Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    ГОРЯЧАЯ ТЕМА

ГОЭЛРО СТОЛИЧНОГО МАСШТАБА

Экономический рост невозможен без одновременного увеличения энергопотребления. Об этом свидетельствует не только общемировой, но и чисто московский опыт. В последние годы столица развивалась намного быстрее всех прочих российских городов и весей, одновременно превратившись в самый энергодефицитный мегаполис страны. По сравнению с 1990 г. объемы расходуемого электричества выросли на 24%, однако не было введено в строй ни одного крупного энергообъекта. Все «заинтересованные стороны» признавали остроту проблемы, но лишь этим и ограничивались, ссылаясь на различные объективные обстоятельства: недостаточное финансирование, отсутствие «временного лага», нехватка подходящих строительных площадок и т. д. Как водится, «креститься» начали лишь после того, как «ударил гром». «Блэкаут», случившийся в мае прошлого года, вынудил столичные власти и руководство РАО «ЕЭС России» забыть о прежних противоречиях, а минувшей, необычайно холодной зимой энергетики и представители московского правительства работали рука об руку, чтобы не оставить город без тепла и света. На данный момент главным плодом сотрудничества прежних оппонентов стала программа развития энергетических мощностей в столице на 2006-2010 годы. За три года предполагается ввести в строй новые генерирующие объекты общей мощностью 5800 мегаватт, что позволит не только полностью ликвидировать дефицит электроэнергии, но и создать значительный запас прочности. Масштабы, конечно, впечатляют. Однако есть некоторые основания предполагать, что столица и ее жители еще очень долго (то есть и после 2010 года) будут сидеть на жесткой «энергодиете». Уже потому, что новые энергообъекты будут возводиться не в «чистом поле», а в огромном мегаполисе, экономика которого развивается ударными темпами.

Лужков и ЧубайсНА ПРЕДЕЛЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
В декабре прошлого года в Москве появились огромные рекламные щиты со слоганом «Энергия – наша работа». Они были установлены незадолго до 80-летнего юбилея Плана ГОЭЛРО, совпавшего с Днем энергетика, и примерно за месяц до наступления жутких холодов, во время которых столичная энергосистема работала на пределе своих возможностей. Для сравнения: в «лютую» зиму 1978-1979 гг. максимум энергопотребления составил 11000 МВт, а ограничение потребления превысило 1000 Мвт. В минувшую зиму – соответственно 16000 и 630 МВт.
В дни пиковых нагрузок дефицит электроэнергии составил 4248 МВт, покрыть который удалось лишь частично: 2977 мегаватт за счет внешних источников; за счет «внутренних резервов», то есть перегрузки собственных мощностей – 630. Поэтому не случайно той зимой появлялись различные варианты еще большего ограничения энергопотребления, в том числе и весьма «экзотические», типа отключения «через один» фонарей на крупных городских магистралях, включая МКАД.
К счастью, прибегать к подобным мерам не потребовалось. «Зимний период мы прошли без крупных инцидентов и катастроф», — суммировал Юрий Лужков на состоявшемся еще в марте заседании городского правительства, на котором подводились итоги работы энергетиков и коммунальных служб во время холодов. Сами энергетики и «коммунальщики» не скрывали своего облегчения по поводу того, что «прошла зима, и будет лето». Впрочем, как вскоре выяснилось, «обрадовались» они преждевременно. Действительно, пик энергопотребления, что совершенно очевидно, приходится на осенне-зимний период, однако состояние столичного «электрического хозяйства» таково, что «рвануть» может в любой момент. Так, в мае уже текущего года произошла авария в системе Южных электрических сетей Москвы (в которые входит и ставшее знаменитым «Чагино»). 21 июня загорелась подстанция на ул. Добролюбова. А в начале июля произошел пожар на аналогичном объекте, расположенном на Красносельской улице. В результате без света (слава Богу, ненадолго) остались несколько сотен жилых домов, здание Казанского вокзала и госпиталь им. Бурденко.
Перечисленными случаями список ЧП, произошедших этим летом, не исчерпывается. Вообще, по данным самих энергетиков, в летний период количество сбоев в работе сетевого хозяйства увеличивается на 17-20%. В первую очередь, конечно, из-за жары. Но все «свалить» лишь на капризы погоды и, более широко, на сезонную специфику работы энергетиков, невозможно. «Нам еще года полтора придется хлебать и хлебать ситуацию, которая сложилась в энергосистеме города», — заявил Юрий Лужков прямо на месте пожара на Красносельской.

…ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ВСЕЙ МОСКВЫ
«Если бы «Чагино» не было, его следовало бы придумать». Безусловно, те, кто в день аварии «парился» в застрявшем лифте или вагоне метро, и сейчас сочтут подобное утверждение неприкрытым цинизмом. И в то же время автору этой крылатой фразы, эксперту-аналитику одного из исследовательских центров в области энергетики, нельзя отказать не только в остроумии, но и в трезвой оценке ситуации. Ровно год спустя, 25 мая 2006 года, в ходе подписания совместной программы по развитию столичной энергосистемы на период до 2010 г., и Юрий Лужков, и Анатолий Чубайс признались, что именно блэкаут, вызванный ЧП на Чагинской подстанции, в корне изменил подход самих энергетиков к проблемам отрасли, от которой зависит вся жизнедеятельность огромного мегаполиса. Хотя, как отметил мэр Москвы, никто не собирался специально подгадывать дату подписания документа к той годовщине.
Разработка программы началась еще в конце прошлого года. Затем и в РАО ЕЭС, и в «Мосэнерго» на Тверской, 13 были вынуждены, говоря бюрократическим языком, сосредоточиться на решении текущих вопросов (главный из которых – «как не дать городу замерзнуть?»). Основные параметры были определены на встрече руководителя Комплекса экономической политики и развития города Юрия Росляка с техническим директором РАО ЕЭС Борисом Вайнзихером. Изначально планировалось ввести в строй более 4000 МВт энергомощностей за счет строительства новых объектов и реконструкции уже действующих. Несколько позже показатели были скорректированы, и в окончательном варианте программы предусматривается, как уже отмечалось, введение 5800 МВт новых мощностей.
Программа комплексного развития системы электроснабжения г. Москвы на 2006-2010 гг., утвержденная принятым Московской городской Думой 6 июля специальным законом, включает в себя несколько инвестиционных подпрограмм, реализуемых соответственно энергохолдингом и Правительством Москвы.
Согласно первой из них, к 2010 году должно быть введено 3810 МВт электрической и 1667 Гкал/час тепловой мощностей. Согласно второй – 1998 МВт электрической и 3118 Гкал/час тепловой мощности. Всего должно быть построено 8 крупных энергоблоков, а также множество газотурбинных установок.
До 2009 года планируется также построить в общей сложности 2600 км линий электропередач, возвести 276 новых подстанций и реконструировать 320 уже действующих. Всего на модернизацию сетевого хозяйства планируется истратить более 200 млрд. рублей. Ну, а общая стоимость совместной программы Правительства Москвы и РАО ЕЭС – 400 млрд. рублей, из которых на долю столичных властей приходится примерно 150 млрд. Основные источники финансирования: городской бюджет и частные инвестиции. Придется платить и самим потребителям: с 1 января будущего года вступает в силу Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов в организациях коммунального комплекса», предусматривающий введение специальной инвестиционной надбавки к тарифам и взимание особой платы за подключение к электросетям.
Правда, в последнем случае речь идет о бизнес-структурах и прочих «хозяйствующих субъектах», но не о потребителях из числа физических лиц. По заверениям представителей городского правительства, строительство частных электростанций, как и прочие меры по реализации принятой недавно программы, не приведут к взрывному росту тарифов. Однако многочисленные скептики тут же вспомнили о множестве инициированных как РАО ЕЭС, так и столичными властями проектов, которые изначально планировалось реализовать за счет привлеченных инвестиций, а затем пришлось вкладывать в них огромные деньги из бюджета. Да и вообще, как известно, все издержки в конечном счете ложатся на плечи конечных потребителей. И энергетика в данном случае не исключение.

