Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    ГОВОРИТ МОСКВА

Ю. РОСЛЯК: "РУКОВОДИТЬ ЭКОНОМИКОЙ ГОРОДА - ПРИМЕРНО ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО УПРАВЛЯТЬ КРУПНОЙ СТРОЙКОЙ"

На вопросы редакции «МиМ» отвечает первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития г. Москвы Юрий Витальевич РОСЛЯК.

Росляк — Юрий Витальевич, к основным направлениям деятельности возглавляемого Вами Комплекса относятся «экономическая политика, разработка и реализация прогнозов и программ развития экономики города, обеспечение взаимодействия всех органов государственной власти Москвы в этом направлении». Насколько сложно «руководить» столичной экономикой? И вообще, что включает в себя подобное руководство в современных условиях? Где заканчивается организующее участие государства и начинается «рыночная стихия»?
— Помните слова главной героини фильма «Москва слезам не верит»: «Самое трудное – научиться руководить тремя, дальнейшее количество не имеет значения». Это очень похоже на правду. Можно сказать, что руководить экономикой города – примерно то же самое, что управлять крупной стройкой. А я по образованию строитель, долгие годы работал в этой сфере.
Любой город, а тем более такой, как Москва – это большой и сложный механизм. Все экономические и социальные процессы, происходящие в нем, увязаны в тугой клубок. Поэтому «искусство управления» в данном случае подразумевает умение сохранить баланс интересов отдельных групп жителей с разным уровнем доходов, социальным статусом, наконец, сроком проживания в столице. Одна из главных задач столичных властей – сохранить все социальные гарантии, к которым привыкли москвичи и которые город исправно обеспечивает на протяжении многих лет. Нашим старикам, инвалидам, пенсионерам приходится тяжелее всего, а Москва – город очень динамичный, даже, наверное, агрессивный. И мы должны сделать так, чтобы эти люди не чувствовали себя «на обочине» жизни. Каждый год около 40 % столичного бюджета направляются на социальные нужды. Очевидно, что город должен обеспечивать себе соответствующие доходы, позволяющие уверенно смотреть в будущее, а не только жить сегодняшним днем.
Поэтому для нас крайне важно создать условия для динамичного развития бизнеса, для освоения им новых рынков, расширения спектра оказываемых услуг. Считаю, что в целом нам удалось справиться с этой задачей. В целом же, благодаря продуманной экономической политике городского правительства, Москва стала наиболее динамично развивающимся регионом страны. Так, по итогам прошлого года прирост промышленного производства составил более 20%, рост валового регионального продукта – около 10%. Эти показатели значительно опережают общероссийские.
Росляк— В настоящее время началась работа по актуализации Генерального плана развития Москвы до 2025 года. Почему это стало необходимым именно сейчас? Какие разделы Генплана нуждаются в корректировке и почему?
— Подобного рода актуализация проводится обычно раз в четыре года в связи с необходимостью анализа и корректировки отдельных показателей экономического развития столицы. Некоторые из них уже сейчас удалось превзойти, другие же, наоборот, ниже запланированного уровня. Так, темпы развития социальной инфраструктуры не соответствуют скорости прироста населения: вместо «зафиксированных» в Генплане 8,2-9,2 млн. человек в столице сейчас постоянно проживают более 10 млн.
То же самое относится и к дорожному строительству. Автомобилей в городе стало намного больше, а вот соответствующее финансирование заметно сократилось в силу проводящейся в стране налоговой реформы.
Прирост энергетических мощностей также не соответствует потребностям развития города. В последнее время об этом неоднократно говорилось, так что нет нужды повторяться. Добавлю лишь, что недавнее соглашение о сотрудничестве, заключенное Правительством Москвы с РАО «ЕЭС России», как я надеюсь, позволит в ближайшие годы существенно снизить остроту проблемы.
Кроме того, необходимо уточнить объемы жилищного строительства, темпы развития товарного рынка, сферы услуг, а также учесть конкретные цифры, прописанные в Национальных проектах России. Впрочем, уже сейчас во многих отраслях достижения столичной экономики превышают показатели, заложенные в общенациональные планы на многолетнюю перспективу.
— Расскажите, пожалуйста, об общих принципах перспективного экономического планирования в масштабах нашего мегаполиса.
— Модель экономического планирования в столице основывается на программно-целевом методе. Отдельные отрасли городского хозяйства развиваются в соответствии со специальными программами, ориентированными, в свою очередь, на показатели Генерального плана развития города. Сегодня в Москве действуют свыше 50 отраслевых программ, четко просчитанных по времени и обеспеченных финансированием из защищенных статей бюджета или же с помощью привлеченных инвестиций.
Эти программы разрабатываются отраслевыми департаментами Правительства Москвы, тщательно анализируются и, если необходимо, корректируются в Комплексе экономической политики и развития города, а затем выносятся на утверждение Правительства Москвы.
