Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    ГОРЯЧАЯ ТЕМА: СОУЧАСТИЕ

МАРК ФРАНКО: "ТРЕТИЙ СЕКТОР СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ЗРЕЛЫМ"

Марк ФранкоЧеловеческая потребность творить добро не может замыкаться в национальных рамках. И нам, россиянам, есть чему поучиться у жителей Старого Света, где идея бескорыстного служения обществу и людям, помощи нуждающимся пустила глубокие корни. В гостях у «МиМ» — Глава Представительства Европейской Комиссии в России Марк ФРАНКО.

— Господин Франко, закон о некоммерческих организациях принят, но споры по его поводу продолжаются. Согласны ли вы с теми, кто его критикует, утверждая, что он подразумевает государственный контроль над некоммерческими и неправительственными организациями, который препятствует их нормальной работе?
— Европейская Комиссия совместно с посольствами государств-участников Евросоюза и с международными организациями, работающими в России, ведет активное наблюдение за исполнением нового закона о неправительственных организациях. Мы считаем, что хотя каждое государство имеет право требовать отчетности от неправительственного сектора, а также создавать и применять соответствующую законодательную базу, очень важно следить за тем, чтобы некоммерческим организациям не чинились непреодолимые препятствия в их повседневной работе.
— Хорошо известно, что Евросоюз и Делегация Европейской Комиссии в России придают большое значение развитию гражданского общества в нашей стране. В этой связи возникают два вопроса. Как вы оцениваете общий уровень развития гражданского общества в Российской Федерации? И какие изменения, на Ваш взгляд, произошли в этой сфере в последнее время, в частности, в период Вашей работы в России?
— В Европейском Союзе есть твердое убеждение, что активное гражданское общество – «третий сектор», не связанный с государственной властью и с частным сектором, ориентированным на получение прибыли, — является важнейшей составляющей демократического общества.
Часто отмечают, что в России недостаточно развита традиция участия граждан в добровольном «третьем секторе» и что российское гражданское общество остается слабым. В то же время, нельзя отрицать, что за последнее десятилетие Россия сильно ушла вперед в вопросах гражданского общества. Особенно стоит отметить увеличение количества НПО, которые помимо решения местных проблем перешли к осуществлению пропагандистской и правозащитной деятельности, поставив ее во главу угла. Если взять в качестве примера организации, работающие с инвалидами, то многие НПО, занимающиеся проблемами инвалидов, уже не только оказывают им поддержку, в некоторых случаях предоставляя реабилитационное оборудование, но и выступают за внесение изменений в местное и общегосударственное законодательство, которое оказывает влияние на жизнь граждан. Это реальный прогресс, который свидетельствует о том, что сектор становится более зрелым.
— Одним из основных направлений деятельности так называемого «третьего сектора» является благотворительность. Европейский опыт в этой области значительно шире российского. Как, по Вашему мнению, его можно применить в нашей стране?
— Благотворительность является поистине краеугольным камнем «третьего сектора». Существует множество НПО социальной или благотворительной направленности, но также имеются и организации, занимающиеся защитой прав человека, животных и окружающей среды. Однако благотворительная деятельность требует, чтобы у организаций имелся доступ к обширной ресурсной базе, в идеале — с наличием крепких связей с местным населением. Прямого государственного финансирования благотворительной деятельности, как правило, не существует; она зависит от щедрости населения в целом и от участия предприятий в жизни населения. Действительно, в Европе история благотворительной деятельности и сбора благотворительных пожертвований носит более длительный характер; это объясняется историческими и культурными отличиями, которые даже в странах Евросоюза довольно существенны. Согласно недавнему исследованию частных пожертвований, которое проводилось британскими организациями «Charities Aid Foundation» (CAF) (Фонд содействия благотворительности) и «National Council for Voluntary Organisations» (NCVO) (Национальный Совет по Добровольческим Организациям), британские спонсоры выделили на благотворительные цели 8,9 миллиардов фунтов стерлингов, причем почти 60% всего населения Великобритании принимали участие в благотворительных мероприятиях. Такого нет нигде в Европе, и это пример, которому следовать нелегко.
Европейский опыт благотворительной деятельности и жертвования может применяться и уже применяется многими российскими организациями. Однако многим из них по-прежнему недостает необходимых знаний и умений для того, чтобы эффективно развивать свою ресурсную базу и расширять спектр своей деятельности. С другой стороны, им приходится сталкиваться с нелегкой задачей разъяснения российской общественности преимуществ жертвования средств на благотворительность. Прогресс есть, но дело идет медленно. За последние пять лет значительно вырос уровень пожертвований со стороны российских компаний, и возросло количество социальных программ, осуществляемых этими компаниями, что не может не радовать. Некоторые компании, такие как «Росбанк», начали проводить свои собственные конкурсы на получение грантов, в которых могут принимать участие НПО, так же, как это делается в Европейской Комиссии или в «Ford Foundation». «Лукойл», «Сиданко», «УралСиб Банк» и некоторые другие корпорации открыли свои собственные корпоративные фонды. Это очень важная тенденция, которая становится неотъемлемой частью новой российской философии и практики бизнеса.
