Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    ГОРЯЧАЯ ТЕМА: СОУЧАСТИЕ

"ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ" - ПРОСТО, НО НЕ ЭФФЕКТИВНО

Галина КареловаНа вопросы редакции «МиМ» отвечает Председатель Фонда социального страхования РФ Галина КАРЕЛОВА.

— Галина Николаевна, как известно, в своем послании Федеральному Собранию Президент предложил ряд мер по увеличению рождаемости в стране. Как Вы считаете, достаточно ли будет новых, увеличившихся пособий для того чтобы «поставить на ноги» ребенка? И все ли в данном случае «упирается» в деньги? Ведь вопрос «легко ли быть матерью в России?», увы, стал «риторическим».
— Факторов, влияющих на демографическую ситуацию, очень много. Говорить обо всех не буду: в последнее время проблемы здоровья, продолжительности жизни, рождаемости и смертности, и еще масса других, обсуждаются очень активно. Если же говорить только о влиянии материального фактора на уровень рождаемости, именно сегодня и именно у нас в стране, то я нисколько не сомневаюсь в его значимости.
Любые меры социального характера, в том числе увеличение пособий по беременности и родам, всегда и везде давали ожидаемый эффект, пускай и кратковременный, при условии увеличения пособий хотя бы на 50%. Почему Россия должна быть исключением? Ведь у нас в стране, по большому счету, никогда не было серьезных материальных стимулов для повышения рождаемости. Советские люди – чего уж тут скрывать — в массе своей жили очень скромно. И прирост населения регулировался самыми простыми способами, поскольку основные меры материальной поддержки и в СССР, и в постсоветской России никогда не касались среднестатистических семей «мама, папа и один-два ребенка». Государство помогало многодетным семьям и матерям-одиночкам, то есть тем, кому было труднее всего прокормить детей.
Сегодня же «вектор» социальной помощи изменился, отсюда — масштабность и беспрецедентность мер, которые начнут реализовываться в стране с 2007 года. И затем, нужно понять главное: это не разовое, не единичное вливание денег. У нас начинает формироваться система государственной поддержки женщин. Причем как неработающих, так и работающих. Последние — самая многочисленная категория матерей. По крайней мере, из полутора миллионов младенцев миллион появляется у тех, кто работает. И очень важно, что наконец-то именно этой группе женщин стала оказываться серьезная помощь.
— В обществе бытует стереотип: «правильная» социальная политика – это «щедрая» социальная политика. Но можно ли в данном случае ставить знак равенства? Отсюда возникает вопрос: каковы критерии качества и эффективности социальной политики?
— Щедрая политика – конечно, хорошо, но знак равенства между «правильным» и «щедрым» я никогда не поставлю. Социальная политика государства в первую очередь должна быть умной. Раздать всем денег, поровну да побольше, как говорится, всем сестрам по серьгам — это слишком просто, но в то же время слишком неэффективно. Общество от этого не выиграет и не будет богаче, потому что исчезнут стимулы для поступательного, устойчивого развития.
Социальная политика должна быть направлена на формирование у людей стимулов учиться, работать, содержать семью, вести нормальный здоровый образ жизни, и, конечно же, на обеспечение соответствующих возможностей. Последнее, в первую очередь, относится к тем, кто сам не может позаботиться о себе: к сиротам, детям из неблагополучных семей, инвалидам, одиноким пенсионерам… Не составляют исключения и матери с маленькими детьми. И дело здесь не в том, что они не могут себя обеспечить. Многие могут и обеспечивают. Но для общества важнее, чтобы женщина до какого-то определенного момента могла бы отдать себя воспитанию ребенка, а не зарабатыванию денег. Вот по отношению к этим людям и нужно быть щедрыми! Иными словами, один из важнейших критериев эффективности социальной политики – ее адресность.
Еще один, не менее важный принцип: деньги должны идти вслед за человеком. Государству не следует «размазывать» выделяемые на социальные цели средства тонким слоем, словно масло по куску хлеба. Наоборот, сами получатели помощи должны «приносить» социальные обязательства государства туда, где они могут получить наиболее качественный набор услуг.
— Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду?
— Наглядный пример — программа родовых сертификатов, которая ориентирована именно на этот принцип. Можно было, как это делалось прежде, предусмотреть одну строчку в бюджете, т.е. выделить на родильные дома определенное количество средств. Всем бы досталось понемногу, но что бы это изменило? Поэтому был избран другой путь. Женщина получает родовой сертификат, или обязательство со стороны государства оплатить услуги медиков, которые наблюдают ее в период беременности и родов. Когда она приходит со своим сертификатом в конкретную консультацию, затем в конкретный родильный дом, она таким образом стимулирует развитие этих медицинских учреждений. Это создает, если можно так сказать, конкурентную среду, заставляет медиков работать лучше, обеспечивая себе и приток клиентов, и, тем самым, стабильно высокий доход.
Конечно, не везде еще инфраструктура нашего здравоохранения позволяет придерживаться этого принципа. Но программа родовых сертификатов в первую очередь нацелена как раз на формирование здоровой конкуренции среди медицинских учреждений. И определенный положительный результат уже налицо.
Не исключаю, что в ближайшем будущем подобные стимулы для развития медицинских учреждений, социальной сферы в целом может дать и «материнский капитал»: если полученные от государства деньги будут тратиться, допустим, на получение детьми хорошего образования.
Младенцы— Одним из главных критериев качества социальной политики можно назвать ее «прозрачность». В этой области возглавляемый Вами Фонд социального страхования занимает лидирующие позиции – Вы располагаете информационной системой, которая обеспечивает контроль, в том числе и со стороны общества, над расходованием бюджетных средств, направляемых на социальные нужды. Скажите пожалуйста, в чем данная система окажется полезной для простых граждан?
— Наша система показывает, куда, как и сколько денег расходуется, а точнее — «движется» в сфере социального страхования на данный момент. То, что можно держать «руку на пульсе» этого процесса, очень важно — всем понятно, на что и, самое главное, кому идут деньги налогоплательщиков.
Далее, благодаря программам, которые реализуются при участии Фонда социального страхования, формируется уникальная база данных. Она открывает очень много возможностей для различных исследований, изучения тенденций, составления прогнозов. В качестве примера приведем все ту же программу родовых сертификатов. По каждому субъекту Федерации ведется специальная статистика: учитываются пол младенцев, их рост, вес, общее состояние здоровья, возраст матери, иные необходимые сведения. На основании полученных данных, которые тщательно изучаются специалистами Фонда, можно прогнозировать рождаемость в стране и, как следствие, загруженность отдельных родильных домов, изучать тенденции в сфере демографии в целом.
В связи с программами финансирований медицинских осмотров и первичной медико-санитарной помощи формируется база данных, которая рисует картину сегодняшнего состояния здоровья наших граждан. Это очень интересный, богатый и важный материал.
— Галина Николаевна, Вы имеете большой опыт совместной работы с неправительственными организациями, занимающимися проблемами детей, женщин, ветеранов, инвалидов. К настоящему времени эти организации, в том числе благотворительные, накопили большой опыт работы. Как государство может использовать опыт и еще не раскрытый потенциал данных структур при решении задач в социальной сфере?
— Прежде всего, необходимо стимулировать благие дела на законодательном уровне. Во многих развитых странах благотворительность — выгодное занятие, поскольку средства, направляемые на соответствующие проекты, вовсе освобождаются от налогов либо подлежат минимальному налогообложению. У нас же соответствующая нормативная база находится пока что в зачаточном состоянии. По сути дела, к ее созданию мы только-только приступаем. И, я надеюсь, что в недалеком будущем разумные законы помогут вовлечь в благотворительную деятельность больше людей и больше денег. Во-вторых, необходима широкая информационная поддержка благотворительности в любом ее виде. Люди должны знать, куда они могут обратиться за помощью, и, наоборот, кому конкретно и каким образом они могут помочь.
— Очевидно, что от государства, от власти зависит далеко не все. Ведь благотворительность – дело сугубо добровольное, акт гражданской инициативы, а в отдельных случаях и гражданского мужества. Станет ли творение блага нормой для большинства наших сограждан? И какие изменения в обществе, в социальном самосознании россиян должны для этого произойти?
— Я уверена, что станет. Главные условия для этого – социальная стабильность и экономический рост, который должен повлечь за собой увеличение реальных доходов граждан. Человек, который спокоен за жизнь и будущее своих детей, всегда щедрее и милосерднее.

