Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    ALMA MATER

ДК МАИ: ДОМ ТАЛАНТОВ

Анатолий КовальЕсли бы у Дворца культуры и творчества МАИ (ДКиТ) была собственная «аллея звезд», как в Голливуде, то ее протяженность наверняка была бы ничуть не меньше МКАД. Еще в 70-е годы на сцене ДК выступали Алла Пугачева, Владимир Высоцкий, Аркадий Райкин… Примерно десятилетие спустя к ним присоединились «глотнувшие свободы» рок-музыканты. Легендарные ныне группы «Ария» и «Мумий-Тролль» свои первые большие концерты дали на сцене ДК МАИ, который и по сей день остается не только одной из лучших клубных площадок столицы, но и – без преувеличения – уникальным культурным центром общегородского масштаба. А всему созвездию творческих коллективов, «базирующихся» во дворце, недавно отметившем 45-летний юбилей, уже становится тесно в пределах огромного мегаполиса.

ТЕАТР ВМЕСТО МЕБЕЛЬНОГО САЛОНА
Своими корнями история знаменитого ДК МАИ уходит в далекий уже 1961 год. Тогда, как известно, человек впервые отправился в Космос, что весьма символично, если иметь в виду профиль вуза. Да и сам Дворец культуры давно уже стал стартовой площадкой для многих талантливых артистов. Путевку на большую сцену здесь получили известные сатирики Михаил Задорнов и Лион Измайлов, оба – выпускники Московского авиационного института. И нынешние «маевцы» до сих пор считают их своими.
КуклаО прежних временах сейчас обычно говорят с легкой ностальгией. Действительно, тогда все было по-другому, и жилось в известном смысле легче. Было государственное финансирование – не только самих вузов, но и вузовской самодеятельности. Пусть и относительно небольшое, но позволявшее не думать все время о хлебе насущном. Но, как говорится, все хорошее рано или поздно заканчивается.
«Вскоре после моего назначения, а было это в 1989 году, — вспоминает о тех временах директор ДК МАИ Анатолий Маркович Коваль, — меня вызвал новый ректор нашего вуза и сказал, что денег нет и не будет, и что зарабатывать их придется самостоятельно».
Возможностей заработать было в принципе немало. «Ко мне неоднократно обращались с предложением сдать им в аренду часть наших помещений, — продолжает свой рассказ Анатолий Маркович. – Одни коммерсанты хотели открыть у нас автосалон «Рено», другие — сразу два мебельных салона. Обещали, что у меня не будет никаких проблем с различного рода проверками. Конечно, все это заманчиво. Но главной моей задачей тогда было не просто заработать денег, но в первую очередь – сохранить самодеятельные коллективы, несмотря на их «бесприбыльность». А у нас без малого восемь студенческих театров. Плюс к этому в различных детских творческих коллективах занимаются более 1000 человек».
АквариумНесмотря на подобные «соблазны», за творческими коллективами сохранились все принадлежащие им помещения. И самое главное, удалось сформировать команду единомышленников, людей, искренне убежденных в значимости своего дела. Студенческие труппы, детские студии и кружки возглавляют талантливые педагоги, среди которых Р. А. Полейко, художественный руководитель ДК МАИ и одновременно – студенческого театра «Фауст», Е. В. Андрюкина, В. В. Сокол-Мацюк, О. А. Алипова, Л. В. Азаданова, О. А. Попкова, А. Ю. Толкачев, Н. В. Гельтищева и другие. А выпускник радиофакультета МАИ звукорежиссер Павел Душкин «на ты» с самой сложной аппаратурой. Большая роль в организации концертов рок-групп принадлежит руководителю Студенческого диско-клуба (СДК МАИ) Андрею Жукову. Вообще уникальные – без преувеличения – кадры давно уже стали одним из главных факторов роста «капитализации» всего ДК МАИ. Инвесторы понимают, что раз здесь работают столь талантливые люди, то вложенные деньги «в песок не уйдут».

