Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

ЖИВЫЕ ПАМЯТНИКИ СТОЛИЦЫ

КусковоМногие годы столичные парки переживали не лучшие времена. Запустение, неграмотная эксплуатация, появление массы непрофильных предприятий, бездумная загруженность пунктами питания и торговыми точками стали характерны даже для таких жемчужин, как исторические усадебные территории. Ситуация стала меняться только тогда, когда изменились сами москвичи. О том, что сегодня происходит с нашими любимыми местами отдыха — в материале ведущего специалиста Москомнаследия Льва ТРОСКУНОВА.

ПРОГУЛКИ ПОД КРОНАМИ
Начиная с середины 1960-х годов, интерес москвичей к отдыху в парковых зонах начал падать. Тому было несколько причин, в том числе: запущенность самих парков; отношение к ним властей как к чему-то третьестепенному; примитивная организация развлечений, оставшаяся на уровне 50-х годов прошлого века, но при гораздо более низком уровне благоустройства. Все это вызывало пренебрежение к этому доступному виду отдыха. И так продолжалось довольно долго.
Новая волна интереса к паркам стала постепенно нарастать лишь в конце 90-х. Наверное, это явление можно объяснить более жесткими и напряженными условиями столичной жизни. У многих людей просто отсутствовала возможность длительного отдыха за чертой города, и они предпочитали кратковременное пребывание в парках. Кроме того, из-за обилия транспорта, строительного бума, ухудшения экологии, агрессивности рекламы, современная городская среда почти полностью утратила свои рекреационные свойства, и москвичи стали остро нуждаться в зеленых зонах. Возможно, есть и другие, не столь очевидные причины, но постепенно люди потянулись к парковым массивам.
К слову, наиболее посещаемые ранее парки культуры, такие как ЦПКиО им. Горького, в значительной степени утратили свое ведущее значение как места отдыха, потому что как раз отдохнуть там проблематично: чрезмерная площадь асфальтированных дорог и площадок, огромные комплексы аттракционов с постоянным грохотом и лязгом, бесчисленные объекты питания и различные развлекательные заведения – все эти факторы просто не позволяют спокойно гулять в парке. Почти то же самое можно сказать и о Сокольниках, с той лишь разницей, что здесь ситуацию усугубляет огромное число посторонних организаций, перегородивших своими заборами значительную часть территории.
КоломенскоеК сожалению, сегодня практически не проводятся сколь-либо серьезные исследования по вопросам отдыха в парках новой России. Работники культуры, которые отвечают за досуг посетителей, продолжают пользоваться давно устаревшими методиками и наработками. Зачастую оказывается, что отдыхающие в культурном отношении давно переросли подобных «затейников». Существенно изменились и эстетические взгляды. За последние годы многие жители столицы, побывав в различных странах, стали более восприимчивы к представлению о красоте пейзажа, к работе специалистов по ландшафту. Теперь уже художественное оформление стало одной из главенствующих задач. Но если ПКиО советского типа перестали удовлетворять этим запросам, то старые, исторически сложившиеся парки вновь обрели свою привлекательность.
В течение последних нескольких лет в некоторых из них начались систематические и вполне грамотные работы по благоустройству, была создана система безопасности, начали проводиться и совершенствоваться различные мероприятия действительно культурного характера. В первую очередь эти преобразования коснулись крупнейших территорий старинных усадебных парков, где уже действовали музеи – Останкино, Кусково, Коломенское, Царицыно. Впрочем, и среди этих 4-х объектов для парковых прогулок по-настоящему приспосабливалось лишь Коломенское. С остальными усадьбами дело обстояло намного сложнее.
Например, Останкинский музей владеет лишь 10 гектарами регулярного сада, но для общегородского парка этого слишком мало, да и работает музей только летом. Остальные же 70 гектаров, по сути, остались тем же самым примитивным парком культуры раннесоветского образца. Только теперь и этот незамысловатый стиль резко ухудшили обилием различных харчевен, торговых точек и весьма убогих аттракционов. Подобная ситуация сложилась и в Кусково, где музей вообще не владеет землей, а 30 га регулярного парка обслуживается леспаркхозом. И хотя общая площадь Кусково почти 300 га, но активно используются только крошечная территория. В Царицыне, где музей-заповедник имеет более полутысячи гектар, до недавнего времени парковым ансамблем практически не занимались. Так, до прошлого года комплекс принадлежал Министерству культуры РФ, у которого не было ни денег, ни желания им заниматься. Только после передачи музея Москве здесь развернулись масштабные работы.
На этом фоне судьба Коломенского складывалась более удачно. Эта территория всегда принадлежала городу. За последние 15 лет столичные власти стали вкладывать в музей-заповедник серьезные средства, и результат не заставил себя ждать. Эта усадьба превратилась в одно из популярнейших мест отдыха горожан. Газоны, цветники, ухоженные насаждения, приличные дороги и хорошая система безопасности сделали Коломенское даже избыточно посещаемым, хотя дворцов и больших экспозиционных площадей здесь нет.

