Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    ДЕЛОВАЯ СТОЛИЦА

УЧИТЬ И УПРАВЛЯТЬ

Ольга ГерасинаОдна из самых спорных и актуальных тем в сегодняшней России – реформа высшей школы. Многие считают, что кризис в системе высшего образования связан с тем, что, в отличие от реального производства, сюда еще не пришли эффективные управленцы. На самом деле это не так. Итоги конкурса «Менеджер года — 2005» показали, что в наших вузах есть руководители, способные перевести их на рельсы современной экономики. В их числе – победитель конкурса в номинации «Образование», заведующая кафедрой «Экономики и управления производством» Московского государственного индустриального университета, доктор экономических наук, профессор Ольга ГЕРАСИНА.

– Ольга Николаевна, что привело вас в высшую школу, как получилось так, что из всех сфер деятельности вы выбрали именно эту?
– Я сама выпускница нашего института, училась на кафедре «Экономики и управления производством». Когда обучение подошло к концу, мне предложили остаться на кафедре. Но, во-первых, мой муж в этот момент учился в аспирантуре, а двое неработающих на одну семью – это тяжело. Во-вторых, у меня и в мыслях не было работать в образовании. Помню, наш зав. кафедрой посоветовал мне специализироваться на бухгалтерии. Я тогда подумала, это же позор – я экономист, а не какой-то там бухгалтер! В общем, меня распределили на ЗИЛ, и я отработала там три года. Правда, попутно все же занялась подготовкой диссертации и сдала кандидатский минимум. Вспоминая тот период, замечу, что наш завод для молодых амбициозных людей был не самым лучшим местом. Мне хотелось двигаться вперед, развиваться, а в то время сделать карьеру на ЗИЛе было практически невозможно. Поэтому когда меня пригласили в Минрадиопром, в один из закрытых научно-исследовательских институтов, я с радостью согласилась. Так в 1985-м году я оказалась в оборонке. Здесь отношения складывались уже совсем по-другому. Я достаточно быстро выросла до руководителя экономического отдела. Здесь же пришло осознание, что хороший экономист должен разбираться и в бухгалтерии. Тогда я, как говорится, без отрыва от производства закончила в Госкомстате курсы повышения квалификации по специальности «главный бухгалтер».
В это время грянули события 91-го года, а вскоре начался развал оборонки. Наша зарплата мгновенно стала копеечной. Многие сотрудники стали уходить и организовывать свой бизнес. Некоторые стали приглашать меня. Сначала я просто подрабатывала, а потом решила окончательно уйти в частную структуру. Но тут надо отдать должное моей семье и особенно моей матери, которая жестко заявила: «Ты можешь работать где угодно, но твоя трудовая книжка должна лежать в госучреждении!» Я пришла в наш институт. Мне, с моим опытом работы, предложили всего лишь место ассистента. Зарплата, конечно, была чисто символической, но зато и нагрузка – всего два дня в неделю, что меня вполне устраивало.
– Что послужило для Вас стимулом остаться в институте и от обычного ассистента подняться до одного из ведущих управленцев МГИУ?
– Думаю, здесь сыграло роль мое честолюбие. Прийти с должности начальника крупного отдела, фактически управления, на место ассистента, то есть нижнего преподавательского звена, было весьма проблематично. Я решила расти, решила защитить диссертацию. На нашей кафедре работал доктор экономических наук, профессор Сиськов Владимир Иванович. Он стал моим научным руководителем, моим учителем, моим Богом. Благодаря ему я получила все, что сейчас имею. Он был очень талантливым педагогом и ученым. Достаточно сказать, что у него более 120 человек защитившихся кандидатов и докторов наук. Одним словом, уже через два года после возвращения в институт, я защитила кандидатскую и начала работать над докторской. Активно преподавала, но при этом продолжала подрабатывать на стороне. Поначалу, никто об этом даже не догадывался, а когда узнали, предложили заняться финансами в институте, и я согласилась. Тогда у нас начала развиваться система платных образовательных услуг, мне показалось это интересным, и я активно включилась в работу. Так что фактически я росла вместе с университетом. Развивался он, развивалась и моя карьера.
Ольга Герасина– Любой карьерный рост всегда связан с определенными проблемами. Какие этапы были для Вас наиболее тяжелыми, за что приходилось биться?
– Проблемой было уже то, что я — женщина. Когда я работала в оборонке, этого не чувствовалось. Там было много людей, имеющих высокие звания: и военные, и научные, были лауреаты государственных премий и премий Совета министров. Уровень специалистов был очень высоким, но все работали на равных. Там в первую очередь ценились деловые качества, умение мыслить и работать. В высшей же школе звания и награды имеют очень большое значение. Поэтому, до того как я защитилась, было очень тяжело, потом стало полегче, после докторской - еще легче. Кроме того, у нас традиционно мужской институт, поэтому женщина, которая пытается настоять на своем, порой просто не воспринимается. А женщина – заведующая кафедрой – это скорее исключение, чем правило, и достаточно сложно было доказывать, что ты на что-то способна.
