Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    МОСКОВСКИЕ ХРОНИКИ

ВЕСЕННИЕ ЗАРИСОВКИ

ЧП РАЙОННОГО МАСШТАБА?
Погожий и цветущий май, похоже, становится «несчастливым» месяцем для столичных энергетиков. Всем еще памятен прошлогодний «блэкаут», оставивший без электричества полгорода. В нынешнем году последний месяц весны также не обошелся без аварий в системе электросетевого хозяйства Москвы. 3 мая случился пожар на подстанции «Жулебино», относящейся, как и ставшее знаменитым «Чагино», к Южным электрическим сетям Московской областной электросетевой компании.
На этот раз чрезвычайное происшествие никак не повлияло на жизнедеятельность района (не говоря уж о городе в целом). Все обслуживаемые подстанцией объекты были своевременно переключены на запасные трансформаторы. Исключение составили 4 жилых дома, оставшиеся без света примерно на один час. Примерно столько же продолжался и собственно пожар на подстанции «Жулебино», с которым удалось справиться силами 12-ти пожарных расчетов.
Как говорится, трагедия если и повторяется, то в виде фарса. Однако сложившаяся к настоящему времени ситуация такова, что от фарса до трагедии – один шаг. Как известно, вот уже несколько лет столица испытывает хронический дефицит электроэнергии, который, по словам Юрия Лужкова, составляет в настоящее время 4250 Мвт. При этом прирост мощностей в текущем году составит лишь около 80 Мвт (из них 20-30 Мвт за счет города, остальное – «Мосэнерго»). Недостающие мегаватты так или иначе придется «заимствовать» из единой энергосистемы страны, но доставить их потребителям будет крайне сложно – ведь сетевое хозяйство города изношено до предела. В первую очередь это относится к сетям «местного значения», которые могут попросту не выдержать все возрастающих нагрузок, о чем свидетельствует неумолимая статистика. За минувшую зиму «в отключке», как выразился столичный мэр, оказались в общей сложности 5300 домов. (При этом по вине дезов произошло 652 отключения электроэнергии. Из-за нерадивости строителей произошло 78 аварий).
Запланированное строительство 5-ти крупных подстанций, которые должны ввести в эксплуатацию к зиме 2007-08 гг., решит проблему лишь частично. А на более масштабную реконструкцию сетей, как водится, не хватает средств. Ведь и городское правительство, и «Мосэнерго» основную часть инвестиций направляют сейчас на развитие генерирующих мощностей.
Стремясь выровнять темпы развития «генерации» и сетевого хозяйства, энергетики предлагают ввести отдельную плату (от 15 до 40 тыс. рублей за 1 квт мощности) для вновь подключаемых потребителей. Против выступают столичные власти, полагающие, что данная мера приведет к общему снижению деловой и, в частности, инвестиционной активности в городе. Основную ставку московское правительство делает на привлечение частных инвестиций в развитие городской энергетики и, как показывает практика, уже добилось в этой сфере значительного результата. 16 марта был заложен памятный камень на месте строительства нового энергоблока ТЭЦ-21 ОАО «Мосэнерго» (эта ТЭЦ обеспечивает энергоснабжение северо-запада и частично центра Москвы, а также г. Химки); 5 апреля состоялась закладка новой газотурбинной электростанции в районе Кожухово, в строительство которой американо-турецкий инвестиционный консорциум намерен вложить 500 млн. долларов. А еще прошлым летом началось строительство аналогичной электростанции «Терешково» на Западе столицы, в Солнцеве.
При этом, по словам первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Юрия Росляка, тарифы на электроэнергию, вырабатываемую новыми станциями, будут не выше общегородских, а прибыль владельцев будет формироваться за счет сокращения собственных издержек.
Что же касается электросетевого хозяйства, то средства, необходимые для его развития, московское правительство предлагает включить в «общий» тариф на электроэнергию. По имеющимся сведениям, этот вопрос уже согласован с руководством РАО ЕЭС и «Мосэнерго». Однако многие независимые эксперты считают, что без введения технологической платы за подключение новых потребителей не обойтись, отмечая при этом, что фактически речь идет о «плате за устранение невозможности подключения». А представители Московской областной электросетевой компании, отвечающей за подключение новых потребителей, прямо указывают на то, что задержка с введением платы за подключение может привести, без малого, к появлению «черного рынка». А раз так, то нужно узаконить новые платежи и поступившие средства сразу же вкладывать в развитие сетевого хозяйства.
Впрочем, конкретная форма взимания новых платежей принципиального значения не имеет. Очевидно, что без крупных вложений в электросети, главным образом, со стороны государства (ведь для частника наиболее привлекательной остается именно генерация) не обойтись. Иначе слаженных действий аварийных бригад энергетиков и подразделений МЧС, как во время пожара на подстанции в Жулебино, может оказаться недостаточно, и повторения нового «блэкаута» не избежать.

ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ… ТРУБЫ?
Физический рост числа новых потребителей – это лишь одна из причин хронического дефицита электроэнергии в столице. Вторая, не менее важная причина заключается в том, что «старые» потребители, в свою очередь, также расходуют все больше киловатт-часов. За последние годы в домах большинства москвичей количество электроприборов, равно как и их «прожорливость», многократно увеличились. В результате не только возрастают общие объемы потребления электричества, но и нагрузки на распределительные и внутридомовые сети. Не случайно некоторые специалисты (например, гендиректор ВНИИПИ «Энергопром» Виктор Семенов) предлагали ограничить продажу систем электрообогрева полов, а также других обогревательных приборов большой мощности.
Данное предложение, сделанное г-ном Семеновым еще 14 марта, в ходе заседания столичного правительства, подводившего итоги работы ЖКХ в осенне-зимний период, не получило никакой поддержки. Очевидно, что одним лишь запретом полов с подогревом проблему энергодефицита не решить. Кроме того, столичные коммунальщики волей-неволей подталкивают москвичей к приобретению мощных электроприборов: уже начались сезонные профилактические отключения горячей воды, которые продлятся до конца августа. Лишь в мае месяце горячее водоснабжение было отключено в 19 тыс. домов, не исключая объекты социальной сферы и административные здания.
Правда, руководитель комплекса городского хозяйства Петр Аксенов пообещал максимально сократить продолжительность отключения. Если «стандартный» срок обычно составляет 21 день, то коммунальщики, по словам их собственных представителей, постараются уложиться в две недели. Но данная мера может обеспечить лишь половинчатый эффект: ведь в отдельных случаях без горячей воды нельзя обойтись и дня (например, в семье маленький ребенок или, наоборот, пожилые люди). Несложно предположить, что многие москвичи, особенно с доходами выше среднего, предпочтут купить мощный электрический водонагреватель, нежели «греметь кастрюлями» или напрашиваться в гости к друзьям и знакомым.
Летние отключения горячей воды давно уже стали для москвичей одним из главных «постоянно действующих несчастий». Работники ЖКХ, как и городские власти, каждый год говорят о своем стремлении минимизировать возникающие для горожан неудобства, но в то же время утверждают, что без этой неприятной, но необходимой меры не обойтись: мол, летом без горячей воды плохо, но зимой будет еще хуже.
Между тем давно уже существует вполне технологичное решение этой набившей оскомину проблемы: замена старых, металлических, труб на новые, пенополиуретановые, не нуждающиеся в ежегодной профилактике. Кстати, в нескольких новых районах города, где проложены подобного рода трубы, сезонных отключений горячей воды не бывает. Однако, когда речь заходит о модернизации теплотрасс в других частях мегаполиса, коммунальщики традиционно ссылаются на недостаточное финансирование. Получается, что постоянно «латать дыры» для них и легче, и дешевле.

