Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    ALMA MATER

МГИУ: ШКОЛА МЫСЛИ

Сто лет назад великий изобретатель Томас Эдисон написал: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Сей приоритет не изменился и сегодня, именно поэтому развитие системы образования стало одной из главных государственных программ России. Современная отечественная высшая школа накопила достаточно практики, для того чтобы совершить качественный рывок вперед. У нее появились свои лидеры, опыт которых может послужить примером развития. Один из таких лидеров — Московский государственный индустриальный университет (МГИУ), который начинал свою деятельность как втуз при заводе им. Лихачева.

Первая попытка создать при ЗИЛе (тогда еще АМО) высшее учебное заведение была предпринята еще в 1931 году. Молодая советская промышленность испытывала острейший дефицит в квалифицированных инженерных кадрах, и новое высшее техническое училище должно было заняться подготовкой специалистов преимущественно из числа рабочих завода. Однако втуз просуществовал всего год. В то время учебные заведения должны были пройти утверждение в Высшем совете народного хозяйства СССР, но советские функционеры решили, что заводу в первую очередь необходимо заниматься производством, а специалистов можно готовить и в других вузах. Понадобилось 28 лет, чтобы к идее создания при заводе института вернулись вновь. Так в 1960 году, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР, при ЗИЛе открылся завод-втуз с непривычной для многих системой обучения.
С одной стороны, учащиеся были студентами-очниками, а с другой — совмещали учебу с практической работой на своих предприятиях. Такая система давно применялась в промышленно развитых странах. Так, в Англии она была известна с 1903 года как «сэндвич-программа», а в США — с 1906 года как «кооперированное обучение».
Создание заводов-втузов было обусловлено несколькими причинами. Одной из них стало недовольство руководителей крупных предприятий длительной адаптацией выпускников дневных технических институтов. Понятно, что такие вузы, будучи оторванными от производства, готовили специалистов без учета специфики того или иного предприятия. Позже Михаил Жванецкий писал по этому поводу: «Пришел на производство, забудь, чему тебя учили в институте». Поэтому втузы выгодно отличались от традиционных высших учебных заведений. Кроме того, в стране уже был накоплен подобный опыт подготовки специалистов. В частности, обучение, совмещенное с реальным производством, практиковалось в атомной и ракетной промышленности.
На первый курс первого приема втуза при заводе имени Лихачева поступили 204 студента, причем все они были направлены сюда предприятиями (170 – от ЗИЛа, 34 – от ГПЗ-1 и МЗМА «Москвич»). Деятельность учебного заведения курировал заместитель директора ЗИЛа Владимир Ильич Крымов, а его первым ректором стал Александр Павлович Лызо.
Первоначально завод-втуз работал на базе филиала МАМИ. В 1962 году здесь было организовано два факультета — автомобильный и механико-технологический, через год начали работу первые 10 кафедр, а в 1964-м был проведен первый набор в аспирантуру. Еще спустя два года завод-втуз получил самостоятельный статус. Постепенно институт рос и расширялся. ЗИЛ построил для него новое здание, по инициативе генерального директора завода П. Д. Бородина и при активном участии его заместителя по экономике А. И. Бужинского в 1967 году появилась специальность «Экономика и организация машиностроительной промышленности». Втуз при ЗИЛе стал одним из первых технических высших учебных заведений страны, который начал выпускать инженеров-экономистов.

Следующий этап развития завода-втуза начался в середине 70-х годов, когда его возглавил Александр Иванович Акулов – крупный ученый, лауреат Государственной премии СССР, носитель традиций лучшей инженерной школы МВТУ им. Баумана. Следом за новым ректором из «бауманки» в институт пришла целая группа педагогов и ученых. Они в значительной степени реформировали учебный процесс, повысив рейтинг интегрированной системы обучения. Новый импульс получили научные исследования, была начата подготовка инженеров по специальности «Машины и технология сварочного производства», стали работать три специализированных совета по защите кандидатских диссертаций.
Новый цикл жизни института связан с деятельностью доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РФ Юрия Серафимовича Авраамова, который в начале 1980-х стал его новым ректором. В те годы происходило дальнейшее совершенствование интегрированной системы обучения, значительно улучшилась ее организационная структура. Всем учащимся 5-6-х курсов предоставлялись инженерно-технические должности; кроме того, за каждым студентом, которые теперь проходят ежегодные аттестации, закрепили заводских инженеров-консультантов.
Кафедра экономики выросла до целого экономического факультета, первым деканом которого стал Николай Павлович Носов. За короткий срок факультет расширил узкие рамки одной специальности и в 1991 году превратился в факультет экономики, менеджмента и информационных технологий, а еще через два года появилась специальность «Юриспруденция», что для технических вузов было большой редкостью. Позже эта специальность также расширилась до юридического факультета. В 1988 году при содействии руководства Москвы и активной поддержке дирекции ЗИЛа завод-втуз при ЗИЛе был переименован в Московский автомобилестроительный институт – МАСИ.

