Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    ПОРТ ПЯТИ МОРЕЙ

ШУМЯТ ПАРУСА "КРУЗЕНШТЕРНА"

"Крузенштерн"В начале осени на базе Коломенское москвичи встречали крейсерскую яхту «Апостол Андрей», прибывшую водными путями из Санкт-Петербурга. Но чествовали ее как славный кругосветный корабль с портом приписки в Москве. История знает: много раз город на Неве провожал в дальние плавания русские парусные и современные суда и корабли. И потом тепло приветствовал их после успешного вояжа в морях и океанах. В наш век атомных кораблей, супертанкеров, судов на воздушной подушке, может быть, странно говорить о парусниках прошлого. Но о них надо помнить, ибо парусный флот — часть истории страны. Именно на фрегатах и корветах отважные русские моряки плавали на многих морях и океанах в познавательных и научных целях, открывали новые острова, моря, проливы и даже неведомый ранее континент – Антарктиду. А мужественные матросы Ушакова, Нахимова, Лазарева на боевых многопушечных парусниках защищали родину на морских рубежах. Именно с гребно-парусных судов начинался отечественный флот (c ботика Петра I и трехмачтового боевого корабля «Орел», первенца отечественного судостроения, созданного в Московской губернии), а вырос до современных стальных монстров. И все равно, над ними как бы по-прежнему реют легендарные паруса кораблей прежних флотских поколений.

Памятник КрузенштернуНА НАБЕРЕЖНОЙ ЛЕЙТЕНАНТА ШМИТДА
К славной плеяде выдающихся флотоводцев относится и Иван Крузенштерн, боевой офицер, первый русский кругосветный мореплаватель, чья разносторонняя деятельность оставила глубокий след в истории русского флота и отечественной науки. Иван Крузенштерн отличился в боях против врагов родины, руководил первой русской кругосветной экспедицией, которая в начале XIX века открыла целую серию дальних океанских плаваний, совершил важные географические открытия в Тихом океане, стал видным ученым, автором работ по океанологии, в том числе «Атласа Южного моря»...
Поддерживая флотские традиции, позднее на морях плавали корабли, которым дали имена легендарных парусников – «Надежда» и «Нева» (на парусниках именно с такими именами совершили первое кругосветное путешествие Крузенштерн и его соратник Лисянский). Современный же барк «Надежда», приписанный к порту Владивосток, часто поднимает паруса и бороздит воды морей и океанов с курсантами на борту. В честь 300-летия Санкт-Петербурга он совершил кругосветное плавание и в дни юбилея принимал гостей, стоя у набережной Лейтенанта Шмидта. А завершивший ныне кругосветку барк «Крузенштерн» посвятил свое плавание 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию первого плавания русских кораблей вокруг света. Это о нем поется в песне Александра Городницкого:

И старость отступит, наверно,
Не властна она надо мной,
Пока паруса «Крузенштерна»
Шумят над моей головой…

Стоит на петербургской набережной Лейтенанта Шмидта бронзовый адмирал. Волны Невы мимо памятника проходят, как матросы, парадным шагом. Облака над ним – словно паруса на мачтах. Флотоводец изображен в полной форме, при кортике, со свернутой в трубку морской картой в руке. На постаменте из красного полированного гранита выделяется бронзовый рельефный герб заслуженного адмирала, по бокам от него стоят фигуры аборигенов дальних стран, которые он посещал. Ниже надпись: «Первому русскому мореплавателю вокруг света адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну».
И весьма символично, что у этой петербургской набережной, на виду у бронзового флотоводца ошвартовались знаменитый четырехмачтовый парусный барк «Крузенштерн», вслед за ним — московская двухмачтовая яхта «Апостол Андрей» — как бы побратим старшего товарища. Оба они совершили кругосветные плавания, а их экипажи проявили подлинное мужество, выносливость и высокий профессионализм.