«ПРЫЩИ» С МИГАЛКАМИ
16 мая Юрий Лужков подписал распоряжение, запрещающее членам городского правительства, не получившим соответствующего разрешения, устанавливать спецсигналы на своих машинах, а также на автомобилях сопровождения. Те же, кто подобное разрешение получил, имеют право воспользоваться своими «мигалками» и «крякалками» лишь в экстремальных ситуациях. Например – при выезде должностного лица на место чрезвычайного происшествия. Как известно, мэр Москвы давно зарекомендовал себя в качестве последовательного борца с незаконными «мигалками». Еще в 2004 году он предлагал оставить спецсигналы на автомобилях только лишь Президента страны и главы Правительства. А любителей прокатиться не только с ветерком, но и с неположенными проблесковыми маячками и Юрий Михайлович назвал «прыщами», из-за которых на «лице столицы» образуются многочисленные пробки.
С течением времени позиция столичного градоначальника не претерпела существенных изменений. Так, в одном из недавних своих телеинтервью г-н Лужков заявил: «Я сам часто езжу за рулем без сопровождения и испытываю те же неудобства, что и все водители. Необходимо исключить проблесковые маячки для всех, кроме Президента и премьера. А министры постоят в пробках, может, подумают и вернут регионам средства из дорожного фонда».
Подобный «радикализм» разделяет и группа депутатов Госдумы, в середине мая предложивших свой вариант поправок к закону «О безопасности дорожного движения». Правда, они предлагают оставить не 2, а 8 автомобилей. Не только для главы государства и премьер-министра, но и для руководителей трех «ветвей власти», а также генпрокурора. (Не считая пожарных, спасателей, «Скорую помощь», милицию, и спецслужбы). Какой именно вариант поправок к названному закону (всего их внесено четыре) будет принят, станет ясно лишь со временем. Но сама необходимость сокращения количества «спецтранспорта» сомнений не вызывает. По данным СМИ, в Москве сейчас 1200 автомобилей с «легальными» спецсигналами и более 4000 – с незаконными. Все они в совокупности представляют собой важный, пусть и не самый главный, «пробкообразующий» фактор в столице. Изжить его будет не так просто, уже в силу вполне очевидного коллективного сопротивления чиновников, не желающих расставаться с незаконной, но столь приятной привилегией. По этой причине предпринимаемые ранее попытки подобного рода оканчивались ничем. Однако с большой долей уверенности можно предположить, что на этот раз, благодаря инициативе столичных властей, «лед тронулся». Ведь распоряжение мэра Москвы – едва ли не первый нормативный акт, прямо запрещающий использование спецсигналов.

«ОДНОРУКИЕ», НО ЖИВУЧИЕ
Этой весной московсике власти приступили к активному проведению в жизнь двух своих же инициатив: по наведению порядка в игорном бизнесе и по сокращению количества наружной рекламы в городе. В первом случае, во исполнение недавно принятого МГД закона «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Москвы» силами сотрудников префектур и органов внутренних дел проводятся проверки всех игорных заведений. Их результаты иначе как предсказуемыми не назовешь. В Центральном административном округе, например, из 288 «обследованных» заведений 154 не соответствуют предъявляемым требованиям. При этом закрыли лишь 74 из них, а остальным предписали «устранить выявленные недостатки». Времени на это более чем достаточно – до конца июня.
Практически одновременно с проверкой игорных заведений в Москве начался демонтаж рекламных конструкций, установленных на крупнейших магистралях города: на Можайском шоссе, Кутузовском и Олимпийском проспектах, а несколько позже – и на Садовом кольце. В первую очередь сносу подлежат щиты размером 3х6 метров, а с 2007 года настанет очередь и громадин площадью более 10 кв. м.
В общей сложности количество рекламных щитов в Центре должно уменьшиться более чем в два раза. На том же Садовом, например, — с 388 до 165 конструкций всех типов. Однако все эти действия не приведут к общему сокращению количества рекламы в городе – как ни парадоксально это звучит на первый взгляд. Компании, лишившиеся своих рекламных конструкций, получат право на установку щитов в других районах города.
Эти половинчатые меры вызвали волну критики в адрес столичных властей, в частности, со стороны многих СМИ. Впрочем, борьба «не на жизнь, а насмерть» ни с рекламным, ни с игорным бизнесом в Москве никогда в планы городского правительства не входила. Другое дело – наведение порядка, создание понятных и приемлемых для всех участников рынка правил игры. Эта задача пусть не так быстро, но решается. А тем, кто склонен коротать досуг в игорных заведениях, безоговорочно верить рекламе, и в то же время привык во всем уповать на «властей предержащих», можно лишь посоветовать: «Люди, будьте бдительны!».

Юрий МИТРОПОЛЬСКИЙ

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.