КузьминкиКУЗЬМИНКИ: ИСТОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
С недавних пор еще одной крупной парковой площадкой, где развернулись реставрационные работы, стали Кузьминки. Кузьминский парк по праву считается одним из лучших пейзажных, так называемых «английских», парков России. Созданный по принципу асимметрии, он незаметно сливался с окружающими полями и лесами. Многие искусствоведы считают, что он стал прообразом Павловского парка под Петербургом.
Неповторимое своеобразие усадьбы «Кузьминки» заключается в архитектурно-парковом ансамбле в границах XIX века, который в значительной степени сохранился до наших дней. Это имение Строгановых и Голицыных создавалось тысячами безвестных крепостных умельцев и несколькими поколениями лучших зодчих России, среди которых были Иван Жеребцов, Родион Казаков, Иван Еготов, Карл Росси, Андрей Воронихин, братья Жилярди. Полторы сотни лет назад современники называли эту усадьбу «Русским Версалем», отдавая должное величию архитектурно-планировочных замыслов, единству природы и искусства в обустройстве грандиозного парка, отличной организации хозяйства. (МиМ подробно писал об усадьбе и ее судьбе прошлым летом – ред.)
В Кузьминках не привлекались такие средства, как в Коломенском, здесь не было и величественных руин, как в Царицыне, не было даже самостоятельного музея. Все основные здания памятника занимал Всероссийский институт экспериментальной ветеринарии. Но многие москвичи все равно любили посещать этот старый парк, а в последние годы их интерес к Кузьминкам – пожалуй, самому эталонному образцу «подмосковных» усадеб – заметно вырос. Огромный и в то же время уютный парк стал больше соответствовать потребностям горожан в отдыхе. Эстетика старого пейзажного парка стала востребованной.
КузьминкиВ сентябре 1999-го, в одном из зданий комплекса (бывшем флигеле дворовых людей) открылся музей русской усадебной культуры (филиал музея истории Москвы). Несмотря на ограниченность средств, префектура Юго-Восточного округа сумела установить ограду вокруг всего зеленого массива площадью около 1200 га, что сразу положительно отразилось на санитарном состоянии парка. В прошлом году также усилиями префектуры, при участии многих специалистов отреставрирован созданный Доменико Жилярди Конный двор. На деле это даже не один памятник, а целый комплекс. В него входят гостевой флигель, фуражный и каретный сараи, конюшни, манеж, музыкальный павильон. Конный двор существенно расширил экспозицию музея.
Постепенно реставрационные работы стали расширяться. По программе «Венок русских усадеб», Комитет по туризму города Москвы ведет финансирование восстановления Ванного домика, Птичника (Кузницы), двух классических флигелей. Комитет по культурному наследию города Москвы в прошлом году обеспечил реставрацию гротов и горбатого мостика, а в этом году финансирует восстановление Львиной пристани и пристаней у пропилей. Эти работы действительно выполняются на очень хорошем профессиональном уровне силами реставраторов ЭСНРПЦ.
Интерес публики к парку подогревается и активной работой музейных сотрудников, которые создают на его территории по-настоящему культурную жизнь. Кузьминки дают богатейшие возможности для отдыха, начиная от концертов классической музыки до народных игр, от конных прогулок до осмотра музейных экспозиций. Каждое лето здесь проводятся фестиваль цветников в усадебном парке и детский фестиваль сказок, проходят концертные и фольклорные программы, в том числе ежегодные фестивали старинной музыки «Музыкальное лето в Кузьминках» и музыки русских усадеб «Дворянские сезоны».