Плаванье "Крузенштерна"ПО КУРСАМ МОСКОВСКОГО КЛУБА
Три кругосветки крейсерской яхты «Апостол Андрей» (капитан – Николай Литау) были намечены московским Клубом «Приключение», который возглавляет известный полярный путешественник Дмитрий Шпаро. Первая из них прошла в 1999 году вокруг Восточного полушария через воды всех океанов, включая Северный Ледовитый. Оставив за бортом 31 тысячу морских миль, «Апостол Андрей» установил тогда три мировых рекорда: впервые парусная яхта осуществила кругосветку в меридиональном направлении; впервые прошла через воды четырех океанов, включая суровый Ледовитый; впервые русский парусник форсировал Северный морской путь с востока на запад.
Вторую кругосветку яхта совершила вокруг Западного полушария, обогнув Северную и Южную Америку и за одну навигацию форсировав Северо-Западный проход вдоль берегов Аляски и Канады. За время этой кругосветки, длившейся 13 месяцев, «Апостол Андрей» прошел 29 тысяч морских миль.
Третья же кругосветка шла по оригинальному и опасному маршруту – с огибанием шестого континента, открытого русскими офицерами. И во многом по их курсу, но со значительным улучшением. А именно: пройти вокруг материка, не выходя севернее 60-й южной параллели, которая, согласно Международному договору по Антарктике, является границей данного региона.
Говоря о дальних вояжах, нельзя забывать о тех трудностях, которые приходятся преодолевать их участникам. Был момент, когда в корпус судна стала интенсивно поступать забортная вода — устранить неисправность вахтенным удалось только в новозеландском Окленде. Многие неполадки с парусами и снастями яхтсмены исправляли на ходу. Идя среди айсбергов при пересечении Южного полярного круга (а тогда в поле зрения насчитали 44 «голубых красавца»), команда Литау особенно повысила бдительность, памятуя о трагедии с пароходом «Титаник».
Подводная лодкаЗаметным событием для экипажа стал заход яхты на российскую полярную станцию «Беллинсгаузен», сотрудники которой с радостью принимали веселых, загорелых в тропиках моряков. На последнем этапе плавания вместе с капитаном в экипаже были вахтенные начальники Михаил Каптюг и Александр Руднев, боцман Анатолий Семенов, матрос Алексей Колосов. «Это настоящие мужчины и опытные моряки, выдержавшие серьезное испытание океаном», — отмечает руководитель Клуба «Приключение». Всего же в третьей кругосветке «Апостола Андрея» в его команде побывало 26 яхтсменов (из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и других городов). Одновременно на борту присутствовало не более семи человек.
Итак, российская яхта впервые в истории обошла Антарктиду, не выходя севернее 60-й южной широты, идя максимально близко к ледяному барьеру, там, где с материка сползает ледник и, обламываясь, образует плавучие ледовые поля и айсберги. Приветствуя славный экипаж, Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал В. Масорин указал в своей телеграмме: «Ваш поход – пример честного и бескорыстного исполнения долга верности выбранному пути. Высокий профессионализм экипажа яхты «Апостол Андрей», выдержка и целеустремленность позволили сделать невозможное. За кормой — 50 тысяч миль мужества и отваги. Вы доказали всему миру, что, Россия, как великая морская держава, вправе гордиться своими свершениями в области мореплавания».
Как известно, Клуб «Приключение» организовал редчайшую кругосветную экспедицию на трех грузовых автомобилях ЗИЛ под руководством очаровательной итальянской синьоры Стефании Дзини, живущей в Москве. Когда они завершали свой пробег по десяткам стран трех континентов, за руль передовой машины сел мэр Москвы Юрий Лужков. И последние километры по Тверской уверенно рулил до Красной площади, где состоялось чествование победителей дорог и бездорожья планеты. А 1 сентября 2006 года, когда в столицу прибыл «Апостол Андрей», завершивший свой третий вояж вокруг Земли, Юрий Михайлович встал за штурвал яхты и последние сотни метров провел ее к причалу базы Коломенское, подтвердив важный факт: и эта экспедиция осуществлялась при поддержке московского правительства. Спустившись в кают-компанию, столичный градоночальник записал в книге почетных посетителей: «Восхищен подвигом Николая Литау и его команды. Своими открытиями и научными исследованиями они внесли важный вклад в науку. Своим героизмом команда еще раз показала, на что способен русский человек, поставивший перед собой величественную цель».

