Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    СИТУАЦИЯ

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ОШИБКУ?

В начале года в одном из номеров нашего журнала было опубликовано интервью с руководителем центра правовой поддержки предпринимателей «Радикс» Вячеславом Поляковым. В этом материале под названием «Кто остановит беспредел?» мы осветили ряд проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, приезжая в 46-ю налоговую инспекцию – единственный орган в столице, занимающийся регистрацией юридических лиц. Наша сегодняшняя беседа с Вячеславом Павловичем продолжает тему сложных взаимоотношений коммерсантов с чиновниками.

Вячеслав Поляков— Вячеслав Павлович, наш предыдущий материал, если помните, был снабжен подзаголовком: «Чтобы не пропустить свое место в очереди на регистрацию предприятий, люди стоят в ней по ночам». За полгода что-то изменилось?
— Да, уже не все так плохо! Те огромные очереди, о которых мы тогда говорили, исчезли. Может, отчасти помогло и обсуждение этой проблемы на страницах вашего журнала. Теперь вся процедура сдачи документов не занимает у нас больше часа.
— То есть проблема, можно сказать, решена?
— Проблема очередей — да. Однако есть целый ряд других вопросов, которые необходимо решить. Они, с одной стороны, казалось бы, мелочны, но это только на первый взгляд…
— Что же это за вопросы?
— Ну вот, например, огромное количество ошибок, которые допускаются при занесении регистрируемых предприятий в компьютерную базу. Вы скажете, что опечатки всегда были и всегда будут. Да, согласен. Но если такие опечатки происходят в 80% случаев? Это уже не опечатки, это система. И такое небрежное отношение к работе приводит к весьма плачевным последствиям.
— А именно?
— Во-первых, при любой ошибке нам приходит отказ в регистрации или внесении изменений. Виновных в этом никто не ищет. Получается, что это вообще не важно, потому что в любом случае, кто бы ни был виноват в ошибке, повторная подача документов происходит за счет предпринимателя. А это еще пара недель потерянного времени и несколько тысяч рублей на исправление ошибок, которые были сделаны… самой 46-й налоговой!
— Но ведь предприниматель может легко доказать, что это не его ошибка.
— Конечно, может. Если он обратится в суд, еще на пару месяцев войдет в расходы, то ему документы переделают бесплатно по решению суда. В итоге денежного выигрыша не получится никакого, а потеря времени будет реальной. Поэтому так никто и не делает. Все безропотно платят и переделывают документы за свой счет.
— То есть из-за неправильно поставленной запятой нужно переделывать весь пакет документов?
— Если бы речь шла о запятой!.. Ошибки глобального масштаба. В одних документах отсутствует размер уставного капитала, в других — состав учредителей, в-третьих, учредители вообще другие… И так, повторю, почти в каждом документе!.. Как и почему это происходит? Может, сотрудники, которые занимаются занесением данных в реестр, получают маленькую зарплату? Но это не оправдание, да и не в этом, вероятно, дело. Просто документ, занесенный в базу, как говорится, обезличен. Кто его туда вводил — не ясно. Иными словами, нет персональной ответственности, хотя такая есть даже у укладчиц конфет на шоколадной фабрике. Помните, в хорошей коробке конфет всегда есть бирочка, например «Укладчица № 8». И если что-то не так с этой коробкой, то покупатель всегда может пожаловаться или, наоборот, похвалить эту укладчицу № 8.
Думаю, что нетрудно было бы сделать так, чтобы каждому сотруднику 46-й налоговой, который вводит данные в реестр, был присвоен свой идентификационный номер, который бы и отмечался на вводимом документе.
— Это единственная проблема на сегодняшний день?
— К сожалению, нет. Трудно сказать добрые слова в адрес работы почты.
— Ну, а 46-я налоговая тут причем?
— А мы как раз и говорим о работе внутренней почты 46-й налоговой, то есть той почты, которая отправляет предпринимателям учредительные документы. Вот тут зачастую получается еще большая неразбериха, чем с внесением данных в реестр. И если в первом случае вину еще как-то можно свалить на территориальные агентства по регистрации предприятий, которые занимались регистрацией до создания единого регистрационного органа в виде 46-й налоговой (мол, они сделали ошибки и передали базу с ошибками), то от ошибок в работе внутренней почты уже никак ни открестишься.
— Так в чем проблема? Задерживается отправка корреспонденции?
— Дело не в задержке. Мы долгое время пытаемся понять логику, по которой отправляются письма, но до сих пор нам это так и не удалось. Письма с учредительными документами в 30% случаев приходят куда угодно, но только не туда, где их ждут. И нам очень хотелось бы выяснить, почему так происходит.
— А вы не пробовали спросить об этом в налоговой?
