Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    СТОЛИЧНЫЙ БРЭНД

БАНК ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

В Москве сейчас активно работают более 600 банков. Несомненно, все эти финансовые институты так или иначе похожи между собой: набором продуктов и услуг, подходом к оценке рисков и заемщиков, тарифами и ставками. В связи с этим практика показывает, что выделиться в современном банковском мире довольно сложно. Один из немногих банков, кому это удалось, — Банк Проектного Финансирования. Побеседовать о новых вехах в 15-летней истории этого банка согласился Председатель Правления Александр ПЛЮЩЕНКО.

Александр Плющенко— Александр Иванович, расскажите, пожалуйста, об истории возникновения и развития Вашего банка. С чего все начиналось?
— Начиналось все много лет назад. Когда я только пришел в банк, это были 2 комнаты и 4 человека, ну и опцион от акционеров на покупку акций. Нужно было что-то делать, действовать оперативно, на свой страх и риск… В общем, сейчас Банк Проектного Финансирования располагается в деловом центре Москвы, на Земляном валу, 34а и имеет штат в 260 человек.
Я горжусь тем, что мы всегда, что называется, были в рынке. Все новые финансовые механизмы и инструменты, только появляющиеся в России, сразу брались нами на вооружение. Несмотря на огромный рывок в развитии расчетных подразделений, руководящий состав Банка всегда уделял пристальное внимание риск-менеджменту. Во многом благодаря этому в кризис 1998 года Банк устоял в то время, когда кредитные организации исчезали одна за одной просто с невероятной скоростью.
2004 год стал для Банка Проектного Финансирования годом бурного расцвета. Прибыль Банка увеличилась в 5 раз, активы за отчетный период выросли на 45%. Еще одним значимым событием 2004 года стала эмиссия пластиковых карт VISA, мы стали ассоциированным членом этой платежной системы. Был успешно преодолен летний «кризис доверия» на межбанковском рынке. Разумеется, руководство Банка предприняло в этот период ряд экстренных мер по повышению ликвидности Банка, а также тщательно отслеживало все тенденции на российском фондовом рынке. В это же время были открыты два дополнительных офиса Банка.
Банк Проектного ФинансированияВ январе 2005 года журнал «The Banker» опубликовал рейтинг наиболее развивающихся банков и признал Банк Проектного Финансирования одним из самых быстрорастущих банков на территории бывшего СНГ, поместив его на 26 место в ТОР 50. Наиболее ярким событием 2005 года можно считать вступление Банка в Систему страхования вкладов, что не только подтвердило нашу репутацию сильной, профессиональной структуры, гарантирующей сохранность и преумножение средств вкладчиков, но и открыло для Банка новые горизонты на рынке ритейловых услуг. В конце 2005 года Банк Проектного Финансирования стал членом международной расчетной системы S.W.I.F.T.
— Раньше у банка было другое название?
— Да, с момента основания банк носил название «Восход», но в 2000 году мы пришли к осознанию необходимости ребрендинга. В первую очередь из-за устойчивой ассоциации этого названия в глазах потребителя только с шоколадной фабрикой. Долго и мучительно акционеры и топ-менеджмент придумывали новое имя для нашего финансового дома. Мы много думали о дальнейших стратегических путях развития и пришли к выводу, что довольно перспективное дело – финансирование различного рода проектов. Так произошло второе рождение банка, теперь уже Банка Проектного Финансирования.
Банк Проектного Финансирования— Я много слышала о демократичном подходе к управлению человеческими ресурсами в Вашем банке. Расскажите о своих методах и людях, которые Вас окружают.
— Мне кажется, что у нас своего рода уникальный, как Вы это правильно заметили, по своему демократичному подходу буквально к любой проблеме банк. Судите сами – любой сотрудник в любой момент может придти к Председателю Правления и обсудить с ним насущные вопросы. К тому же у нас постоянно действует конкурс инноваций. Все новое и ценное, предложенное сотрудниками, оценивается по достоинству, то есть довольно приличной прибавкой к зарплате. Хотелось бы подробнее остановиться на наших необычных тимбилдинговых программах, направленных на создание профессиональной команды единомышленников. Безусловно, наиболее быстро и хорошо характер и закалка человека проверяются в экстремальных ситуациях, именно поэтому несколько