Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

ВСЕМИРНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ МОСКВЫ

Мы давно привыкли, что многие произведения искусства принадлежат конкретным людям только по авторству, а в остальном они являются достоянием всего человечества. Невозможно представить мировую культуру без полотен Леонардо да Винчи, без произведений Достоевского, без музыки Гершвина. Но точно такими же памятниками культуры или самой природы являются Тадж-Махал, Московский Кремль и Гранд Каньон. Все это – то наследие, которое мы обязаны передать потомкам, а значит и заботиться о нем надо всем миром.

КремльИстория отношения человечества к наследию, в том числе наследию культурному, непроста и изобилует порой диаметрально противоположными проявлениями. Одни пытались всячески его уберечь, другие безжалостно уничтожали. Наряду с папскими декретами ХV-ХVI веков, предписывавшими сохранять древности, включая произведения архитектуры, до нас дошли документы времен Великой французской революции об уничтожении гражданских и церковных построек, как относящихся к тому, «…что могло оживить воспоминания о деспотизме…». Памятники античного Рима пали под ударами варваров, а посланцы просвещенных испанских монархов огнем и мечом разрушили древние города Центральной и Южной Америки.
Пожары, войны, религиозная нетерпимость уничтожили многие великолепные произведения искусства. Так, например, турецкие завоеватели, взяв Царьград, полностью перестроили Софийский собор, превратив его в мечеть, а воины Ивана Грозного, захватив Казань, наоборот, до основания разрушили кафедральную мечеть, и заново она была отстроена лишь недавно. Уже в новом тысячелетии, всего пять лет назад, талибы взорвали в Афганистане две величественные статуи Будды, изваянные еще в VI веке…
Серьезно задумываться о необходимости совместных действий по спасению культурных ценностей и, прежде всего тех, которые имеют значимость для всей земной цивилизации, человечество начало только в конце XIX столетия. Люди пережили бесчисленное количество разрушительных войн и катастроф, потеряли многое из созданного в предыдущие века, прежде чем в 1880-1890-х годах появился ряд сколь-либо действенных международно-правовых документов. В них впервые был поставлен вопрос о совместных усилиях государств по сохранению культурного наследия. Впрочем, понадобилась еще одна — Первая мировая — война, жертвами которой стали многие замечательные памятники истории и культуры, чтобы в 1935 году был составлен знаменитый Пакт Рериха. Здесь впервые в документах международного права достаточно полно и серьезно оформилась идея именно международных действий и международной ответственности в отношении культурного наследия.