«ДЫРЯВЫЕ» СЕТИ
Подобный скепсис не лишен оснований. В частности, хорошо известно, что наиболее привлекательными для частных инвесторов являются именно генерирующие объекты. А вот сетевые особой «популярностью» не пользуются. Такая ситуация характерна для всей страны, а в столице она усугубляется еще и тем, что сетевое хозяйство города находится в «подвешенном состоянии». Как известно, еще в 2003 году была достигнута договоренность с РАО «ЕЭС России» о том, что при реорганизации «Мосэнерго» (в рамках проводящейся реформы электроэнергетики) Правительство Москвы получит в свою собственность объекты сетевого хозяйства в мегаполисе. Однако то соглашение так и осталось нереализованным. В настоящее время столичной мэрии принадлежит лишь 30% тепловых и 10% электрических сетей в городе и всего лишь 7,5% акций Московской городской электросетевой компании (МГЭсК).
Увеличить эту долю можно двумя способами: обменять активы города в «Мосэнерго» (которое в результате реструктуризации стало генерирующей компанией) на активы МГЭсК, или же провести дополнительную эмиссию ценных бумаг последней в пользу московского правительства. В качестве оплаты может использоваться арендуемое компанией городское имущество.
Независимо от того, какой вариант будет избран, городские власти планируют завершить консолидацию сетевых активов в своих руках к середине 2007 года. Удастся им это или нет – сказать сложно. Напомним лишь, что соответствующие сроки переносились неоднократно.
Подобная неопределенность вынуждает руководство самой МГЭсК отказаться от использования ряда финансовых инструментов для инвестиций. По словам директора компании Виктора Шаповала, из-за неясности по поводу того, кто и как будет контролировать компанию, пришлось отказаться от выпуска облигационных займов, а также от получения банковских кредитов. В результате сейчас недофинансированность компании составляет 2,7 млрд. рублей.
Впрочем, даже решение вопроса о собственности, равно как и переоценка сетевых активов (а многие эксперты полагают, что их стоимость сильно занижена) вряд ли смогут стимулировать активность потенциальных инвесторов. Достаточно сказать, что из 99 московских электроподстанций на 220-110 кВ 85 полностью выработали свой проектный ресурс. Понятно, что вкладываться в их модернизацию и тем более брать их в свою собственность найдется не так много желающих.

ТЭЦБЕСПОЛЕЗНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Между тем главным препятствием для притока частных инвестиций в столичную энергетику может стать не изношенность подстанций и линий электропередач, равно как и всех энергообъектов города в целом, а исключительно высокие издержки, неизбежные при реализации совместной программы Правительства Москвы и РАО «ЕЭС России». Так, руководитель фракции «Яблоко — Объединенные демократы» в Мосгордуме Сергей Митрохин утверждает, что городские власти, совместно с руководителями энергохолдинга, избрали предельно затратный вариант модернизации «электрического» хозяйства Москвы, который, в числе всего прочего, приведет к очередному подорожанию жилья в столице (поскольку будет взиматься плата за подключение к сетям), а также к росту тарифов.
Вообще «яблочники» давно успели себя зарекомендовать «стойкими» оппонентами Юрия Лужкова, а также – убежденными противниками реформы электроэнергетики в ее нынешнем варианте. Поэтому мнение г-на Митрохина вполне может показаться предвзятым.
Однако схожей точки зрения придерживаются и многие независимые эксперты. В качестве альтернативного варианта они предлагают стимулировать развитие малой энергетики. Все тот же Сергей Митрохин утверждает, что без нее «реформа ЖКХ в Москве невозможна: ведь каждое ТСЖ могло бы обзавестись собственными энергетическими мощностями и не зависеть от монополиста». Кроме того, если стоимость программы московского правительства и того самого энергетического монополиста составляет примерно 15 млрд. долларов, то «полноценное» развитие малой энергетики обойдется лишь в 700 млн.
На первый взгляд, идея заманчивая. Однако к московским реалиям не приспособленная. Сложно себе представить, чтобы ТСЖ занялись такими вопросами, как закупка и завоз топлива (пусть и не в таких количествах, как на городские ТЭЦ), или же ремонтом вышедших из строя генераторов. Таких возможностей у кондоминиумов попросту нет. Следовательно, все подобные проекты изначально обречены. К тому же расходы на установку и обслуживание автономных источников энергоснабжения будут нести сами соб-ственники жилья. Наконец, сам процесс создания ТСЖ движется пока весьма невысокими темпами.
Вообще проблемы, с которыми сталкивается сегодня московская энергосистема, носят системный характер, они копились годами, и одной лишь установкой автономных генераторов в жилых домах их решить, что очевидно, не удастся. Тем более что от дефицита электроэнергии «страдают» не только и не столько сами москвичи, сколько промышленные предприятия, крупные торговые центры и т. п.
Кроме того (и это, наверное, главное), состояние столичного энергохозяйства в целом соответствует «средней температуре по больнице», то есть положению дел в российской энергетике в целом. Так, прошлой зимой, по словам Анатолия Чубайса, ситуация, аналогичная московской, сложилась и в Тюмени, и в большинстве других субъектов Федерации.
Иными словами, проблема носит общенациональный характер, и полностью решить ее на региональном уровне не получится. А значит, все альтернативные варианты и попытки «пойти своим путем» в данном случае окажутся, скорее всего, бессмысленными и беспощадными, и не принесут никакой пользы городу и его жителям.

Антон СТРАХОВ

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.