Серьезные проблемы были и с защитой докторской диссертации. Мой руководитель вместо прикладной экономики предложил мне разработать теоретическую тему – ценностно-трудовых отношений. Поэтому когда он умер, возникли осложнения. Сейчас эта тема получила распространение, а тогда ее просто не воспринимали. Мне говорили, что работа «диссертабельна», но ее нужно подправить, подкорректировать идеи бывшего научного руководителя и т.д., а я просто не могла это сделать. Так продолжалось, пока я не нашла единомышленников. Защищалась я на кафедре экономики в РГСУ.
– Если говорить о проделанной работе, то что бы Вы могли отнести к своим победам, к своим личным успехам?
– Педагогика в высшей школе – это коллективный труд. Здесь мало что можно изменить в одиночку, но конечно присутствовали моменты, где моя роль была достаточно существенной. Например, у нас была сложность с набором на инженерные специальности, чтобы повысить к ним интерес, поднять их престиж, мы с руководством двух инженерных факультетов решили давать студентам параллельное экономическое образование. Для этого несколько сократили преподавание специальных дисциплин, но зато усилили экономический блок. Начиная со второго курса, мы вечерами и по субботам начали обучать студентов по специальности «экономист-менеджер». В результате на выходе выпускники получали два диплома – инженерный и экономический. Эту нагрузку моя кафедра взяла на себя. Поначалу было очень тяжело. Время от времени я думала, что этот эксперимент провалится, хотела все бросить, но мы выстояли. Сейчас у нас будет уже 3-й выпуск. Ребята очень хорошо учатся и потом находят себя в новых специальностях. Например, наши дипломы очень ценятся в автостраховании.
К своим личным успехам я могла бы отнести то, что мне удалось создать молодежную экономическую службу. Хотя и бывает, что они от меня и получают по первое число, но в целом я этой службой очень довольна. Когда я пришла в нашу бухгалтерию, там работали в основном люди предпенсионного возраста. Да и сейчас бюджетной частью занимаются, в основном, немолодые сотрудники, а вот с коммерческой, пусть даже в рамках бюджетного учета, работает молодежь. У нас очень интересный молодежный коллектив. Мы стараемся найти сочетание экономической и бухгалтерской работы. Поначалу со мной работали только две девушки, а теперь нас 21 человек, и к тому же, впервые в истории института сюда пришли мальчишки.
– Что означает для Вас само понятие – менеджер, каковы его основные черты, и насколько важной стала для Вас победа в конкурсе «Менеджер года»?
– Для меня менеджер – это высший управленческий персонал. Мастер в цехе или человек, который в магазине присматривает за продавцами, – не менеджеры. Менеджер – это один из руководителей достаточно крупной компании, это организатор производственного процесса, и не важно, о чем идет речь: об изготовлении автомобилей или предоставлении услуг, например, тех же образовательных. Причем специальность у такого человека может быть любая, но главное, чем должен обладать менеджер, так это видением перспектив своей компании и умением работать на эти перспективы, то есть на развитие. Если этот человек живет сегодняшним днем и не думает, что будет завтра – это не руководитель. Я, например, для себя просчитываю планы на очень длительный период, вплоть до 10 лет. Иными словами, менеджер – это тот человек, который работает на будущее своей компании.
Что касается победы в конкурсе, то лично для меня победа в конкурсе очень значима. Да, я доктор наук, профессор, зав. кафедрой, это все важно, но это оценка научной и учебной работы. А вот мои деловые качества, предпринимательские способности такой оценки не имели. Так происходит не только в нашей сфере, но и во всех остальных. В то же время человеку кроме материального поощрения, нужно и моральное. Не случайно во времена СССР так широко было распространено соцсоревнование. Поэтому, повторюсь, победа в конкурсе была для меня очень важна. Тем более что среди номинантов были представители высшего руководства различных вузов. И еще один момент: я много работаю с молодежью, а она высоко оценила мою награду, соответственно, выросли доверие ко мне и мой авторитет. А доверие и авторитет в коллективе – это обязательная составляющая в деятельности любого управленца, любого менеджера.

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.