Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    ДЕБЮТ

"ВЕДЬМА" ВЫШЛА В ЛЮДИ

Валерий Николаев28 ноября в киноконцертном зале «Пушкинский» состоялась премьера картины «Ведьма», снятой по мотивам повести Гоголя «Вий». Режиссер фильма – Олег Фесенко, автор сценария – Игорь Митюшин, один из ведущих сотрудников журнала «Москва и москвичи». Давно и плодотворно работая в издании, Игорь Юрьевич не раз пробовал себя на сценарном поприще, и вот — дебют в большом кино. Фильм «Ведьма» уже начал свое шествие по кинотеатрам страны. Каким он получился – по большому счету судить не критикам и киноведам, а зрителям. Пока же прислушаемся к сценаристу.

Уходящий год обозначил целый ряд замечательных тенденций, одна из них — превосходство в российском прокате отечественного кино. Начало этому положил «Дневной дозор» с бюджетом всего в 7 млн. долларов, который разгромил вышедшие одновременно с ним на экраны диснеевские «Хроники Нарнии» (бюджет $180 млн.) и «Кинг-Конга» ($207 млн.) Питера Джексона. В целом эта картина собрала 34 млн. долларов и стала безусловным лидером отечественного проката. Всего же в топ-десятке на середину осени значились три российских фильма: кроме «Дневного дозора», в нее вошли «Бумер 2» и «Сволочи». Сейчас появилась надежда, что в заветную десятку попадет еще одна отечественная картина – «Ведьма». Когда готовилась эта статья, были известны данные только по первым 11-ти дням проката. За это время картина собрала около 4,1 млн. долларов – самый высокий показатель за сезон осень—зима 2006. Причем ее тираж составил всего 314 копий, в то время как у остальных картин–лидеров он находился на уровне 400–600 копий.
Для тех, кто следит за новостями, не секрет, что критика восприняла «Ведьму» в штыки. Да и большинство статей в прессе носили скорее негативный характер. Тому были свои причины. Фильм снимался по мотивам знаменитой повести Николая Гоголя «Вий». Естественно, что в первую очередь новую работу сравнивали с картиной Константина Ершова, вышедшей в 1967 году. Кроме того, и новая трактовка литературного произведения пришлась не ко двору. Правда, почему-то никто не обратил внимания, что «Ведьма» – это не экранизация, что фильм снят не по гоголевской повести, а по ее мотивам. Фактически был использован только сюжет, да и то лишь частично. В остальном это совершенно самостоятельное произведение.
ВедьмаИдея фильма принадлежит его продюсеру Владимиру Брагину и имеет свою предысторию. Вплоть до прошлого года компания «Lizard cinema trade» (производитель и прокатчик картины) представляла на отечественном рынке ряд западных кинокомпаний. И вот в 2005 году иностранцы предложили своим российским партнерам самим сделать триллер «по какому-нибудь национальному сюжету». Выбор пал на гоголевского «Вия». Изначально планировалось, что картина будет предназначена для показа по телевидению и тиражированию на видео-носителях. По окончании производства она должна была быть на корню продана заказчикам.
Поэтому существовали жесткие требования. Во-первых, все актеры должны говорить на английском языке, во-вторых, действие должно происходить в США или, в крайнем случае, в Европе. Кроме того, картина должна быть актуальной, с современными героями. Наконец, «Ведьма» предназначалась для семейного просмотра, то есть в фильме не допускались сцены, которые могли бы негативно повлиять на детскую психику.
Все эти требования и определили сюжет. В результате, Хома Брут превратился в журналиста «желтой» газеты Айвана Беркгофа, а панночка – в дочь шерифа маленького захолустного городка Мэрил…
Итак, главный редактор отправляет Айвана в некое селение Кастлвиль написать репортаж о тамошней католической общине. По дороге герой встречает священника, и тот упрекает журналиста в отсутствии веры, потому что вера – это ко всему прочему еще и оружие в борьбе с темными силами. Беспечный репортер не обращает на эти слова никакого внимания и снова отправляется в путь. Но уже вскоре его ждет первое испытание. Он заблудился на безлюдной дороге, его машина заглохла, и он нуждается в помощи. Айвану удается найти какой-то особняк, который одиноко стоит в лесу. Дверь ему открывает древняя старуха. Журналист просит пустить его на ночлег, чтобы на завтра с новыми силами отправиться за помощью. Так он попадает в дом.
ВедьмаКогда путешественник принимает ванну, неожиданно появляется очаровательная девушка. Она приносит ужин. Будучи не прочь завести интрижку, Айван начинает свои ухаживания. Девушка отвечает взаимностью, но когда часы бьют полночь, она превращается в старую ведьму. Завязывается схватка. Журналисту кажется, что в борьбе он утопил старуху, но тут начинают происходить дьявольские вещи. Сам труп исчезает, из всех мест комнаты начинает бить вода, пол и стены вокруг ходят ходуном. В ужасе путешественник бросается из дома, прикрывшись единственным, что оказалось под рукой, – полотенцем. Он находит старый пикап и гонит его прочь от проклятого места, но старуха продолжает преследовать журналиста, пока на крутом вираже машина не врезается в дерево.
Когда Айван приходит в себя, он находит в кузове пикапа труп знакомого ему священника и клетку с петухом. Журналисту не остается ничего другого, как воспользоваться одеждой покойного и отправиться на поиски помощи. Так, в одежде священника, его и встречает патрульная полицейская машина. Только утром Айван узнает, что ночью убили дочь местного шерифа, но перед смертью девушка просила, чтобы святой отец, который появится в городе, отслужил по ней. Теперь бедняге предстоит провести наедине с ведьмой три ночи. Спасти его может только вера, но если гоголевский Хома Брут знал церковные каноны, носил крест и готовился стать священнослужителем, то беспечный, далекий от религии журналист кажется легкой добычей. И весь вопрос в том, выстоит он или нет…
ВедьмаИными словами, это вовсе не попытка интерпретации Гоголя, а лишь использование сюжета. Как, например, шекспировский сюжет использовался в знаменитой «Вестсайдской истории», но никому и в голову не пришло сравнивать ее с «Ромео и Джульеттой». Что касается картины Ершова, то, безусловно, это сильный, этапный для своего времени фильм, однако Вий, вся остальная нечисть и летающая в гробу Варлей, сегодня смотрятся достаточно наивно.
На мой взгляд, в «Ведьме» удалось далеко не все, но лично я благодарен продюсерам за то, что они нашли в себе силы пойти на дополнительные финансовые вложения, риски, отстояли картину и выпустили ее на отечественный экран. В результате, фильм, который изначально создавался как исключительно коммерческий проект, предназначенный для западного зрителя, получил значительный отклик и у российской аудитории.