— Экономика Москвы, равно как и любого другого субъекта Федерации, страны в целом, не может нормально развиваться без притока инвестиций, без доступных кредитов, а следовательно, без исправно функционирующей банковской системы. Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии Правительства Москвы с банковским сообществом?
— Москва давно уже стала центром банковского бизнеса страны: как известно, здесь сосредоточено более 80% активов российских банков и достаточно хорошо развита инфраструктура финансового рынка. Взвешенная экономическая политика городских властей способствует улучшению инвестиционного климата в столице, а усиливающаяся конкуренция на финансовом рынке позволяет предприятиям города получать на выгодных условиях заемные средства. Общий их объем в прошлом году достиг 1,3 трлн. рублей, что составляет одну треть всех кредитных ресурсов, привлеченных в стране. Отметим также, что процентные ставки по кредитам неуклонно снижаются.
Благодаря поддержке Правительства Москвы в городе сложилась и успешно действует система уполномоченных банков, которые вносят весомый вклад как в развитие реального сектора, так и в реализацию городских социальных программ и благотворительных проектов.
О роли и месте уполномоченных банков красноречиво свидетельствует тот факт, что при небольшом количестве (всего 27, или 4% от общего числа кредитно-финансовых учреждений столицы) на них приходится порядка 60% активов банковского сектора московского региона и 50% коммерческих кредитов, выдаваемых столичным предприятиям.
Главные задачи нашего сотрудничества с банковским сообществом – стимулирование деловой активности в Москве, привлечение инвестиций в реальный сектор и приоритетные для столицы проекты. Результаты этой работы дают основания с оптимизмом смотреть в будущее и быть уверенными, она и впредь будет приносить ощутимую пользу городу.
Росляк— Можно предположить, что в наибольшей степени в доступном кредите нуждаются предприятия малого бизнеса. Что делается столичным правительством для обеспечения кредитными ресурсами данного сектора экономики?
– В этих целях был создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Он даст возможность получать в банках кредиты тем предприятиям, у кого нет стопроцентно ликвидного залога. Проще говоря – предоставляет залог за них. Подобная схема поможет им стать, например, соинвесторами при строительстве нежилых помещений. В результате общая эффективность использования выделяемых на поддержку малого бизнеса средств вырастет, по нашим расчетам, более чем в три раза.
Кроме того, Правительство Москвы много внимания уделяет созданию и развитию инфраструктуры малого бизнеса. В том числе – строительству деловых центров и технопарков. В прошлом году был введен в эксплуатацию многофункциональный деловой центр малого предпринимательства «Марьино» в Юго-Восточном административном округе. Действуют технопарки «Зеленоград», «Загорье», производственно-технологическая зона малого предпринимательства «Метромаш». В Зеленограде также создается технико-внедренческая зона для инновационных малых предприятий и наукоемких производств. Помимо этого, в каждом административном округе проводится работа по определению земельных участков под строительство бизнес-центров и технопарков малого предпринимательства по принципу долевого участия.
— И какие результаты приносит вся эта работа? Как Вы оцениваете общий уровень развития предприятий малого бизнеса в столице?
— Сегодня малый бизнес представляет собой один из наиболее динамично развивающихся секторов городского хозяйства. И более того, если раньше он был, скажем так, одним из средств экономической стабилизации на переходный период, то в наши дни он стал системообразующим фактором развития макроэкономики столицы. Что неудивительно: по существующим оценкам Москва обладает примерно четвертью общего потенциала малого бизнеса в стране.
Сказывается и целенаправленная политика Правительства города. В настоящее время реализуется уже пятая Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства, рассчитанная на 2004-2006 гг. Много делается для совершенствования соответствующей правовой базы, для устранения административных барьеров.
В результате в прошлом году количество малых предприятий превысило 200 тыс., а общая численность работающих в них – почти 2 млн. человек, или более одной трети экономически активного населения Москвы! Производительность труда на столичных малых предприятиях в полтора раза превышает общероссийский уровень. Выпуск продукции малых предприятий по сравнению с позапрошлым годом вырос более чем на 40 процентов. В целом же до 1/3 доходной части бюджета формируется за счет налоговых поступлений от малых предприятий.
— В апреле этого года началось строительство газотурбинной электростанции в Кожухове, второй из четырех запланированных. Таким образом, политика Правительства Москвы по привлечению частных инвестиций в энергетику столицы уже приносит свои первые плоды. В то же время очевидно, что возведение 4-х новых электростанций не позволит полностью ликвидировать дефицит электроэнергии. Какие еще меры намерены предпринять городские власти для решения проблемы энергодефицита и как строительство новых электростанций отразится на уровне тарифов на электроэнергию?