Гарик СукачевО ФИЗИКАХ И ЛИРИКАХ
На первый взгляд кажется удивительным, что среди студентов МАИ, то есть будущих «технарей», столько творчески одаренных людей. Хотя не стоит забывать, что студенческая самодеятельность, тот же КВН, например, всегда были особо популярны именно в технических вузах. МАИ в этом плане – не исключение. «В нашем вузе народ подбирается особый, сереньких «человечков в футлярах» у нас нет, — говорит художественный руководитель ДК МАИ Раиса Аркадьевна Полейко. – А талантливый человек чаще всего даровит во многом».
Театр «Фауст», которым, как уже отмечалось, руководит Раиса Аркадьевна, существует уже более 20 лет и объездил с гастролями всю страну. Кроме него, большой популярностью пользуются студенческие труппы «Канон», «Зеркало», Театр-студия «С.В.». Когда в прошлом году отмечался 75-летний юбилей МАИ и было, что очевидно, множество праздничных концертов и спектаклей, профессиональные артисты не привлекались вообще.
Впрочем, грань между профессионалами и любителями в данном случае весьма условна. Например, роль Василия Теркина в одноименном спектакле театра «Фауст» исполнял Андрей Барахвостов. По профессии программист, понятное дело, выпускник МАИ. Также в «Фаусте» играл вместе с женой Александр Горшков, по кличке «Умка». Затем он уехал на ПМЖ в Канаду, где довольно быстро стал ведущим актером в одном из крупнейших театров. «Для наших творческих коллективов я придумал даже специальный термин — «профессиональный самодеятельный артист», — говорит Анатолий Коваль. – То есть артист, зарабатывающий деньги другими способами, но играющий на сцене не хуже профессионала».
Андрей МакаревичТаким «профи от самодеятельности» работать порою сложнее, нежели «настоящим» профессионалам, которые могут сформировать репертуар, «обкатать» его, а затем показывать свои спектакли в течение нескольких лет. У самодеятельных артистов так не получится: зрители засвистят. Тем более что особой популярностью пользуются представления, связанные со студенческой тематикой. Вот и приходится артистам-«маевцам» делать все возможное, чтобы соответствовать велениям времени.
Им это удается благодаря усилиям талантливых педагогов, а также – наличию хорошей «материальной базы». Это и помещения для репетиций, и музыкальные инструменты, и декорации, и реквизит. Человек «со стороны», увидев все это великолепие, вполне может подумать, что он оказался «в кулуарах» крупного театрального вуза. Хотя кто сказал, что МАИ к таковым не относится?