Колокольня Иоанн ВеликийПринципы и положения Пакта Рериха стали основной базой для дальнейшего формирования правовых норм, для деятельности различных общественных организаций и, наконец, для работы возникших после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО (подразделения ООН по вопросам науки, образования и культуры). В результате, через девять лет после окончания самой страшной в истории планеты войны, совместными усилиями мирового сообщества была подписана Гаагская Конвенция, посвященная проблеме защиты культурных ценностей в случаях вооруженных конфликтов. Однако с наибольшей полнотой тема международной охраны памятников воплотилась в другом документе ООН – «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия», которая была принята в Париже в 1972 году.
Интересно, что ускорила процесс создания конвенции работа по спасению храмов Абу Симбел и Филея, которые в 1959 г. оказались в зоне затопления новой Асуанской плотины. Тогда ЮНЕСКО провело масштабную операцию по переносу этих древнеегипетских сооружений.
Прошедшие с момента принятия документа годы и присоединение к нему большинства стран подтвердили его значимость, глубину и действенность. Конвенция особо отметила, что культурное наследие невозобновимо, что оно постоянно находится под угрозой исчезновения, что усилия отдельных государств по сохранению своих памятников часто бывают недостаточными, а вместе с тем целый ряд таких объектов представляет огромный интерес не только для жителей какой-то конкретной страны, но для всего человечества. Кроме того, документ определил необходимость объединения государств для принятия совместных действенных мер по сохранению и популяризации исторических, культурных, природных объектов и в первую очередь тех, которые будут отнесены к «всемирному наследию».
На деле работа Конвенции осуществляется следующим образом. Ратифицировавшие ее страны раз в два года на Генеральной ассамблее избирают Комитет всемирного наследия, который составляет список памятников этого наследия. Обычно страны-участники вносят на рассмотрение свои культурные и природные объекты, и те фиксируются в списке. Впрочем, в документ могут быть внесены достопримечательные места любой страны и без согласования с ее правительством, или даже объекты, находящиеся на спорных территориях. Однако попасть под международную охрану не так просто. Конвенция устанавливает, что памятник, претендующий на включение во всемирное наследие, должен представлять «выдающуюся общечеловеческую ценность», а также иметь «исключительное общечеловеческое значение».
С момента, как тот или иной объект попадает в этот список ЮНЕСКО, он контролируется не только тем государством, где расположен, но и всем мировым сообществом. Проще говоря, такая страна уже не может свободно распоряжаться судьбой своего памятника, но вместе с тем, несомненно, повышается ее культурный статус, престиж, ее место среди других цивилизованных государств. Поэтому многие мировые державы прикладывают немалые усилия для того, чтобы их объекты попали в этот список и были защищены Конвенцией. Кроме того, согласно ее 19-й статье, «Любое государство – сторона настоящей Конвенции – может обращаться с просьбой о предоставлении международной помощи в пользу ценностей культурного или природного наследия, имеющих выдающуюся универсальную ценность и расположенных на его территории».
В настоящее время Список Всемирного наследия включает 162 природных, 644 культурных и 24 природно-культурных объекта из 138 стран мира. В их числе: исторический город Бат в Великобритании, Собор Сен-Дени во Франции, исторические центры Флоренции и Венеции в Италии, Рильский монастырь в Болгарии, королевский дворец Эскориал в Испании, Великая Китайская стена, древняя столица Японии город Киото, Афинский Акрополь, древний город инков Мачу-Пикчу в Перу, комплекс Пагод в Боробудуре на острове Ява, исторические центры Таллина в Эстонии и Риги в Латвии, античный Карфаген в Тунисе, архитектурный комплекс «Баухауз» в Германии, застройка набережных Дуная в историческом центре Будапешта в Венгрии, архитектурный комплекс Тадж-Махал в Индии.
К природным памятникам отнесены Галапагосские острова, национальные парки: Йеллоустонский (США), Нахании (Канада), Симэн (Эфиопия), рисовые террасы в Кордильерах (Филиппины), Остров Джеймса и связанные территории на реке Гамбия (Гамбия), Беловежская пуща (Польша), Большой барьерный риф (Австралия). Общая площадь природных объектов Всемирного наследия составляет более 13% всех охраняемых природных территорий в мире.
Советский Союз вступил в Конвенцию в 1988 году и уже через два года его главные достопримечательности стали памятниками всемирного культурного наследия. Среди них – представленные единым объектом «Московский Кремль и Красная площадь». Этот объект вошел в список как выдающийся универсальный памятник, являющийся свидетелем крупнейших исторических событий и включающий в свой состав уникальные подлинные архитектурные и художественные произведения, созданные выдающимися мастерами. Ансамбль Кремля в составе номинации был включен в Список полностью, без каких-либо исключений. Это означает, что здание Дворца Съездов, который называли монстром советской эпохи, недостойным стоять рядом с шедеврами кремлевской архитектуры, тоже попало под режим международной охраны и действие Конвенции, как и некрополь (место захоронения ведущих деятелей Советского Союза) на Красной площади.
К сожалению, на момент включения объекта в Список не была разработана и определена его буферная зона (по режиму нечто среднее между присутствующими в нашем законодательстве понятиями «охранная зона» и «зона регулирования застройки»). Сегодня это осложняет некоторые вопросы осуществления охранной деятельности.
КоломенскоеТогда же, в 90-м году, в документы ЮНЕСКО попали исторический центр Санкт-Петербурга и Кижи. Сейчас в Списке Всемирного наследия насчитывается 23 объекта, расположенных на территории России. Среди них: Соловецкий архитектурный комплекс, памятники Владимира и Суздаля, ансамбль Троице-Сергиевой Лавры и Сергиев посад, исторический центр и крепостные сооружения Дербента, историко-культурный центр Ярославля. В охраняемые природные достопримечательности попали озеро Байкал, вулканы Камчатки, заповедник острова Врангеля, Центральный Сихоте-Алинь. Своей очереди на рассмотрение ждут исторический центр Иркутска, ансамбль зданий Свияжска, архитектурный комплекс «Большой Псков», мост через реку Енисей (Красноярск), «Странноприимный дом» графа Шереметева (Москва), Валаамский архипелаг, Даурские степи, Валдайская возвышенность, плато Путорана, Командорские и Курильские острова.
Но даже в этом перечне московские памятники выделяются особо и вовсе не потому, что они находятся в столице. Так, Новгородский и Казанский кремли, которые тоже были удостоены чести войти в список Комитета всемирного наследия, не прошли по четырем категориям (из существующих шести) оценки исключительной значимости объекта, как в случае с Московским Кремлем.
Однако далеко не всегда нам удавалось убедить международных экспертов в ценности наших памятников. Так в 1990 году от СССР в ЮНЕСКО был представлен еще один московский объект – «Архитектурно-археологический ансамбль в Коломенском». Однако в результате всех экспертиз и обсуждений в Список был внесен лишь «Храм Вознесения в Коломенском», как действительно уникальная по своим архитектурно-художественным достоинствам церковь в отличие от расположенных на территории ансамбля более поздних построек или ставших предметами музейного показа перевезенных с Русского Севера произведений деревянного зодчества.

Новодевичий монастырьПосле распада СССР на протяжении нескольких лет Россия не представляла в Список объекты культурного наследия. Только с образованием в 1997 году Российского Национального Комитета всемирного культурного и природного наследия при Комиссии по делам ЮНЕСКО работа в этом направлении заметно оживилась, и в декабре 2000 года российские объекты «Ансамбль Казанского Кремля» и «Ансамбль Ферапонтова монастыря с фресками Дионисия» вошли в число достопримечательностей, получивших международную охранную грамоту.
В 2002 году Российская Федерация представила номинацию по третьему московскому объекту — «Ансамблю Новодевичьего монастыря», и через два года он был включен в Список всемирного наследия как объект, обладающий не только выдающейся универсальной ценностью, но и сохранивший в высокой степени историческую подлинность построек. Немаловажную роль сыграло здесь и то, что долгие годы архитектурный ансамбль этой старой обители является филиалом Государственного Исторического музея, что дало возможность осуществлять полноценный контроль за состоянием его зданий, сооружений и особенно выдающегося архитектурно-художественного памятника – Смоленского собора. Именно благодаря такому контролю в Новодевичьем монастыре за счет государства постоянно проводились очень объемные, а главное, научные реставрационные работы.
Сейчас на территории Москвы расположено три памятника, отнесенных к всемирному культурному наследию. Кроме нашего города, только столица Китая Пекин имеет три самостоятельных объекта всемирного наследия. Это свидетельствует о признании особой значимости российской столицы как важнейшей составляющей мировой культуры.

Наталья ПОТАПОВА, вице-президент РНК ИКОМОС, ответственный секретарь РНК всемирного наследия

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.