— Начну с последнего вопроса: напрямую для физических лиц никак не отразится. Тарифы на электроэнергию у нас в стране, как известно, регулируются Федеральной службой по тарифам и Региональной энергетической комиссией города, которые устанавливают максимальный уровень роста тарифов один раз в год. Поэтому можно гарантировать, что никаких резких скачков цен на электричество не будет.
Вообще регулирующим органам каждый год приходится решать сложнейшую задачу: сохранить баланс интересов производителей и потребителей электроэнергии, а также коммунальных услуг. При определении тарифов учитываются прогнозный уровень инфляции, потребность энергетики и ЖКХ в инвестициях, и конечно же, платежеспособность населения. Необходимо также постепенно ликвидировать и перекрестное субсидирование, когда промышленные за счет повышенных ставок оплачивают часть энергии, потребленной физическими лицами.
Тарифы следует устанавливать не на год вперед, а минимум на три года, что позволит потенциальным инвесторам перейти к средне- и долгосрочному прогнозированию, а самим энергетикам и «коммунальщикам» своевременно обновлять основные фонды, не допуская их износа.
Что касается строительства частных электростанций, то сейчас этот процесс только начинается. После упомянутого выше конкурса был назначен новый – на возведение еще трех станций. Уже поступили заявки от 12 фирм, в т.ч. 6 зарубежных. Инвесторы доверяют городу как своему надежному партнеру и не боятся вкладываться в проекты, сроки окупаемости которых превышают десять лет. Конечно, дефицит электроэнергии в столице, возникший из-за многолетнего бездействия энергетиков, в один день ликвидировать невозможно. Однако путь к решению проблемы обозначился: Правительство Москвы согласовало с руководством РАО «ЕЭС России» программу развития генерирующих мощностей до 2010 года. Общая стоимость этой программы – 260 млрд. рублей, 60 из них запланировано инвестировать уже в текущем году.
Одновременно Правительство Москвы разрабатывает генеральную схему развития Московского энергетического узла до 2020 года. На мой взгляд, эта программа также должна быть «подкреплена» специальным соглашением с РАО «ЕЭС»: нужно сделать так, чтобы предусмотренные в программе средства гарантированно «дошли» до конкретных энергетических объектов.
— Как известно, подрядчики по строительству новых электростанций определялись на закрытом тендере. Любой тендер, конкурс и т. д. может привести к столкновению интересов их участников. Расскажите, пожалуйста, о проводимой Правительством Москвы тендерной политике. В чем заключаются ее особенности?
— Все проводимые в Москве тендеры можно условно разделить на две категории: аукционы по продаже прав на реализацию инвестиционных контрактов и конкурсы на выполнение заказов за счет средств городского бюджета.
В первом случае выставляется на продажу лот в виде пакета готовой проектной документации, отвечающей всем существующим требованиям и утвержденной городскими властями. Торг идет за сумму отчислений в бюджет: кто из участников больше предложит, тот и получит право реализации контракта.
Во втором торг идет в обратную сторону. Сразу заявляется максимальная цена на необходимые городу товары или услуги. И соответствующий заказ достанется тому, кто запросит наименьшую сумму, одновременно гарантируя соблюдение всех предъявляемых требований.
Аукционы и конкурсы могут быть также закрытыми, если речь идет о некоем новом и необычном для города проекте. В таком случае к участию в торгах приглашаются специализированные фирмы, имеющие хорошую репутацию и большой опыт деятельности в конкретной области, или же предлагающие нестандартное решение сложной проблемы. А далее они участвуют в конкурсе на описанных выше условиях.
В любом случае, главный принцип проведения всех конкурсов в Москве – их абсолютная «прозрачность». Условия и сроки проведения торгов публикуются заранее и доступны всем потенциальным участникам. То же самое относится и к процедуре подачи заявок. Естественно, что все они проверяются конкурсной комиссией на соответствие предъявляемым требованиям. Иногда «отсев» оказывается весьма значительным. С другой стороны, у тех, кто не может выполнить взятых на себя обязательств, практически нет шансов «дорваться» до реализации выгодного контракта или заказа.
Плюс к этому, сейчас начинается формирование списка неблагонадежных фирм, которые плохо зарекомендовали себя при исполнении договоров с Правительством Москвы. С такими «горе-партнерами» мы больше работать не станем.
— Известно, что Москва – один из немногих субъектов Федерации, самостоятельно возводящих и предоставляющих бесплатное социальное жилье. Таким образом, столичное правительство и стройкомплекс оказались в числе наиболее активных участников Национального проекта «Доступное и комфортное жилье». Какие меры предпринимает Правительство Москвы по выполнению задач, поставленных Президентом в рамках данного проекта? Как его можно адаптировать к «московским реалиям»?
— На первом этапе – 2006–2007 годы – Президентом России определены четыре приоритетных направления. Это увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования, повышение доступности жилья, увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.
