.

План Нового АрбатаНОВЫЙ НОВЫЙ АРБАТ
Предложенный Посохиным и его группой проект действительно подразумевает кардинальное изменение проспекта. Транспортные потоки опустятся на нижний из четырех уровней и пройдут по системе тоннелей: два трехполосных – для транзитного проезда, тоннели для общественного транспорта и резервный тоннель для проезда спецмашин. С подземных остановок, которых на протяжении трассы будет несколько, рядовые пассажиры будут подниматься на лифтах и эскалаторах. Таким образом, проезжая часть увеличится с 8 до 10 полос, а парковка автомобилей будет осуществляться на 2-м и 3-м уровнях, где предусмотрена система автостоянок на 1800 мест. Первый же уровень займут рекреационные и торговые площади. Кроме того, с южной стороны (где находятся офисные здания) к основному стилобату на ширину всего тротуара будет пристроен четырехэтажный пассаж. Это позволит в целом увеличить торговые площади с 1300 ныне существующих кв. м до 3400 кв. м. А на территории современной проезжей части разместится пешеходный бульвар шириной в 50 м и длиной более километра. Он протянется от Арбатской площади до здания мэрии (бывшее СЭВ). В дополнение к этому, на Арбатском бульваре появятся деревья и фонтаны.
О проекте Посохина можно было бы говорить как о свершившемся факте, если бы не одно «но». Дело в том, что по новым столичным законам, все, что делается на территории города, должно проходить через систему конкурсного отбора. Документация на проведение конкурса по выбору заказчика на выполнение реконструкции должна быть разработана до второго квартала текущего года. После этого пройдет тендер. Впрочем, мало кто из наблюдателей сомневается, что его выиграет именно «Моспроект-2». Окончательные же сроки отработки проекта по превращению Нового Арбата в пешеходную зону определены третьим кварталом 2008 года.
Точная сумма инвестиций не называется. Однако в ряде СМИ прошла информация, что она составит почти 1 млрд. долларов. Часть средств выделят инвесторы, которые заинтересованы в создании торгово-развлекательных комплексов. Кроме того, в мэрии намерены представить инвестпроект в Минэкономразвития – чтобы получить господдержку за счет инвестиционного фонда РФ. Оставшаяся часть трат на реконструкцию придется на столичный бюджет.
Эксперты полагают, что такой проект вполне может заинтересовать федеральные власти уже тем, что в нем предусмотрен резервный тоннель. А это выгодно всем. Первые лица государства получат возможность беспрепятственно перемещаться через закрытую зону, а автовладельцам не придется томиться в пробках, пережидая правительственные кортежи. Что же касается объема инвестиций, то указанную сумму сам Михаил Посохин считает завышенной.

– Цифра в миллиард была брошена просто так, в воздух, – говорит руководитель «Моспроекта-2». – Стоимости своего проекта мы не знаем. Когда дали посчитать японцам, у них получилось порядка 700 млн. долларов. Все зависит от того, как строить, в каких габаритах и каким способом. Но строить нужно в любом случае. Москву просто необходимо разгружать, и другого пути для этого нет.

Игорь МИТЮШИН

Михаил Васильевич ПосохинМихаил Васильевич ПОСОХИН
(1910–1989)
Советский архитектор, работы которого во многом определили архитектурную моду периода «оттепели – застоя».
Родился в Томске. По окончании средней школы работал на строительстве Кузнецкого металлургического комбината, в 1931 г. получил диплом инженера. Переехав в Москву (1935), был принят А. В. Щусевым в его мастерскую в Архитектурном институте (МАРХИ); там познакомился с А. А. Мндоянцем, который был соавтором важнейших работ Посохина вплоть до самой своей кончины (1966). В 1938 М. В. Посохин экстерном окончил МАРХИ.
Первой его крупной самостоятельной работой явилась перестройка здания Министерства обороны СССР на Воздвиженке (1943–1946). Характерная для этого проекта массивная неоклассика обрела особую масштабность в высотном здании на Кудринской площади (1948–1954; Сталинская премия 1949 г.). В конце 1950-х годов М. В. Посохин явился одним из зачинателей сборного домостроения (каркасно-панельные дома на ул. Куусинена, 1956–1957). Был главным архитектором Москвы (1960–1982), председателем Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и заместителем председателя Госстроя СССР (1963–1967).
Под его руководством были созданы: Кремлевский Дворец съездов (1959–1961, Ленинская премия 1962 г.); застройка Нового Арбата со зданиями Совета экономической взаимопомощи – СЭВ (1964—1969); спорткомплекс «Олимпийский» в Москве (1980); разработка генплана столицы (1960–1971) и планировка южной части московского района Тропарево (1970-е гг., Государственная премия СССР 1980 г.).
В условиях тотального государственного администрирования непринужденней всего идеи мастера выражались в сооружениях «пейзажных», возведенных на фоне природы, в широких, свободных пространствах : курорт в Пицунде (1959–1967), посольство СССР в Бразилиа (1968–1974), либо в выставочных зданиях — павильоны СССР на Всемирных выставках в Монреале (1967), и Осаке (1970) — были смонтированы заново на территории ВВЦ .