ВСЕ — СВОЕ
Вряд ли найдется в Москве (да и не только в ней) хоть один любитель рок-музыки, ни разу не побывавший на концертах в СДК МАИ. А некоторые фанаты готовы даже ночевать под открытым небом, лишь бы прорваться на выступление своих кумиров.
АлисаВпрочем, даже самим артистам иногда сложно попасть на собственный концерт. В смысле, физически добраться до зала, в котором они будут выступать. Хорошо известно, какие в Москве пробки. Теперь представьте себе, что в них застрянут несколько огромных фур, везущих необходимое сценическое оборудование. (Многие группы так и поступают, по принципу «все свое ношу с собой»). А в СДК МАИ ничего везти не надо. Там есть все, что нужно для проведения концерта на самом высоком техническом уровне. Вплоть до ударной установки.
Впрочем, наши звезды приезжают сюда не только за тем, чтобы отыграть концерты. Алла Пугачева, например, начиная с 90-х гг., неоднократно репетировала и по сей день репетирует здесь свои программы. В помещениях Дворца культуры было снято множество клипов, как музыкальных, так и рекламных. Одна фирма выбрала ДК МАИ в качестве «съемочной площадки» потому, что больше нигде – по всей Москве! – не смогла найти нужный ей белый «французский» занавес.
В свое время даже многие профессора МАИ ходили в ДК, как в музей, смотреть на новое звуковое и световое оборудование, приобретение которого стоило немалых денег. К настоящему времени эти вложения – несколько сотен тысяч долларов – давно себя окупили. Раскрученных площадок в Москве много, однако никто из них не предоставляет артистам (и рекламщикам) сервис по принципу «все включено». Исключением был и остается СДК МАИ…
СпектакльВернемся, однако, к студенческим спектаклям. Все билеты на них разлетаются за один-два дня. В количестве примерно 1500 штук. А в зале обычно присутствуют более 2000 человек. «Зайцы» попадают на представления разными способами, иногда даже через вентиляционные шахты. Охрана, конечно, пытается их вылавливать. Впрочем, особое рвение здесь вовсе не уместно, считает Анатолий Коваль: «Ведь ребята не в модный кабак пытаются попасть и не в казино, а в театр или на концерт. Так что «не пущать» в данном случае не самое лучшее решение».
Стоит пояснить, что речь идет об «обычных» спектаклях. В то же время любые представления, приуроченные к различным студенческим праздникам, например, ко «Дню Козерога» (так именуется день первокурсника) бесплатны для всех «маевцев». И вообще, за организацию и проведение таких мероприятий руководство дворца культуры и творчества с института никаких денег не берет. Впрочем, как может быть иначе? «Наши успехи были бы куда скромнее, если бы не поддержка со стороны ректора института, академика Александра Макаровича Матвеенко и проректора Александра Сергеевича Марочкина, — говорит Александр Маркович. – Большое им за это спасибо. И от меня лично, и от всех наших студентов».
СпектакльВпрочем, деятельность ДКиТ МАИ давно уже вышла за рамки института. Для жителей района проводятся новогодние представления, а для ветеранов в канун Дня Победы – фестивали песен о войне. Многим школам, детским домам, интернатам руководство Дворца культуры предоставляет театральные костюмы, реквизит, аппаратуру. Конечно, не ту, что используют на концертах «Ария» или «Алиса», но вполне пригодную для проведения самодеятельных спектаклей.
Такого рода деятельность могла бы быть намного более масштабной — у сотрудников ДКиТ МАИ есть все возможности оказывать творческую и методическую помощь многим самодеятельным коллективам, причем не только в Москве. Но тут уже требуется содействие со стороны властей, в том числе и федеральных. А они, как водится, не спешат поддерживать начинания людей, искренне верящих, что искусство способно сделать нашу жизнь лучше.

Василий АНДРЕЕВ

Спектакль
Спектакль

№ 11-12, 2006 г.

№ 11-12, 2006 г.

ПРЕДНОВОГОДНЯЯ МОЗАИКА

СИМВОЛ НАШЕГО ДЕТСТВА

ГЕНИЙ КОНСТРУКТИВИЗМА

РАБОТА С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

ГАЗ БЕЗ ОТКАЗА

ДАЕШЬ ПРОГРЕСС!

РИТМЫ "ПУЛЬСАРА"

"РИНТРЭЙД": "НАШ РЫНОК - ВСЯ РОССИЯ"

БРЕНД РОДОМ ИЗ БЕСКУДНИКОВО

КУДЕСНИКИ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

ДКА МАИ: ДОМ ТАЛАНТОВ

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТРОГОРОДКА

ВРЕМЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

"АГА-СЕРВИС": В ОРЕОЛЕ ЗВЕЗД

ТВОРЦЫ ПОДЗЕМНОЙ КРАСОТЫ

СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

"РУССКИЙ ПРОДУКТ": БЛАГОРОДНЫЙ БИЗНЕС

ТЭЦ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

КЛИНИКА ЦЕНТРОСОЮЗА РФ: ВОЗВРАЩАЯ ЗДОРОВЬЕ

УБРАТЬСЯ ПО ДОБРОМУ

"ВЕДЬМА" ВЫШЛА В ЛЮДИ

ЕКАТЕРИНА КИМ: ТВОРЕНИЕ БЛАГА, КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

СЕМИНАР: "ИНВАЛИД В ПРАВОВОМ ПОЛЕ"

"ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ" - ПРОСТО, НО НЕЭФФЕКТИВНО

МАРК ФРАНКО: "ТРЕТИЙ СЕКТОР СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ЗРЕЛЫМ"

ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ

ПРАЗДНИК ПРОНЗИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ

МЕЦЕНАТЫ МИНУВШИХ ДНЕЙ

ЧЕКИСТЫ В ОБОРОНЕ МОСКВЫ

БЕС С "КАТЕХИЗИСОМ"

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.