Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    РАЙОН "СОКОЛ": ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ

"СУПЕР СЕРВИС": ДЕЛО ДЛЯ НЕРАВНОДУШНЫХ

Потребительский рынок Москвы – самый динамично развивающийся и наиболее емкий. По статистике, которая знает все, на столицу приходится до 1/3 всего розничного товарооборота Российской Федерации. За 10 лет объемы торговых площадей увеличились примерно в 4 раза, превысив к настоящему времени отметку в 20 млн. кв. м, или 520 кв. м на 1000 жителей. Специалисты с удовлетворением отмечают, что по этому показателю Москва приблизилась к уровню крупнейших европейских столиц. И в то же время сетуют, что «рынок потребительских товаров и услуг все еще далек от насыщения». Впрочем, жалуются они совершенно зря. В данном случае полное и окончательное наполнение рынка сродни горизонту: чем мы ближе к нему, тем он дальше от нас. Магазинов, равно как и предприятий общественного питания, в городе никогда не будет «достаточно». Уже потому, что однажды купив недорогие, но качественные продукты в небольшом супермаркете, или же вкусно поев в кафе, человек, скорее всего, придет туда еще и еще раз и не будет вникать, новое это заведение или старое. Ошибаются и те, кто считает торговлю, общественное питание бизнесом по определению консервативным и нетехнологичным. Наоборот, зачастую добиться успеха помогают именно нестандартные решения, что подтверждается опытом компаний, давно и успешно работающих на потребительском рынке столицы. Одна из таких компаний – ООО «Супер Сервис», возглавляемая Ольгой Михайловной КУЗНЕЦОВОЙ. По мнению редакции, опыт этой фирмы и вся история ее развития достойны внимания самых взыскательных читателей.

Кузнецова«ВЕЩИЙ» СОН И СУРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В Москве, на улице Дмитрия Ульянова, есть недорогое, но приятное во всех отношениях кафе «909». А на Волоколамском шоссе давно уже работает продуктовый супермаркет под тем же названием – для нашего города, прямо скажем, нетипичным.
Эти «загадочные цифры» стали очень удачным ходом со стороны руководства компании «Супер Сервис», которой принадлежат оба предприятия. Действительно, банальное название вроде «Удачной покупки» или «Посидим, закусим» у большинства людей не вызовет никаких эмоций. А вот «909» вполне может создать определенные устойчивые ассоциации. Забегая вперед, отметим, что «интригующее» название – далеко не единственное нестандартное бизнес-решение в истории фирмы.
Впрочем, обо всем по порядку. Сегодняшний «СуперСервис» - это супермаркет, три кафе (последнее открылось в Восточном округе, на ул. Бирюсюнка, 6), цех по производству пищевых полуфабрикатов и готовых продуктов.
Начиналось же все в далеком уже 1991 году, когда небольшая группа женщин (в их числе и будущий гендиректор компании Ольга Кузнецова) попыталась «вдохнуть вторую жизнь» в закрытый на капитальный ремонт большой продовольственный магазин в доме №16 по Волоколамскому шоссе. Те славные времена еще не изгладились из памяти народной, так что несложно себе представить, с какими трудностями пришлось столкнуться этим энтузиастам.
Начинали практически с нуля: не было уже прежней советской торговли, социалистической экономики вообще, не было и самого Советского Союза. Прежние хозяйственные связи оборвались, а новые еще не сложились. И, самое главное, не было оборотных средств, а получить кредит начинающий «рядовой» предприниматель мог разве что в сладком сне. Кстати, сны сыграли свою положительную роль в истории компании. Ольга Кузнецова сегодня с улыбкой вспоминает, что название «909» для своего первого кафе и супермаркета она придумала, пребывая в объятьях морфея…
Вопросы, связанные с «первоначальным накоплением капитала» удалось решить во многом благодаря соглашению с подмосковными сельхозпредприятиями, заинтересованными не только в немедленном сбыте собственной продукции, но и в налаживании стабильных экономических связей на долгосрочную перспективу и поэтому не требовавших немедленной оплаты своих поставок. Эти предприятия готовы были ждать и, по сути дела, с ними удалось договориться об отсрочке «под честное слово».
Полученную таким образом продукцию продавали у метро, в подземных переходах, но по большей части у входа в «недоремонтированный» магазин.
С первых же прибылей удалось завершить оборудование торгового зала, а вскоре была официально оформлена аренда всего торгового помещения. В роли арендатора выступала уже компания «Супер Сервис», зарегистрированная в начале 1992 года. Через несколько лет получаемой прибыли хватило, чтобы выкупить весь первый этаж. К этому времени в магазине, называвшемся тогда, как и сама фирма, «Супер Сервис», продавался полный ассортимент продуктов питания.
В общем, начатое в те непростые времена дело быстро росло и развивалось. Не только вширь, но и вглубь. В прямом смысле: в середине 90-х гг. было арендовано подвальное помещение, в котором начался выпуск полуфабрикатов, а также салатов, домашнего хлеба, прочей выпечки. Все это выставлялось на продажу и расходилось буквально в считанные часы. Покупателей привлекало не только стабильно высокое качество продуктов, но и их стоимость.
— Никаких «левых» товаров у нас не может быть по определению, — рассказывыет Ольга Кузнецова. – Мы работаем только с проверенными поставщиками. Их бизнес растет, они берут в аренду новые поля в Подмосковье и свою продукцию предлагают нам по ценам ниже рыночных. В сезон такие цены редко встретишь даже на самых дешевых рынках Москвы.

МагазинЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ
Бизнес в сфере общественного питания, равно как и торговли пищевыми продуктами, традиционно считается одним из самых надежных и стабильных. Доля истины в этом безусловно есть. Так, «гений менеджмента» прошлого века, бывший глава корпорации «Крайслер» Ли Якокка в своих воспоминаниях приводит слова своего отца, которые в вольном пересказе звучат примерно так: «Запомни, Ли, что бы не происходило на этом свете, люди всегда будут хотеть кушать».
Впрочем, людей нельзя заставить все время ходить в один и тот же магазин или ресторан. Обратившись в первый раз, допустим, в автосервис, человек не будет его менять «просто так». Понятно, почему: он познакомится с конкретным мастером, наглядно убедится в качестве его работы и т.д. А продукты он будет покупать там, где ему удобнее, и у того, кому он доверяет.
Отсюда и проблема для владельца магазина: продемонстрировать, что «удобнее» будет именно в его заведении. Но, спрашивается, как можно привлечь избалованного московского покупателя, когда, казалось бы, ничего нового придумать просто нельзя? На самом деле «новое» зачастую лежит на поверхности, надо только не бояться экспериментировать, пытаясь уложить свою деятельность в прокрустово ложе давно устоявшихся схем.
Так, в свое время магазин «Супер Сервис», переименованный затем в «909», первым в районе перешел на круглосуточный режим. Тогда, в середине 90-х, подобный график работы выглядел разве что не экзотикой. Помимо коммерческих палаток, обслуживавших в основном жаждущих полуночников, в темное время суток торговали лишь несколько дорогих и «пафосных» заведений в центре столицы. Многие, в том числе и сотрудники управы района «Сокол», прямо спрашивали гендиректора «Супер Сервиса»: «А зачем это нужно? Все равно к вам ночью никто не придет». Оказалось, что нужно: первые ночные покупатели появились … ровно через час после боя курантов 1 января 1994 года. Причем шли и для того, чтобы докупить необходимое к столу, и за тем, чтобы просто куда-нибудь сходить, что называется, развеяться. Ведь ночная жизнь Москвы тогда еще не била ключом, как в наши дни. А в супермаркете в ту ночь было весело: сотрудники накрыли стол, пригубили за Новый год шампанского, угощали посетителей.
Возможно, те новогодние «посиделки» на рабочем месте как-то повлияли на принятое через некоторое время решение открыть первое кафе. Но главное, конечно же, заключалось не в этом. Появление собственного производства заставило руководство компании задуматься о диверсификации бизнеса.
— Приступив к выпуску продуктов питания, я подумала: а почему их надо реализовывать только через супермаркет? — продолжает свой рассказ Ольга Михайловна. – Ведь их можно вкусно приготовить и в своем кафе.
В свое время основатель государства, почившего в бозе 15 лет назад, советовал «всегда стараться найти то звено, потянув за которое, можно будет вытянуть всю цепь». Между тем, поиск «самого важного звена» оказывается бесполезным, если все звенья главные, и каждое из них тянет за собой другое. Как уже говорилось, становление производственного звена в «бизнес-цепочке» «Супер Сервиса» способствовало открытию первой «точки» общественного питания, а начавшееся обновление кадрового состава вызвало ощутимые перемены в организации всей работы компании.

РесторанКАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Одним из последствий либеральных экономических реформ в нашей стране (последствий, может быть, и неожиданных для самих реформаторов, но от этого не менее предсказуемых) стала массовая деквалификация кадров едва ли не во всех сферах хозяйственной жизни. Не миновала эта участь и торговлю, впрочем, как и сферу услуг в целом. За прилавками оказались вчерашние преподаватели, сотрудники оставшихся без госфинансирования НИИ, уволившиеся в запас офицеры. Многие же из работников советской торговли, не в силах приспособиться к новым условиям, стали искать для себя более «спокойную» работу или ушли пенсию.
Кстати, в свое время некоторые сотрудники компании восприняли едва ли не как ЧП необходимость трудиться по ночам, однако «уважительных причин», чтобы не делать этого, никто тогда искать не стал.
А вот «выйти из-за прилавков», когда магазин на Волоколамке переходил на систему самообслуживания, и тем более — сесть за компьютеры, многие представители старшего поколения уже не смогли.
Поэтому начавшаяся в те времена компьютеризация бизнес-процессов (прежде всего — логистики и бухгалтерского учета) в «Супер Сервисе» стала целиком и полностью делом рук молодых. Большинство из них начали стажироваться в компании еще будучи студентами профильных вузов и колледжей предпринимательства, а затем остались на постоянную работу.
— Я очень хочу, чтобы люди, приходящие в компанию со школьной скамьи, то есть после колледжа, оставались бы у нас до самой пенсии, — говорит Ольга Кузнецова. – Сейчас в наших подразделениях работают уже целые семьи, точнее их женская половина: бабушка, мать и дочь. Надеюсь, что в будущем подобных трудовых династий у нас станет значительно больше. И я, как директор, сейчас работаю над уникальным социальным пакетом, в котором будут учтены интересы сотрудников разных поколений.
По сути дела, сегодня «Супер Сервис» превратился в базу по подготовке кадров для многих столичных предприятий розничной торговли и общественного питания. За многие годы сложилась целая система прохождения практики, когда студенты осваивают азы профессии под «присмотром» опытных специалистов – менеджеров, администраторов торговых залов, бухгалтеров, поваров, кассиров. По окончании срока обучения (обычно он составляет три года) отпускать молодых «профи» руководству компании уже не хочется. А трудоустроить у себя можно далеко не всех. Решить эту проблему помогли в столичной мэрии, предложив принять участие в городской программе по созданию новых рабочих мест для молодежи. В результате при содействии городских властей (а именно: Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы и Комитета общественных связей Правительства Москвы) была арендована новая торговая точка, в скором времени, усилиями специалистов компании, оборудованная по последнему слову техники – чтобы молодым кадрам было комфортно работать.
Кроме того, специально «под молодежь» было открыто и первое кафе. Какое-то время его сотрудники постоянно находились в «зоне особого внимания» руководства, зато сейчас они работают совершенно самостоятельно, без какого-либо вмешательства со стороны старших. Таким образом, целенаправленная работа с молодежью помогла «убить сразу нескольких зайцев»: не только решить проблему «кадрового голода», но и расширить и модернизировать деятельность компании.

БарСОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ОБЪЕКТ ГОРОДА
В столице часто можно встретить клубы, кафе или рестораны, закрытые на «спецобслуживание», под которым в наши дни чаще всего подразумеваются VIP-вечеринки «золотой молодежи». Но много ли найдется заведений, закрытых для обычных посетителей по той причине, что в этот день там проходит бесплатный банкет для ветеранов войны? Для кафе «Сердючка», расположенного по тому же адресу, что и супермаркет «909», подобные праздники давно уже стали доброй традицией. Причем речь идет о настоящих банкетах, никоим образом не напоминающих «социальные обеды» для малоимущих. Более того, тем из пригашенных, кто физически не может дойти до кафе, спецзаказы доставляются прямо на дом.
Впрочем, происходит это не только по праздникам. Любому из более чем 2000 ветеранов войны и инвалидов района «Сокол», закрепленных за магазином «909», достаточно сделать заказ по телефону, и все необходимые продукты ему будут доставлены в течение часа.
Пять лет назад «Супер Сервис» был аккредитован столичными властями как социально-значимый объект города по обслуживанию ветеранов и инвалидов войны. Однако помогать людям, нуждающимся в социальной поддержке, компания стала еще в 1996 году — по инициативе своего гендиректора. За 10 лет в данной сфере накоплен немалый опыт, который в наши дни трансформировался в целенаправленную политику руководства фирмы. Каждый, кто приходит сюда работать, изначально понимает, что ему придется собственным трудом помогать тем, кому нужны забота и соучастие.
«Равнодушные у нас надолго не задерживаются», — говорит Ольга Кузнецова. И это правда. В том, что работа в компании «Супер Сервис» — дело для неравнодушных, ежедневно в течение многих лет убеждаются тысячи москвичей.

Василий ПЕТРОВ

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.