"Апостол Андрей"ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ
В своей многовековой истории судьбы отечественного флота были всегда тесно связаны с Москвой. На реках и озерах губернии рождался будущий флот страны. В подмосковном селе Дединово был построен первый боевой корабль «Орел». И именно в Москве было признано верховной властью: «Морским судам быть»! С этого ведет свою трехсотлетнюю историю наш флот. Москва причастна и к борьбе Отечества за выход к морям, к строительству новых кораблей, взаимодействию с новой столицей на Неве, в том числе в тяжелые годы Великой Отечественной войны. И закономерно, что 65 лет назад рядом с армейцами на подмосковных полях крушили врага славные воины в полосатых тельняшках бригад морской пехоты…
Сегодня, несмотря на сложное положение российского ВМФ, атомные подводные лодки с оружием стратегического назначения несут свою ответственную службу в океане. Образно говоря, и над ними как бы витают легендарные паруса «Крузенштерна». Достаточно вспомнить, как отличились российские субмарины – в подледном плавании они достигли Северного полюса и уже не раз прошли Северным морским путем.
И еще очень важное: лет 15 назад группа атомных подлодок под командованием контр-адмирала А. Сорокина совершила кругосветный поход, не всплывая на поверхность. За короткий срок – полтора месяца – субмарины прошли около 25 тысяч миль (46 тысяч километров). Выйдя из военно-морской базы на Кольском полуострове в Атлантический океан, они пересекли экватор, вошли в антарктические воды. Уклоняясь от айсбергов с помощью новейших приборов, обогнули Южную Америку проливом Дрейка, вышли в Тихий океан и, успешно выполнив учебно-боевые задачи, вернулись к родным берегам, в одну из баз Тихоокеанского флота.
Николай ЛитауЗа образцовое выполнение задания и проявленные при этом мужество, смелость и мастерство контр-адмиралу А. Сорокину, командирам подводных кораблей капитанам 2 ранга В. Виноградову и Л. Столярову было присвоено звание Героя Советского Союза. Какой же физической и моральной выдержкой должны обладать подводники, чтобы длительное время успешно выполнять важные задачи под водой, а то и подо льдом!..
Возвращаясь к московской теме, нельзя не упомянуть о тех благородных акциях, которые столица провела в городе русской славы Севастополе. Это и сооружение жилых домов для моряков, и существенная помощь в ремонте могучего противолодочного крейсера «Москва» — флагмана Черноморского флота. Столица шефствует над ракетным кораблем на воздушной подушке «Бора» и другими судами, оказывает содействие в строительстве атомного подводного ракетоносца «Юрий Долгорукий», немало москвичей достойно служит на надводных и подводных кораблях всех флотов и флотилий.
Все это говорит о том, что на нашем флоте из поколения в поколение передается эстафета добрых дел. Моряков обучают и воспитывают на исторических, боевых и патриотических традициях, которые они развивают и умножают своими ратными и учебно-боевыми успехами. В корабельных кубриках и кают-компаниях можно видеть: картины фрегатов и корветов соседствуют со снимками современных кораблей, а рядом с портретами выдающихся русских флотоводцев – фотографии офицеров и адмиралов, героев Великой Отечественной войны, нередко кавалеров орденов Ушакова и Нахимова.
Над нынешними кораблями и подводными лодками всегда реет вдохновляющий дух легендарного русского флота.

Команда Николая ЛитауВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ СТОЛИЦЫ
Интересные части этого музея уже есть, и главный его экспонат – отслужившая свой срок дизель-электрическая подводная лодка Б-396. Бороздившая воды Баренцева и Средиземного морей и бурной Атлантики, минувшей весной она была установлена в бухте Химкинского водохранилища напротив Северного речного вокзала со стороны парка Северное Тушино, отреставрирована и превращена в достойный музей. Это замечательное событие было приурочено к 100-летию подводных сил России, и в экспозициях музея отражены этапы развития этой важной части нашего флота. Кстати, здесь же, в Северном Тушино, будет построен морской экспозиционный и культурный центр, возведена часовня в память непобедимого русского флотоводца Федора Ушакова, которого наша православная церковь возвела в лик святых.
В субмарине-музее полностью сохранены все шесть отсеков со всем оборудованием и часть грозного оружия – торпед и мин. Центральный пост управления, другие посты, жилые помещения дают возможность посетителям ознакомиться с условиями жизни и службы экипажа. Интересно, что во время реставрации в стальных переборках были сделаны специальные прорези для того, чтобы на борт смогли попасть любознательные ребята с нарушением опорно-двигательного аппарата и на инвалидных колясках обозреть все отсеки.
Открытие музея подводной лодкиЭта подводная лодка (кстати, ставшая одним из предвестников создания мощных атомных подводных ракетоносцев) — только начало формирования содержательного морского комплекса, посвященного истории отечественного Военно-Морского Флота. С дважды Краснознаменного Балтийского флота уже прибыл в столицу эскадренный миноносец «Дружный». Переоборудованный, он также встанет в музейный строй столицы. В этом же ряду будет и новое, особого рода, транспортное средство, приобретенное Москвой, — экроноплан. Более того, предполагается установить еще и часть ракетной атомной подлодки К-19. Это — ограждение боевой рубки (высота 11 метров, длина 9 метров), оно дает представление о колоссальных габаритах ядерной субмарины.
К морским памятникам Москвы, вероятно, будет причислена и крейсерская яхта «Апостол Андрей», тем более что здесь и порт ее приписки. Над этой яхтой, пережившей ряд экстремальных происшествий, шумели не только собственные, но и как бы паруса «Крузенштерна». Ведь она прошла курсами прославленного мореплавателя и других русских флотоводцев, в том числе первооткрывателей шестого континента. Чем не историческое судно!
Москва, порт пяти морей, создает достойный ее истории морской музей.

Леонид ЧЕРНОУСЬКО

Леонид Черноусько

Леонид Демьянович Черноусько — капитан 1-го ранга в отставке, ветеран Великой Отечественной войны, участник обороны Ленинграда. Профессиональный военный журналист. Лауреат ряда Всероссийских конкурсов журналистики, заслуженный работник культуры РФ.

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.