Наиболее сложным периодом развития вуза, как, впрочем, и всей страны, стали 90-е годы. Бросали учебу студенты. Будучи не в состоянии жить на мизерные зарплаты, уходили из института преподаватели. ЗИЛ, который сам был вынужден сокращать производство, уже не мог помогать институту, и вуз фактически остался без кормильца. Необходимо было менять устоявшиеся подходы к хозяйственной и финансовой деятельности, активно искать различные источники финансирования. Под руководством
Ю. С. Авраамова сложилась группа, которой предстояло вывести МАСИ из кризиса. В нее вошли проректоры – Николай Григорьевич Хохлов, Виктор Алексеевич Демин и Юрий Никитич Демин, деканы – Николай Павлович Носов, Владимир Васильевич Ужва, заместитель главного бухгалтера Ольга Николаевна Герасина.
Надо отдать должное руководству института. Здесь не стали изобретать велосипед, не пошли и по традиционному для того времени пути – сдачи площадей в аренду, а занялись тем, что собственно и должен делать вуз: начали активно развивать платные образовательные услуги. В первой половине 90-х высшая школа еще не имела возможности самостоятельно вводить платное обучение. Единственной нишей, где можно было заработать, оставались подготовительные курсы для будущих абитуриентов. И институт стал активно разрабатывать это направление. Руководители вуза наладили работу со школами Южного округа и повели новую политику приема, сделав упор на тех, кто прошел через систему подготовительных курсов.
Со временем в институте сложился целый факультет довузовского образования. Это стало первым толчком к развитию и дало возможность хоть как-то доплачивать преподавательскому составу, чтобы его сохранить. Забегая вперед, отметим, что сегодня здесь обучается более 3 тыс. абитуриентов и слушателей. Кроме подготовительных курсов непосредственно по программам вступительных экзаменов института существуют центры подготовки в области информатики, автосервиса, английского языка, программы профессиональной ориентации. Наиболее высокий уровень подготовки молодых людей в подшефных школах и лицеях. Здесь, наряду со школьными учителями, занятия по углубленному изучению профильных предметов ведут лучшие вузовские преподаватели. В результате более 90% учеников профильных классов поступают в высшие учебные заведения Москвы.
Впрочем, вернемся в 90-е годы. Когда институтам разрешили вводить платное обучение, на эту форму работы были переведены экономические и юридические специальности вуза. Кроме того, были значительно расширены предложения по образованию: открылась специальность «математик-программист» (сюда привлекли преподавательский состав МГУ), появились такие специальности, как «менеджмент организации», «информационная технология в экономике», «экономическая безопасность и защита информации», «бухгалтерский учет и аудит» (которого раньше не было вообще).
Одновременно расширялся и сам институт. Так, в 1996 году был открыт его первый филиал в Кинешме, в структуру которого вошли 2 факультета и 10 кафедр, и в этом же году вуз получил статус университета и новое название – «Московский государственный индустриальный университет» (МГИУ). Кроме того, бывший ректор, а сегодня — президент вуза Юрий Серафимович Авраамов «загорелся» идеей заочного обучения. Поднять это направление оказалось непросто. Поначалу оно могло существовать только благодаря значительным дотациям, но постепенно дело наладилось. Сейчас в МГИУ (где, кстати, недавно открылись специальности «финансы и кредит» и «управление персоналом») заочников больше, чем учащихся очных отделений. Кроме пяти основных филиалов, появившихся в течение всего четырех лет, в университете был создан Институт дистанционного образования (ИДО).
Ректор университета Николай Григорьевич Хохлов так характеризует новые учебные системы: «В последнее время неоднократно высказывался тезис о том, что образование отстает от динамично меняющегося мира: как от развития технологии, науки, так и от общества в целом. Именно поэтому речь должна идти не только об интенсификации учебного процесса, но и об освоении новых высокоэффективных технологий».
В настоящее время ИДО имеет более 40 региональных представительств в России (начиная от Северодвинска и Нальчика и заканчивая Петропавловском-Камчатским), а также свыше 15 партнерских организаций за рубежом. В последние годы открыты центры дистанционного обучения на Кипре, в Израиле, Казахстане, Болгарии, Чехии. Всего в системе ИДО высшее образование получают более 20 тысяч студентов. По количеству учащихся и по уровню организации учебного процесса МГИУ входит в число пяти ведущих вузов России, осуществляющих обучение по дистанционным технологиям. Здесь созданы 4 межрегиональные кафедры, которые работают по программам как среднего профессионального, так и высшего образования более чем по 10 специальностям; кроме того, в структуре дистанционного образования работает высшая школа лизинга МГИУ.
«В современных условиях на первый план выходят способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям, умение находить, анализировать и систематизировать информацию, быстро принимать нестандартные решения, – считает первый проректор МГИУ Виктор Алексеевич Демин. – Поэтому для личности образование есть не что иное, как приобретение качеств, помогающих выдержать высокую конкурентоспособность на рынке труда. И именно на это должна быть нацелена деятельность учебных заведений».
Московский государственный индустриальный университет отлично справляется с этой задачей уже не первый год. Сумев выжить в нелегкие времена, сегодня он активно развивается, превратившись из ведомственного учебного заведения в один из ведущих вузов страны.

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.