лет назад в Банке сложилась прекрасная традиция ездить всем коллективом на рафтинг —сплав на плотах по горным рекам. Сначала банкиры бороздили водные пространства различных регионов России, в прошлом году съездили в экзотический Непал, где сотрудники с блеском преодолели пороги третьей и четвертой категории сложности, в 2006 году покорили Вьетнам. На этот раз сотрудников банка ждали испытания в виде каякинга и треккинга. Это ежегодное корпоративно-экстремальное мероприятие пользуется среди сотрудников все большим успехом: если по реке Лух в 2003 году сплавлялось 37 отважных финансистов, то во Вьетнаме побывало уже 75 человек. Не обходится и без курьезов – в прошлом году на рафтинге при прохождении очередного довольно опасного порога на глазах у изумленной публики перевернулась единственная лодка, — та, где сидели все члены Правления. К счастью, у сказки был удачный финал, но сотрудники вспоминают это феерическое шоу до сих пор.
Теперь немного о людях, которые помогают мне в управлении банком.
В Правление входят действительно профессионалы банковского дела, стаж работы которых в нашей организации в среднем превышает три года. Члены Правления занимаются решением оперативных вопросов, центральные вопросы рассматриваются комитетами (Кредитный комитет, Инвестиционный комитет, Рекламный и Лимитный комитеты). Все ключевые решения принимаются коллегиально. Здесь тоже все довольно демократично. Что касается внерабочих моментов — мы вместе играем по четвергам в волейбол, путешествуем, дружим семьями, но много спорим. И это поощряется, потому что, как известно, только в споре рождается истина.
Банк Проектного Финансирования— Чем руководствуется менеджмент, принимая решения?
— Здравым смыслом. И, конечно же, разработанной стратегией развития. Она достаточно обширная и всеобъемлющая. Мы собираемся усиливать позиции во всех секторах присутствия, продолжим инвестировать в недвижимость и производство.
— В каком направлении развивается банк? Что интересного вы можете предложить своим клиентам?
— В первую очередь это интернет-бэнкинг как дистанционное обслуживание корпоративных и частных клиентов, затем развитие операций на фондовом рынке, Private Banking и, наконец, инвестиции в недвижимость. Кстати, в наших планах к концу текущего года закрепиться в сотне крупнейших банков, а в следующем — подобраться к 50-м местам.
Среди новых продуктов банка я особенно хотел бы отметить кредитование на покупку яхт и вертолетов, систему on-line service, операции с ценными металлами… Кстати, к созданию удаленного доступа к услугам банка нас натолкнули обычные автомобильные пробки. Для зарегистрированных пользователей системы вся подготовительная работа ведется автоматически через Интернет, а посещение банка необходимо только для подписания документов или внесения денежных средств. Причем и здесь можно избежать поездок — специалисты банка могут сами выехать в офис клиента. Время — самый ценный ресурс, и поэтому одним из приоритетов нашего банка всегда будет оставаться развитие информационных технологий. В совокупности с безупречным качеством обслуживания это позволит экономить время и, как следствие, деньги наших клиентов.
В ближайшее время у нас будет закрытый ПИФ (ЗПИФ) недвижимости —своеобразный мост, который соединит два приоритетных направления нашего бизнеса — операции на фондовом рынке и рынке недвижимости. Что же касается ЗПИФов, то это, вообще говоря, очень удобный инструмент. Инвестору гораздо удобнее распоряжаться паем, чем недвижимым имуществом. Плюс к этому минимальный порог входа на рынок и более комфортное налогообложение: налогом облагается только прибыль, полученная при продаже пая, когда участник выходит из ЗПИФа. И в смысле защиты активов, например, от рейдерских атак ЗПИФ является отличным инструментом.
В этом году мы запустили проект кредитования корпоративных клиентов на покупку дорогого программного обеспечения. Этим практически никто не занимается. В то же время многие предприятия, в том числе небольшие, хотели бы приобрести автоматизированные системы бухгалтерского или управленческого учета. Они дорогие, и тяжело решиться на такую покупку. Купив программу в кредит, компания сможет сразу получать отдачу от ее использования и в том числе за счет этой отдачи легко погасить задолженность по кредиту.

Алена ВЛАСОВА

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.