— В настоящее время Россия сильно отстает от Европы в сфере создания комфортных условий для активной жизни и деятельности инвалидов. Какую помощь Евросоюз, и Европейская Комиссия в частности, оказывают российским инвалидам?
— Европейская Комиссия отдает предпочтение «правовому подходу», когда речь идет об инициативах по поддержке инвалидов. Тем самым мы стремимся поддерживать инициативы, направленные на интеграцию инвалидов в общество в целом, давая им возможность активно бороться за свои права и высказывать свои требования по поводу обеспечения более качественного обслуживания со стороны государственных учреждений на региональном и федеральном уровнях. С 2002 года в рамках программы поддержки местных инициатив гражданского общества спонсорскую поддержку получили более 30 проектов на сумму более 60 миллионов евро. Эти средства призваны поддержать российские НПО, занимающимися обеспечением прав инвалидов. Большинство проектов направлены на повышение профессионализма сотрудников НПО, занимающихся обеспечением прав инвалидов и предлагающих социальные, транспортные услуги и услуги по обеспечению занятости, зачастую компенсируя отсутствие соответствующих служб, финансируемых государством.
Ключевой элемент многих проектов состоит в лоббировании федеральных и региональных законодательных органов, с целью введения соответствующих изменений в законы, касающиеся инвалидов и повышения ответственности властей за неэффективное исполнение действующего законодательства, защищающего их права. За счет активного вовлечения СМИ, работы с органами власти, с родителями детей-инвалидов и предоставления возможностей инвалидам бороться за свои права, эти проекты способствуют тому, чтобы российские граждане и чиновники внимательнее относились к правам инвалидов в своей стране.
В 2005 году в России взял старт первый крупномасштабный проект, финансируемый Европейской Комиссией, — «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском федеральном округе», на который был выделен бюджет в 3 миллиона евро. Этот проект направлен на разработку современного подхода и эффективной системы социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество. На 2007 год запланирован новый проект: «Система реабилитации: службы для инвалидов». Его цель – помочь российскому правительству разработать многофункциональную реабилитационную систему, обеспечивающую поступательный процесс реабилитации, проактивное участие инвалидов и использование общественного потенциала.
— Европейская Комиссия оказывает существенную финансовую поддержку российскому «третьему сектору». В то же время очевидно, что делить ее поровну между всеми адресатами нецелесообразно, да и невозможно. Можете ли Вы рассказать о принципе распределения средств в таких случаях?
— Европейская Комиссия ведет две программы по выделению грантов, на которые НПО могут претендовать. Это «European Initiative for Democracy and Human Rights (EIDHR)» (Европейская инициатива в области демократии и прав человека) и «Institution Building Partnership Programme» (IBPP) (Программа поддержки местных инициатив). Каждая программа связана с проведением ежегодных конкурсов на получение грантов. Адресаты отбираются на основе указанных критериев и качества проектов, представленных ими на рассмотрение. Каждое предложение оценивается независимыми экспертами. Было бы невозможно поровну поделить средства между всеми кандидатами. Например, в рамках программы IBPP в 2006 году мы получили около 300 заявок, но смогли выделить всего лишь 16 грантов. Другими словами, гранты выделяются исходя из способности НПО представить обоснованное и убедительное проектное предложение и доказать, что у них имеется достаточно опыта и знаний, чтобы распорядиться полученными средствами. Гранты не предназначены для финансирования повседневной деятельности организаций.
— Какие благотворительные программы реализуются в России с участием Европейской Комиссии на сегодняшний день?
— Европейская Комиссия не оказывает непосредственной финансовой поддержки для проведения благотворительных программ в России. Однако косвенно, за счет двух вышеупомянутых программ, она может поддерживать некоторые организации, которые, среди прочего, занимаются благотворительной деятельностью.
Одной из наших основных целей по содействию общественным организациям в России является укрепление их жизнеспособности. Для того чтобы стать жизнеспособными, организации должны отражать потребности местной общественности и получать с ее стороны активную поддержку. Наши программы помощи нацелены на то, чтобы помочь НПО обрести жизнеспособность за счет обучения; содействовать построению сетей сотрудничества с организациями-партнерами у себя в стране и за рубежом, а также обеспечению организаций необходимым оборудованием и другими материальными ресурсами, необходимыми для осуществления проектов. Однако мы не хотим, чтобы организации зависели от иностранных спонсоров или рассчитывали на спонсорскую поддержку. Поддержка из-за рубежа не может заменить помощь со стороны российской общественности и учреждений.