— Естественно, пробовали. Нам отвечают, что не знают. Отправляла, мол, почта. Когда же мы просим соединить нас с почтой, в 46-й налоговой отвечают, что это их внутренняя почта, и они с ней не соединяют. Примерно такая ситуация.
В результате часть документов вообще пропадает: ведь их могут отправить, например, по адресу старого директора предприятия, или старому адресу предприятия, где письмо могут просто выкинуть. Письма отправляют и в другие города…
— Но если документы пришли не по тому адресу, то они должны вернуться обратно в 46-ю налоговую.
— Часть возвращается, но получается, что опять-таки виноват предприниматель — он указал неверный адрес. Ведь когда сдаешь документы для регистрации, то бросаешь их в ящик в 46-й налоговой. Через несколько дней тебе по почте должна прийти расписка, что документы приняты. Но все дело в том, что эту самую расписку присылают… позже, вместе с пакетом документов!
— Получается, что в этой расписке нет никакого толка?
— В таком варианте — да.
— Каков же выход?
— Мне кажется, что будет безошибочно, если документы будут направляться только по месту нахождения предприятия, а не директору или учредителю, которые могут поменяться. Что же касается адреса предприятия, то даже если он меняется, то обязательно делаются изменения в Уставе.
— Казалось бы, мелкие казусы — ошибки при вводе данных, несогласованность почты — а столько проблем…
— Беда в том, что подобных «мелких казусов» много. А, как например, вам такая ситуация? Приходит по адресу, на который зарегистрировано новое предприятие, пакет из налоговой. А почтовый работник берет и отправляет его обратно. Мы ждем это письмо, а оно вдруг возвращается в 46-ю налоговую. «Зачем вы отправили письмо обратно?!» — возмущаемся мы. «А я знаю, что такого предприятия по этому адресу нет!» — парирует «опытный» почтовый работник. Правильно, нет. На него только документы сделаны. Но получается, что из-за такой ошибки регистрация задержалась примерно на месяц, понадобились дополнительные поездки, бумаги, справки о том, что предприниматель не виноват, а то его еще и оштрафуют. Я уже не говорю про те сделки, которые у предпринимателя не состоялись из-за всей этой кутерьмы.
Или, например, такой «казус». Налоговая прислала отказ в регистрации. В отказе написано, что его причина — отсутствие у предпринимателя учредительного договора в деле. «Постойте, — говорит ошарашенный предприниматель. — Я же один участник. У меня и не должно быть такого договора! Давайте зарегистрируем документы, а отказ аннулируем». «А что ж вы сразу не пришли? — спрашивают в налоговой. — Мы уже дело отправили в архив. Подавайте документы снова». А как мог предприниматель прийти в налоговую в день получения отказа, если он получил его по почте только через пять дней, в течение которых шло письмо?.. И опять все заново — все пошлины, нотариально заверенные документы…
Или еще: в налоговой просматривают документы и дают отказ в регистрации, указывая на какую-то ошибку. Ты ее исправляешь, снова сдаешь документы и… снова получаешь отказ! Как же так? А очень просто: найдя первую ошибку, сотрудник налоговой дальше документы не смотрит. И тут уже налицо факт нарушения административного кодекса, который гласит, что за одно и то же дважды не штрафуют. Хотя ошибки разные, отказ-то дается по поданным на регистрацию материалам, а не по конкретной ошибке.
— И у «Радикса» есть отказы?
— Конечно. И это несмотря на то, что наш опыт измеряется уже не одним десятком лет. Правда, мы в какой-то степени все-таки научились бороться с чужой халатностью, за которую в итоге отвечаем мы. Ну, например, мы заранее заказываем выписку из реестра и проверяем все данные прежде, чем готовить документы. Если там ошибки, то вначале вносим изменения.
— Одним словом, борьба продолжается?
— В сущности, да. А ведь хотелось бы не столько упростить работу, сколько просто увидеть, как 46-я налоговая инспекция элементарно наведет порядок на своей внутренней кухне. И это, как показала практика, хорошо получается — ведь был же решен вопрос с очередями. Думаю, что нетрудно организовать дело так, чтобы те сотрудники, которые вводят в компьютер данные, несли бы персональную ответственность за свою работу, чтобы просмотр документов был не до первой, а до последней ошибки; чтобы внутренняя почта налоговой имела обратную связь и чтобы был, наконец, реальный, а не вечно занятый или молчащий телефон «горячей линии», по которому мы совместно с сотрудниками 46-й налоговой могли бы принимать оперативные решения.
Ведь в конченом итоге мы вместе делаем одно дело — развиваем бизнес в нашей стране. И хотелось бы сделать так, чтобы у предпринимателя в самом начале делового пути — создания его предприятия — не пропало бы желание работать и приносить пользу обществу.

Сергей КИРИЧЕНКО

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.