Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    культурное наследие

ПОДЗЕМЕЛЬЯ АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА
И ТРАГЕДИЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Московский Кремль, названный Николаем Карамзиным «местом великих исторических воспоминаний», долгие столетия являлся не только сосредоточием государственной власти, но и центром русского православия. К сожалению, годы и советская власть не пощадили его памятники. Поэтому сегодня особенно важно сохранить то, что осталось, и восстановить память о тех православных святынях, которые были безжалостно уничтожены и забыты в годы большевистского безвременья.
В допетровские времена обязанности в придворном религиозном быту русских царей поделили между собой три главных кремлевских собора: Благовещенский, ранее соединявшийся крытым переходом с Теремным дворцом, служил для московских государей домовой церковью; Успенский — стал главной святыней России, где венчали на царство правителей и хоронили патриархов; Архангельский — вплоть до конца ХVII века служил усыпальницей великих князей и государей российских. Этот собор имеет богатейшую историю, уходящую корнями к истокам московского царства.
В старину он назывался «церковью Св. Михаила на площади». Здание, которое мы знаем, уже третье по счету. Первым же стал еще деревянный Архангельский храм. Святой Архистратиг Михаил считался Начальником небесных сил, а также покровителем воинов и князей в их ратных подвигах, поэтому жители молодой Москвы решили построить в его честь церковь. О времени ее появления существует две версии. Согласно первой, деревянный храм был построен на рубеже XI-XII столетий. Другие исследователи считают, что его воздвигли на 100 лет позже, ко времени правления первого известного в истории города удельного московского князя Михаила Хоробрита, брата Александра Невского.
В 1333 году великий князь Иван Данилович (Иван Калита) заложил на месте старой церкви каменный храм. Считается, что его строительство началось в благодарность за чудесное избавление от голода. За год до этого от беспрерывных дождей на полях погиб весь хлеб. Однако жители московского княжества смогли пережить зиму на старых запасах, что сочли настоящим чудом. Строительство храма было завершено в течение года. Тогда Калита, получивший в Орде ярлык на великое княжение, активно застраивал свою столицу. Новый храм освятил митрополит Феогност. После кончины великого князя было принято решение похоронить его именно здесь. С тех пор Архангельский собор стал усыпальницей русских правителей.
Начало нового этапа строительства связано с царем Иваном III. Старый храм казался государю слишком скромным и тесным, кроме того, он был серьезно поврежден пронесшимся над Москвой в 1450 году ураганом, и на его месте было решено построить новый храм с таким же названием и того же назначения. Незадолго до своей смерти, 21 мая 1505 года, великий князь Иван Васильевич приказал разобрать ветхое строение и возвести на его месте новое. После кончины правителя устроителем нового Архангельского собора стал уже его сын, великий князь Василий III.
Возглавил строительство храма выписанный из Италии архитектор Алевиз Фрязин*, или как его чаще называли — Алевиз Новый. Согласно традиции, храм был возведен пятиглавым, шестистолпным. Во внешнем же оформлении зодчий применил новые для Москвы детали: тонкопрофилированные карнизы, пилястры с капителями, настенные филенки, многочисленные ложные арки, раковины в кокошниках и т.д. Западный фасад Алевиз украсил лоджией, а северный — аркадной галереей. Входные двери были декорированы порталами с ренессансным орнаментом.
После окончания работ Архангельский собор вновь начал выполнять свои функции царской усыпальницы. Только при Петре I, когда Москва утратила статус столицы, роль императорского некрополя взял на себя Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. Единственным исключением стал юный Петр II, в 1730 году приехавший в Москву на свою свадьбу и скоропостижно скончавшийся от оспы накануне венчания.
И в период своего расцвета, и позже, когда собор утратил свою значимость, в нем время от времени велись различные строительные и отделочные работы, неоднократно менялись его росписи и иконостас. Причин тому было несколько: московские пожары, нашествие Наполеона, когда здесь была устроена полевая кухня, церковные нужды, общее ветшание здания и т.д. Так, между 1552 и 1555 гг. с севера к собору был пристроен Покровский придел. В конце XVI — начале XVII века к восточной стене примкнули две одноглавые церковки — «святого Уана» и «Иоанна Предтечи». В 1737 году после страшнейшего пожара разобрали алевизовы галереи. Спустя 35 лет под строительство Большого кремлевского дворца по планам Василия Баженова был вырыт огромный котлован. Хотя этот проект и не был реализован, смешение грунтов привело к тяжелым последствиям. В 1773 году южная стена Архангельского собора дала трещину, и строители были вынуждены укрепить ее контрфорсом. Спустя почти шестьдесят лет с юго-западной стороны к собору пристроили каменную палатку. Ее возвели на месте бывшей «судной избы Архангельских вотчин», где чинился суд над оброчными крестьянами, не уплатившими податей. «Изба» была возведена около 1485 года и входила в комплекс построек Государева Казенного Двора. При строительстве палатки верхняя часть древнего памятника была разобрана, но подземные палаты на подклетах (подклет — нижний цокольный этаж) сохранились.
Серьезный ущерб был нанесен собору во время артиллерийского обстрела Кремля в 1917 году, а уже через год, после переезда сюда советского правительства, этот храм, как и другие кремлевские культовые сооружения, был закрыт. Впрочем, как свидетельствуют архивные документы, уже в первые годы советской власти памятники архитектуры Московского Кремля были включены в высшую неприкосновенную группу и предназначались для организации музея древнего искусства и быта. Несмотря на сложную обстановку тех лет, ведущие мастера отечественной реставрации работали по восстановлению первоначального облика памятников и освобождения их от поздних наслоений. Исследовательские работы проводились совместно с сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) под руководством Игоря Грабаря, подчиненных Наркомату просвещения.
Однако если у нового руководства страны в чем-либо возникала нужда, оно мало обращало внимание на историко-культурное наследие. Так, в 1929 году для расчистки места под строительство школы красных командиров был снесен старинный Вознесенский монастырь, который являлся усыпальницей русских цариц и великих княгинь. Их останки в белокаменных саркофагах были перенесены в подземные палаты бывшей «судной избы».
Несмотря на то что в Кремле систематически проводились реставрационные работы, экскурсии сюда начали пускать только после Великой Отечественной войны, а Архангельский собор был открыт как музей лишь в 1955 году.