Антон СЕРГЕЕВ

№ 11-12, 2006 г.

№ 11-12, 2006 г.

ПРЕДНОВОГОДНЯЯ МОЗАИКА

СИМВОЛ НАШЕГО ДЕТСТВА

ГЕНИЙ КОНСТРУКТИВИЗМА

РАБОТА С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

ГАЗ БЕЗ ОТКАЗА

ДАЕШЬ ПРОГРЕСС!

РИТМЫ "ПУЛЬСАРА"

"РИНТРЭЙД": "НАШ РЫНОК - ВСЯ РОССИЯ"

БРЕНД РОДОМ ИЗ БЕСКУДНИКОВО

КУДЕСНИКИ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

ДКА МАИ: ДОМ ТАЛАНТОВ

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТРОГОРОДКА

ВРЕМЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

"АГА-СЕРВИС": В ОРЕОЛЕ ЗВЕЗД

ТВОРЦЫ ПОДЗЕМНОЙ КРАСОТЫ

СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

"РУССКИЙ ПРОДУКТ": БЛАГОРОДНЫЙ БИЗНЕС

ТЭЦ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

КЛИНИКА ЦЕНТРОСОЮЗА РФ: ВОЗВРАЩАЯ ЗДОРОВЬЕ

УБРАТЬСЯ ПО ДОБРОМУ

"ВЕДЬМА" ВЫШЛА В ЛЮДИ

ЕКАТЕРИНА КИМ: ТВОРЕНИЕ БЛАГА, КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

СЕМИНАР: "ИНВАЛИД В ПРАВОВОМ ПОЛЕ"

"ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ" - ПРОСТО, НО НЕЭФФЕКТИВНО

МАРК ФРАНКО: "ТРЕТИЙ СЕКТОР СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ЗРЕЛЫМ"

ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ

ПРАЗДНИК ПРОНЗИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ

МЕЦЕНАТЫ МИНУВШИХ ДНЕЙ

ЧЕКИСТЫ В ОБОРОНЕ МОСКВЫ

БЕС С "КАТЕХИЗИСОМ"

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.