В ходе выполнения программы возникает много проблем. Прежде всего, большое количество наших сограждан нуждается в жилье, но не может его купить. Тем более что эффективная система долгосрочного жилищного кредитования как таковая находится в зачаточном состоянии. В результате, несмотря на постоянно возрастающие объемы строительства, его для удовлетворения потребностей всего населения по-прежнему не хватает.
За последние пять лет ежегодный объем ввода жилья увеличился с 3,5 млн. кв. м в 2000 году до 4,5 млн. кв. м в 2005 году. В начале года жилой фонд столицы составил 198,7 млн. кв. м, или на одного человека в среднем приходится 19,1 кв. м. Правительство Москвы одобрило программу жилищного строительства на 2006–2008 годы и задания до 2010 года в рамках реализации проекта «Доступное жилье».
Новая программа предусматривает строительство в ближайшие три года 14,8 млн. кв. м жилья. Планируется, что в 2006 году будет построено 4,7 млн. кв. м, в 2007-м – 4,8 млн., в 2008-м – 5,3 млн. , а в 2009-2010 гг. еще порядка 12, 5 млн. кв. м жилья, что позволит улучшить жилищные условия 198 тыс. московских семей. Кроме того, Правительство Москвы содействует реализации ряда программ, позволяющих улучшить жилищные условия широкому кругу горожан. Например, в рамках первого этапа городской программы «Молодой семье – доступное жилье» в 2003-2005 гг. улучшены жилищные условия более 16,7 тыс. молодых семей. Затраты из городского бюджета на эти цели составили более 13,5 млрд. рублей.
Программа социальной ипотеки позволяет очередникам на гораздо более мягких, нежели рыночные, условиях приобрести квартиру с возможностью выплаты кредита в течение 30 лет и годовой процентной ставкой в размере 10,5%. При этом первоначальный взнос может быть не более 30 процентов от стоимости квартиры, которая рассчитывается городом исключительно по себестоимости, без всяких «накруток». По предварительным расчетам, порядка 50 тысяч московских семей очередников могут в ближайшей перспективе воспользоваться этой схемой.
— В этом году должно начаться строительство 4-го транспортного кольца. Это, безусловно, необходимо для города. С другой стороны, не получится ли в результате «бег по кругу»: чем больше дорог, тем больше машин? Какие пути решения транспортной проблемы Вы видите?
— Да, действительно, транспортная проблема столицы является одной из острейших. Самое оживленное движение, что очевидно — в пределах Садового кольца. По данным НИИ Генплана г. Москвы, ежедневно порядка около 2 млн. чел. приезжают в Центр на работу и еще примерно 2,5 млн. — следуют через него транзитом. Поэтому специалисты этого института подготовили схему организации движения транспорта в ЦАО на 2006-2013 годы.
Транспортные проблемы Центра будут решаться не за счет ограничения въезда автомашин, а за счет организации движения: развитием сети парковок, емкость которых предполагается увеличить в 5 раз, внедрением специальной информационной системы, позволяющей водителям лучше ориентироваться на улицах, а также специальной автоматизированной системы «Старт», отвечающей за светофорное регулирование движения. Кроме того, в ближайшее время планируется построить 48 подземных и наздемных переходов, что позволит убрать оказавшиеся «лишними» светофоры.
Все эти нововведения затрагивают главным образом территорию между Садовым и Третьим транспортным кольцом. При этом там не планируется организовать беспрерывное движение транспортных потоков, что неизбежно приведет к заторам. Зато здесь будет построено около 40 перехватывающих парковок, каждая примерно на 300 машин.
Кроме того, уже в этом году начнется масштабная реконструкция Ленинградского проспекта, который планируется расширить до 9 полос в каждую сторону. Будут созданы отдельные полосы для движения скоростного и общественного транспорта. Такая же схема движения в скором времени будет введена и на Ленинском проспекте, Волоколамском и Ярославском шоссе. А на шоссе Энтузиастов планируется пустить первый в городе скоростной трамвай.
Помимо всего прочего, в Москве существует отличная водная артерия —своего рода природная «магистраль». Разумеется, я не берусь утверждать, что многие москвичи сразу же предпочтут речные трамвайчики и «метеоры» автобусам, троллейбусам и подземке.. Но, с другой стороны, Москва-река пригодна для навигации в значительной части столицы, она протекает через весь город, в том числе и через перегруженный центр, поэтому ее необходимо осваивать и использовать для пассажирских перевозок, тем самым разгружая ныне существующую дорожную сеть и «традиционный» общественный транспорт.
Повторю еще раз: наша столица — город очень динамичный, и мы должны сделать так, чтобы темпы развития мегаполиса соответствовали ритму жизни москвичей. Используя для этого любую возможность.

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.