Стоит добавить, что если основное строение храма поддерживалось усилиями реставраторов в надлежащем виде, то подземными палатами никто не занимался. Часть их была захламлена и засыпана. Оставшееся пространство использовалось для хозяйственных нужд. В середине прошлого века стены палат были пробиты, здесь пошла линия правительственной связи и коммуникации самого собора.
Не так давно сотрудниками Государственного историко-культурного музея-заповедника (ГИКМЗ) «Московский Кремль» было подготовлено фундаментальное издание, посвященное Архангельскому собору. Сюда вошли научные статьи, отражающие все историко-художественные проблемы, связанные с памятником, в их числе: исследование архитектурного облика собора, фресок, захоронений московских государей, а также история формирования иконостасов, тканей ризницы и художественных изделий из металла. В том числе здесь поднимался вопрос и о дальнейшем проведении реставрационных работ.
Что же касается подземных палат, то за последние двадцать лет их состояние резко ухудшилось. Дело в том, что к Олимпиаде 1980 года на Соборной площади Кремля вместо брусчатки было устроено новое покрытие. При этом никто не обратил внимание на то, что оно оказалось воздухонепроницаемым. В результате, в интерьере палат, в их несущих и ограждающих конструкциях резко увеличилась влажность. Отсутствие вентиляции, нарушение гидроизоляции сводов и наличие многочисленных инженерных коммуникаций привело к тому, что памятник начал разрушаться. Под угрозой оказались и саркофаги с останками цариц.
Еще в 1996 году инженером-реставратором высшей квалификации Борисом Сизовым были разработаны предложения по ведению изыскательских и проектных работ для реставрации Судной палаты Архангельского собора, которыми и руководствовались специалисты. В 2000 году сотрудники Центральных реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) развернули здесь масштабные восстановительные работы. Творческий коллектив реставраторов возглавила архитектор Ирина Калугина.
Интересный факт: когда работы начались, речь шла о восстановлении только одной палаты, и хотя предполагалось, что где-то к югу от нее должно быть еще одно подземное помещение, о нем ничего не было известно. Поэтому находка второй — западной (малой) палаты стала настоящим открытием. Как выяснилось, древний памятник архитектуры состоит из двух помещений, перекрытых сводами и соединенных между собой двумя широкими арочными проемами. Помещения связывает общий входной тамбур с остатками белокаменной лестницы, выходивший ранее на поверхность земли. Оконные проемы, которые были обнаружены в процессе раскопок, говорили о том, что ранее палаты находились значительно выше уровня земли. Также к ценным находкам можно отнести каменные детали фасадной декорации Архангельского собора, созданные еще Алевизом Новым и сбитые с него при позднейших ремонтах. Они были обнаружены при зачистке верхних блоков фундамента и сейчас переданы на хранение в лапидарий музеев Московского Кремля.
Реставраторами была проделана огромная работа. Достаточно сказать, что грунт вокруг памятника был выбран на глубину от 1,8 до 3 метров, удалены плиты, стяжки и кирпичи более поздних кладок. Восстановлены своды. Из памятника выведены коммуникации, а пробитые под них стены заложены по старым технологиям. Воссозданы оконные проемы и многие утраченные элементы. Причем восстановление произведено по следам, найденным в процессе исследования. Кроме того, в процессе работ пришлось заменить не только более позднюю кладку, но и в значительной части первоначальную, поскольку она подверглась серьезной деструкции. В помещении тамбура по сохранившимся фрагментам пятовых частей воссоздан первоначальный коробовый свод над лестничным маршем. Стены и своды покрыты защитным слоем, а снаружи сделана гидроизоляция. Снятие нагрузки со сводов восточной палаты позволило разобрать кирпичные столбы и стену, возведенные в ХVII веке для подпора осевших сводов. Над всей площадью палат были устроены новые конструкции и организована вытяжная вентиляция. Основные реставрационно-строительные работы проводила фирма «БЛЕИР», которая уже давно работает с историческими кремлевскими объектами.
Параллельно с восстановлением палат началась реставрация наиболее разрушенных белокаменных гробниц, которую осуществляет Государственный научно-исследовательский институт реставрации в своей лаборатории. Этот процесс включает обессоливание и очистку белого камня, склейку отдельных фрагментов разбитых деталей саркофагов, заделку швов и утраченных деталей специальной мастикой на основе белого цемента и белокаменной крошки. После установления в интерьерах палат оптимального температурно-влажностного режима работы будут проводиться уже там.
Сейчас реставрация продолжается, однако сотрудники ГИКМЗ «Московский Кремль» еще год назад приняли решение о создании новой постоянной экспозиции, посвященной уничтоженному кремлевскому Вознесенскому монастырю. В подземных палатах устроят погребальную камеру, где, как и раньше, будут храниться белокаменные саркофаги с останками русских княгинь и цариц. Однако для того чтобы не нарушать режим сохранности, доступ сюда будет ограничен. Посещать некрополь смогут лишь специалисты и священнослужители. Вторая часть экспозиции разместится в южной пристройке Архангельского собора, которую сегодня занимает архитектурно-реставрационный отдел Кремля. Эта часть будет рассчитана на показ небольшим организованным группам посетителей с участием экскурсовода.
Сегодня в фондах музеев Московского Кремля хранится более 250 различных памятников, связанных с Вознесенским монастырем: иконы, предметы церковной драгоценной и тканой утвари, облачения, книги. Многие из них непосредственно связаны с жизнью высших государственных и церковных деятелей России. Все эти предметы и станут основой будущей выставки.
«Чрезвычайно важно подчеркнуть, — считает ведущий научный сотрудник ГИКМЗ «Московский Кремль» Римма Костикова, — что впервые музеям представилась возможность решить многоцелевую задачу: сохранение некрополя великих княгинь и цариц с возможностью экспозиционного показа исторической среды — Вознесенского девичьего монастыря, его святынь и реликвий, спасенных героическими усилиями музейных специалистов. Именно в этом мы усматриваем основной смысл и значение предстоящего проекта».
К сожалению, сегодня нашим современникам почти ничего неизвестно о былой славе и величии кремлевских монастырей. Впереди — огромная коллективная работа, но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря усилиям ученых историков, реставраторов ЦНРПМ и сотрудников кремлевских музеев, в скором времени будет возрождена память об одной из самых значимых русских православных обителей — Вознесенском монастыре.