№ 11-12, 2006 г.

№ 11-12, 2006 г.

ПРЕДНОВОГОДНЯЯ МОЗАИКА

СИМВОЛ НАШЕГО ДЕТСТВА

ГЕНИЙ КОНСТРУКТИВИЗМА

РАБОТА С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

ГАЗ БЕЗ ОТКАЗА

ДАЕШЬ ПРОГРЕСС!

РИТМЫ "ПУЛЬСАРА"

"РИНТРЭЙД": "НАШ РЫНОК - ВСЯ РОССИЯ"

БРЕНД РОДОМ ИЗ БЕСКУДНИКОВО

КУДЕСНИКИ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

ДКА МАИ: ДОМ ТАЛАНТОВ

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТРОГОРОДКА

ВРЕМЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

"АГА-СЕРВИС": В ОРЕОЛЕ ЗВЕЗД

ТВОРЦЫ ПОДЗЕМНОЙ КРАСОТЫ

СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

"РУССКИЙ ПРОДУКТ": БЛАГОРОДНЫЙ БИЗНЕС

ТЭЦ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

КЛИНИКА ЦЕНТРОСОЮЗА РФ: ВОЗВРАЩАЯ ЗДОРОВЬЕ

УБРАТЬСЯ ПО ДОБРОМУ

"ВЕДЬМА" ВЫШЛА В ЛЮДИ

ЕКАТЕРИНА КИМ: ТВОРЕНИЕ БЛАГА, КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

СЕМИНАР: "ИНВАЛИД В ПРАВОВОМ ПОЛЕ"

"ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ" - ПРОСТО, НО НЕЭФФЕКТИВНО

МАРК ФРАНКО: "ТРЕТИЙ СЕКТОР СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ЗРЕЛЫМ"

ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ

ПРАЗДНИК ПРОНЗИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ

МЕЦЕНАТЫ МИНУВШИХ ДНЕЙ

ЧЕКИСТЫ В ОБОРОНЕ МОСКВЫ

БЕС С "КАТЕХИЗИСОМ"

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.