Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    РАЙОН СОКОЛИНАЯ ГОРА: ИНФРАСТРУКТУРА

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОРГАНИЗАТОР

Александр МитюковУспех начатых в наше время преобразований в системе ЖКХ во многом зависит от кропотливой работы «на земле». Тем более что готовых «рецептов» проведения этой реформы не существует – не только по стране в целом, но и в отдельно взятых крупных городах. Не исключая, разумеется, и столицу. «Нельзя навязывать людям готовых, шаблонных рецептов, — утверждает Александр МИТЮКОВ, директор ГУП ДЕЗ района Соколиная гора, в котором реформирование ЖКХ успешно проводится в течение нескольких лет. – Наоборот, нужно поощрять инициативу «снизу», при этом направляя ее в нужное русло и предотвращая возможные столкновения интересов. И с этим мы в целом справляемся. Как и с другими стоящими перед нами задачами: до сегодняшнего дня никаких действительно серьезных жалоб от жителей к нам не поступало».

Пока «наверху» решают, каким быть Союзному государству России и Беларуси, представители двух братских народов самостоятельно налаживают партнерские отношения друг с другом. Не только на уровне областей, городов и районов, но и … отдельных дворов. Например, в рамках соглашения о сотрудничестве между исполнительным комитетом Могилева и управой района Соколиная гора, один из дворов в этом районе, по адресу Измайловское шоссе, д. 15, корп. 1 и 2, был обустроен в этническом стиле, с использованием белорусских национальных мотивов. А также с участием строителей из города-побратима. По итогам конкурса «Лучший московский дворик-2006» этот двор был признан лучшим в городе.
Скептически настроенный читатель, может быть, вспомнит о коровах-«рекордистках», за которыми в советские времена ухаживали «всем колхозом» — с тем, чтобы получить не столько лучшие надои, сколько медали на сельскохозяйственных выставках. Так вот, «белорусский» дворик обустраивали отнюдь не всем колхозом. В смысле районом. Более того, это не единственный на «Соколиной горе» двор, ставший лауреатом общегородских «соревнований». Еще один, в 2005 г. занявший второе место в столице в названном корпусе, расположен по адресу ул. Вельяминовская, д. 6. Всего же, за 2005-2006 гг., в рамках программы «Мой двор, мой подъезд», в районе была благоустроена 71 дворовая территория.
«Сейчас едва ли не главным для нас становится вопрос о земле, — рассказывает Александр Владимирович. – Конечно же, речь идет не о собственности на земельные участки, это вне нашей компетенции. И тем более не о территориальных претензиях к соседям. Дело в другом. Застройка района, как несложно заметить, очень плотная. Что само по себе создает массу проблем. Например, что делать с «ракушками»? Просто взять да снести их, понятное дело, нельзя. Оставить стоять на газонах, детских или спортивных площадках – тоже. В итоге, после долгих консультаций с жителями, мы перенесли металлические тенты на специальные огороженные площадки. В результате автовладельцы могут без проблем парковать свои машины, и никто на них больше не жалуется».
Высокая плотность застройки района сказывается не только на «ракушечной проблеме». Отсутствие свободных участков земли не позволяет развернуться – в прямом и переносном смысле — при проведении всего комплекса работ по благоустройству дворов в районе. «Столь значительную территорию «на раз» обустроить не получится, — продолжает Александр Владимирович. – Поэтому мы еще в 2005 году решили начать с одного микрорайона (между улицами Вельяминовской, Благушева, Ибрагимова и Измайловским шоссе), который, в свою очередь, также был разбит на отдельные участки. Начали мы с дома № 6 по Вельяминовской улице (того самого, что был отмечен в конкурсе «Лучший московский дворик-2005» — ,. А всю эту работу мы планируем завершить в будущем году».
Впрочем, не надо думать, что жителям микрорайона, о котором говорит г-н Митюков, «повезло» больше других. Отнюдь. На Соколиной горе не осталось «диких» дворов. Каждый из них благоустроен и сдан на сохранение жителям. Полностью завершена паспортизация дворовых территорий (всего их в районе 244).
Тем более что сами жильцы немало делают для повышения комфортности своей среды обитания. Еще несколько лет назад многие «несознательные товарищи» без зазрения совести выкапывали себе на дачу только что посаженные во дворах цветы. В наши дни ситуация кардинально изменилась. Жители сами разбивают клумбы, а затем следят за их сохранностью. Одними зелеными насаждениями дело, конечно же, не ограничивается. Где именно, то есть в какой части двора оборудовать детские и спортивные площадки, какие конструкции там установить, где проложить дорожки, чтобы удобнее было ходить, – вот далеко не полный перечень вопросов, решаемых самими гражданами. Большую роль здесь играют старшие по домам и подъездам, и «сплотившиеся» вокруг них инициативные группы. «Мы стараемся, насколько это возможно, не вмешиваться в их деятельность, – говорит директор ДЕЗа. – Согласитесь, было бы просто неразумно указывать людям, где им разбивать клумбу, а где устанавливать качели. Так что мы лишь даем добро на проведение этих работ, утверждая соответствующие проекты. Другое дело, что далеко не все вопросы люди могут решить самостоятельно».