КузьминкиПАРК – ЭТО ТОЖЕ ПАМЯТНИК
Отдельно стоит сказать о территории усадьбы. Пейзажная планировка большей ее части, созданная еще в 60-70-х годах XVIII века, в качестве основы своей композиции использовала ленту из четырех больших и трех малых прудов, вытянувшихся с востока на запад по запруженному руслу реки Голедянки на два с лишним километра.
Сегодня усадьба Кузьминки – это, по существу, неотреставрированное собрание видов, плавно перетекающих из одного в другой и создающих романтический спектакль, участниками которого, а отчасти и создателями, являются сами посетители. Кроме того, огромные площади с хорошо продуманной системой функциональных зон позволяют одновременно проводить праздничные многолюдные гуляния в центральной части и обеспечивать спокойные уединенные прогулки в пейзажном парке. Очень интересным, но пока еще запущенным участком, является район 12-ти лучей, или парк «Звезда». Он также был создан более 200 лет назад по образцу французских регулярных садов. Двенадцать аллей-просек сходились к круглой площади, в центре которой стояла статуя Аполлона. На каждом из лучей были установлены чугунные литые скамейки, а начинались они от беломраморных фигур девяти муз, Венеры, Флоры и Меркурия. Ни скульптур, ни скамеек уже давно нет, но липовые аллеи сохранились до наших дней.
Именно по парковой части предстоит наибольшее число реставрационных и восстановительных работ. Уже в ближайшее время необходимо будет провести санитарные рубки. Многолетнее отсутствие сколь-либо заметных работ в этом направлении привело к тому, что сегодня территория зарастает дикорастущим кленом. Деревья поднимаются ввысь, смыкая свои кроны, и под этим живым пологом уже невозможно высадить культурные растения или создать газоны. В результате на почве активно приживаются различные сорняки, не имеющие отношения ни к парку, ни к лесу.
К сожалению, если в центральной части парка еще хоть что-то делалось, остальная часть была полностью запущена. Возможно, у людей, отвечающих за ее содержание, возобладало мнение, что с годами городской сквер может превратиться в естественный лес, но такой подход в корне ошибочен. Естественные природные формации не могут развиваться на землях с городскими условиями. Этот процесс приводит к сорному зарастанию и появлению полностью запущенной земли. Кроме того, настоящий парк строится на видовой, пейзажной системе, а дикие заросли полностью сводят на нет эту важнейшую функцию. Поэтому предстоит не только рубка, но и посадка других видов уже парковых растений.
Значительные средства потребуются и на восстановление сложной водной системы. Необходимо будет расчистить не только сам каскад прудов, но весь комплекс протоков, каналов и запруд. Также предполагается восстановить исчезнувший пруд «Карасик», воссоздать мостики, беседки, по которым, к счастью, сохранились довольно подробные описания и графические материалы.

КузьминкиПОМОГИ, НО НЕ НАВРЕДИ
Впрочем, далеко не все сохранилось в чертежах и фотографиях. Усадьба начала приходить в упадок еще в 60-х годах XIX века. Огромное количество невосполнимых утрат понесла она и в годы советской власти. В этих условиях особенно актуальной становится тема подлинности исторических объектов и тактичности появления новых сооружений даже временного характера и малых форм. Этот вопрос всегда был сложен, поскольку во многом он зависит от вкусов тех или иных людей. В то же время мы часто видим, что попытки имитировать малые формы (фонари, скамьи, ограждения, мостики, урны) под ту или иную историческую эпоху, вызывают раздражение и девальвируют подлинные памятники. К сожалению, формальное представление о времени и стиле часто приводит к пошловатым эклектичным решениям, что режет глаз, особенно на фоне настоящих произведений своего времени. Наверное, куда честнее делать удобные, но незаметные современные объекты парковой архитектуры, не пытаясь создать иллюзию подлинности.
На деле малые формы, которыми столь часто пренебрегают, требуют серьезного изучения исторических материалов, хорошего чувства и знания стилей архитектуры и просто вкуса. Правда, в последнее время положение постепенно улучшается. Отрадно отметить, что рост эстетических запросов посетителей московских исторических мест требует от архитекторов вдумчиво и корректно работать на объектах культурного наследия.
Отдельная и очень важная тема – это необходимость грамотной организации обслуживания посетителей: объекты питания, пункты проката, детские площадки, туалеты. Необходимость размещения в парках таких объектов очевидна, однако их количество, внешний вид и месторасположение порой являются причиной опошления памятника. Нередко своей аляповатостью они портят все впечатление от того или иного исторического места. К сожалению, подобных примеров не избежал и Кузьминский парк. Разномастные «глазастые» палатки привольно раскинулись здесь вдоль северного и западного берегов Верхнего пруда. Понятно, что подобные сооружения не вписываются ни в ландшафт, ни в историческую среду, поэтому в перспективе планируется разместить объекты питания в восстанавливаемом здании Кузницы и, возможно, в Египетском павильоне (кухне). Для остальной части палаток видимо будет выработано подходящее стилистическое решение.
Напоследок стоит отметить, что настоящий парк – это искусственно созданная среда, где доминирующим фактором является эстетический, а главной функцией – рекреационная. Такой парк будет существовать и радовать нас ровно столько, сколько мы будем грамотно и последовательно за ним ухаживать.
Хочется надеяться, что процесс возрождения Кузьминок не остановится, и эта великолепная усадьба вновь расцветет уже в ближайшем будущем.

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.