Надо сказать, что попытки создания таких картин предпринимались и раньше. Так, для Запада снималась картина Василия Чигинского «Зеркальные войны: отражение первое», но ее суммарные сборы по России и СНГ оказались на уровне 1,7 млн. долларов. И наоборот, фильм Егора Кончаловского «Побег», ставший фактически калькой американского «Беглеца», тоже не получил прокатного успеха, так и не дойдя до отметки в 2,2 млн. На этом фоне «Ведьму», чей производственный и рекламный бюджет не превысил 3 млн. уже сегодня, задолго до окончания проката можно назвать успешным проектом.
ВедьмаВпрочем, успех фильма определяется не только его кассой. На мой взгляд, взлет «Ведьмы» в первую очередь обеспечила работа всей творческой и продюсерской группы. Удачные режиссерская решения Олега Фесенко, отличная операторская работа Аруноса Баразнаускаса. Мне интересно было увидеть Евгению Крюкову в роли ведьмы, а Валерий Николаев (Айван) вообще предстал в новом амплуа и выступил в нем очень убедительно. На мой взгляд, далеко не все удалось группе прибалтийских актеров, задействованных в фильме, но в целом получилась добротная, профессионально сделанная картина. И даже сомнительный (в плане жанра) слоган «Первый российских фильм ужасов» сыграл свою положительную роль, приведя в кинотеатры многие тысячи зрителей.
Конечно, были свои сложности, например, после съемок и чернового монтажа пришлось существенно переработать сценарий. Были трения по трактовке финала между режиссером и продюсерами, но все это, скорее, рабочие моменты, характерные для производства любой картины. Главное, что она вышла на экраны.
Сейчас все прилавки с видеопродукцией забиты различными копиями «Ведьмы», но я бы советовал посмотреть ее в кинотеатре, и не только потому, что имею отношение к созданию этого фильма. Просто я сам люблю ходить в кино.

Игорь МИТЮШИН

№ 11-12, 2006 г.

№ 11-12, 2006 г.

ПРЕДНОВОГОДНЯЯ МОЗАИКА

СИМВОЛ НАШЕГО ДЕТСТВА

ГЕНИЙ КОНСТРУКТИВИЗМА

РАБОТА С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

ГАЗ БЕЗ ОТКАЗА

ДАЕШЬ ПРОГРЕСС!

РИТМЫ "ПУЛЬСАРА"

"РИНТРЭЙД": "НАШ РЫНОК - ВСЯ РОССИЯ"

БРЕНД РОДОМ ИЗ БЕСКУДНИКОВО

КУДЕСНИКИ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

ДКА МАИ: ДОМ ТАЛАНТОВ

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТРОГОРОДКА

ВРЕМЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

"АГА-СЕРВИС": В ОРЕОЛЕ ЗВЕЗД

ТВОРЦЫ ПОДЗЕМНОЙ КРАСОТЫ

СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

"РУССКИЙ ПРОДУКТ": БЛАГОРОДНЫЙ БИЗНЕС

ТЭЦ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

КЛИНИКА ЦЕНТРОСОЮЗА РФ: ВОЗВРАЩАЯ ЗДОРОВЬЕ

УБРАТЬСЯ ПО ДОБРОМУ

"ВЕДЬМА" ВЫШЛА В ЛЮДИ

ЕКАТЕРИНА КИМ: ТВОРЕНИЕ БЛАГА, КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

СЕМИНАР: "ИНВАЛИД В ПРАВОВОМ ПОЛЕ"

"ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ" - ПРОСТО, НО НЕЭФФЕКТИВНО

МАРК ФРАНКО: "ТРЕТИЙ СЕКТОР СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ЗРЕЛЫМ"

ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ

ПРАЗДНИК ПРОНЗИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ

МЕЦЕНАТЫ МИНУВШИХ ДНЕЙ

ЧЕКИСТЫ В ОБОРОНЕ МОСКВЫ

БЕС С "КАТЕХИЗИСОМ"

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.