Соколиная ГораДействительно, ремонт крыш, внутридомовых коммуникаций и лифтов, починка дорог и тротуаров – все это отдельным рядовым москвичам не под силу. Решать эти вопросы, самостоятельно договариваясь с эксплуатационными и ремонтными службами, могли бы те, кто объединился в Товарищества собственников жилья. Но кондоминиумы на Соколиной горе, как и во всей столице, создаются пока не слишком активно. И причина, опять же, одна и та же для всей Москвы: не так много желающих брать в собственность жилые дома, требующие ремонта (новостройки в данном случае не в счет).
А что ремонтировать – находится всегда и везде. В районе Соколиная гора, например, в этом году были проведены капитальные ремонты мягкой кровли на 14 домах, стальной кровли – на 11 зданиях, а также 270-ти балконов и 3,6 тыс. кв. м фасадов еще 7 жилых домов. Приведены в порядок 170 подъездов, или примерно пятая часть от общего их числа. В последнем случае проводился лишь текущий ремонт: необустроенных подъездов, как и дворов, в районе уже не осталось. В жилых домах заменено 8 лифтов и 30 – модернизировано.
Состояние лифтов вообще – едва ли не головная боль столичного масштаба. Изрисованные кабины, сожженные кнопки, разбитые плафоны… Все это, увы, знакомо многим москвичам. Проблема вандализма касается не только лифтового хозяйства, но также и подъездов, дворов, остановок общественного транспорта. В разных районах города борются с этим по-разному. На Соколиной горе, например, еще в 2004 году был создан Единый центр безопасности и оперативно-диспетчерского управления, куда стекается информация с камер видеонаблюдения, установленных во всех 937 подъездах жилых домов. Все подъезды и лифты оборудованы устройствами прямой связи с дежурными диспетчерами. Помимо этого, во всех подъездах установлены домофоны, а все чердаки и подвалы заперты на замки. Не только на обычные висячие, но и на электромагнитные, сигналы об открытии дверей с которых также поступают на пульт диспетчерских управлений.
Конечно, все эти меры дают лишь ограниченный эффект. В том смысле, что, допустим, «художника», на свой вкус разрисовавшего лифт с помощью аэрозольного баллончика, можно будет задержать прямо на выходе из подъезда. Но сам лифт будет уже испорчен. Так что старый советский лозунг «Берегите лифт!» актуален и в наши дни. В целом же, какие бы усилия по поддержанию в порядке жилого фонда ни предпринимали бы районные власти, без содействия самих жителей не обойтись.
Другой вопрос — установка в квартирах приборов учета электрической и тепловой энергии, горячей и холодной воды. Заставить людей это сделать не могут ни районные, ни городские власти. Хотя добровольцев среди жителей становится все больше. Что, впрочем, неудивительно: те, кто установил поквартирные счетчики, платят, допустим, за воду, на 50-70% меньше, чем прежде – по показаниям общедомовых приборов.
Наконец, поступающая от жильцов информация необходима для составления комплексных планов работ по обслуживанию и ремонту жилого фонда. Не говоря уже о повседневной, текущей деятельности, то есть об устранении различных неполадок, от которых, понятное дело, никто не застрахован. По словам Александра Митюкова, в подавляющем большинстве случаев конкретные меры по обращениям граждан принимаются в течение суток. Исключение составляют вопросы, находящиеся вне компетенции районной управы и дирекции единого заказчика. Но и их стараются решить максимально быстро.
«С недавнего времени любой из жителей района может оставить свое сообщение, заявление или жалобу на веб-сайте управы, заполнив специальную форму, — говорит Александр Владимирович. – Распечатка с сайта каждый день ложится на стол главе управы, который отдает необходимые распоряжения непосредственным исполнителям. В том числе и мне. У самого ДЕЗа своего сайта пока нет, но для людей это не создает никаких дополнительных трудностей. Попасть ко мне на прием можно без предварительной записи и прочих бюрократических «ритуалов». Приемные часы – с 16 до 18 каждый понедельник, но это тоже не более чем формальность. Если я нахожусь на рабочем месте, двери моего кабинета в любое время открыты для всех жителей района».

Степан ВАСИЛЬЕВ

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.