Лидия МИШАРИНА, заместитель начальника Управления контроля за сохранением и использованием объектов архитектуры и истории и организации экспертизы документации по сохранению объектов наследия Комитета по культурному наследию г. Москвы, заслуженный работник Москомархитектуры

№ 11-12 2005 г.

ВРЕМЯ ЗИМНЕЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕЧНЫЕ
подробнее...

ФАЛЬСТАРТ ОПЕРАЦИИ "ПРЕЕМНИК"
 подробнее...

БОЛЬШОЙ ТЕАТР БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ
 подробнее...

ПОДЗЕМЕЛЬЯ АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА И ТРАГЕДИЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
 подробнее...

"ПРОСТОР" ГАРАНТИРУЕТ КАЧЕСТВО
  подробнее...

ХОТЕТЬ НЕДОСТАТОЧНО, НАДО ДЕЙСТВОВАТЬ
 подробнее...

ХОЛОД НА ВСЕ ВРЕМЕНА
подробнее...

ПОТЕНЦИАЛ НЕЗАВИСИМОСТИ
подробнее...

ПЕРХУШКОВО. ТАМ, ГДЕ ВОЗВРАЩАЮТ ЗДОРОВЬЕ
подробнее...

СМОТРЕТЬ НА МИР ЯСНЫМ ВЗОРОМ
подробнее...

ВЯЧЕСЛАВ ФЕТИСОВ. ЧЕСТЬ СЛУЖИТЬ СТРАНЕ
подробнее...

"КРАХ БАНКА": ЗАРИСОВКА С НАТУРЫ
подробнее...

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.