Михаил Михайлович ПОСОХИН
Действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии Российской Федерации, Заслуженный архитектор России
Родился в 1948 году в Москве. В 1972 окончил Московский архитектурный институт. Профессиональную деятельность начал в мастерской академика Я. Б. Белопольского в Управлении «Моспроект-1». В 1974-1975 гг. совмещал учебу в аспирантуре МАРХИ со стажировкой в университете Монреаля (Канада). С 1976 года — кандидат архитектуры.
С 1982 года по настоящее время возглавляет архитектурно-планировочную мастерскую Управления «Моспроект-2».
С 1993 года — руководитель Управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2». Одновременно является первым заместителем Москомархитектуры.
М. М. Посохиным выполнено свыше 100 проектов, законченных строительством, строящихся и ждущих своего осуществления. Под его руководством были созданы проекты зданий научно-исследовательских институтов в Черемушках в начале 80-х годов – ВНИИПАС и МНИИПУ, административного здания на Варварке, представительства фирмы «Роботрон», иностранных представительств в Курсовом переулке, современные жилые кварталы в городе Улан-Баторе (МНР) с общественными зданиями, сооружениями бытового обслуживания, спортивными залами и клубами.
В 90-е годы М. М. Посохин возглавил разработку серии сложных крупномасштабных проектов, формирующих сегодня центральную часть Москвы (в том числе комплекс на Манежной площади, воссоздание храма Христа Спасителя). Одновременно с проведением реконструкции здания мэрии Москвы реконструирован для работы Государственной думы РФ и отреставрирован памятник советской архитектуры 30-х годов – «Дом СТО». К столетнему юбилею Московского Художественного театра в Камергерском переулке создана благоустроенная пешеходная зона с установкой памятника Чехову. По проекту М. М. Посохина ведется реконструкция и комплексное развитие Государственного академического Большого театра.
По решению руководства России, архитектор возглавил авторский коллектив по реконструкции здания № 1 Московского Кремля (Кремлевского Сената) под резиденцию Президента РФ. За эту работу Посохин-младший был удостоен звания лауреата Государственной премии. Также под его руководством проводились реконструкция и реставрация Большого Кремлевского дворца.
М. М. Посохин возглавляет авторские коллективы по комплексной реконструкции старого Гостиного двора, строительству комплекса зданий на площади Павелецкого вокзала, гостинично-делового центра на Кудринской площади и множества жилых домов, офисов, административных зданий различного назначения, гостиниц, музеев.

Арбатский бульвар с многоуровневым общественно-торговым комплексом на Новом Арбате.

№ 1-2, 2007 г.

№ 1-2, 2007 г.

ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ

НОВЫЙ АРБАТ: НА ЗЕМЛЕ И ПОД ЗЕМЛЕЙ

КУРАКИНСКИЙ ДОМ: ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ СУДЕБ И СТРАСТЕЙ

КОНКУРС "МЕНЕДЖЕР ГОДА": НОВЫЙ УРОВЕНЬ

ИСТИНЫ КЛАРЫ ВОЛКОВОЙ

ВЛАДИМИР ОБЪЕДКОВ: "УСПЕХ - ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКОЕ"

РАИСА ПАВЛОВА: УПРАВЛЯЯ С ЛЮБОВЬЮ

ЗАБОТЫ НИКОЛАЯ ШЕМЯКИНА

НАТАЛЬЯ ТОНУ: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ЖИТЕЛЯМ РАЙОНА

ДМИТРОВСКИЙ: ЦЕНТР ВБЛИЗИ МКАД

ТАТЬЯНА ДВОРНОВА: "ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ - КАК КОРАБЛЬ НА СТАПЕЛЕ"

ПРЕОДОЛЕТЬ СЕБЯ

САВЕЛОВСКАЯ "ИВА"

ПОЛНОЕ "КЭМИЛЬФО"

АРОМАТ "СВОБОДЫ"

УСПЕТЬ ЗА УСПЕНСКИМ

УНИКАЛЬНЫЕ РЕМЕСЛЕННИКИ

НАМИ

"АУРАТ": 118 ЛЕТ СЛАВЫ

МАСТЕРА ГОРДОЙ ОСАНКИ

"МОССПЕЦАВТОМАТИКА": 80 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ГОРОДА

"ВИСХОМ" - НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЯ

ПРИШВАРТОВАТЬСЯ "У РЕЧНОГО

РЕИНКАРНАЦИЯ ГЕНИЯ, ИЛИ ПРАЗДНИК ПО ВАТЕЛЮ

"ТРИДЦАТЬ ДВА": СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

СЕМЕЙНЫЙ ДОКТОР

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ МАКСИМЫЧ?

РЫЛЬЦЕ В ПУШКУ, ИЛИ ПОРОСЯТА В ГОРОДЕ

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.