Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    власть

ФАЛЬСТАРТ ОПЕРАЦИИ "ПРЕЕМНИК"?

До президентских выборов осталось более двух лет. Однако российские элиты уже сейчас приступили к разработке механизма минимизации издержек, связанных с передачей власти от действующего, пользующегося стабильно высокой популярностью президента новому (и пока точно неизвестному) главе государства. «Вчерне» подобная схема была выработана еще в 1999 году, когда стартовой площадкой для тогдашнего «преемника» стала должность премьер-министра.
В результате последних перестановок в высших эшелонах власти в Белом доме оказались сразу два лица, которых традиционно рассматривают как «кандидатов в наследники» — бывший руководитель Администрации Президента Дмитрий Медведев и министр обороны Сергей Иванов. Первого из них обычно называют основным кандидатом, а второго — дублирующим. И в то же время нельзя исключить, что оба они призваны лишь подготовить почву для «настоящего» преемника, имя которого будет названо непосредственно перед выборами. В любом случае очевидно, что внутри президентского окружения начались серьезные модернизационные процессы. А сам глава государства, назначивший главой своей администрации тюменского губернатора Сергея Собянина, в своем стремлении консолидировать политическую элиту едва ли не впервые вышел за рамки клановой логики при проведении кадровой политики.
Правительство РоссииКТО КОГО?
В условиях «управляемой демократии» прогнозировать важные политические события нелегко, намного проще интерпретировать уже случившиеся. По крайней мере, именно так многие наши аналитики объяснили свою неспособность предсказать последние кадровые перестановки в высших органах федеральной власти. Впрочем, и на поприще интерпретации большинство экспертов-политологов также не особо преуспели. Предложенные ими объяснения чаще всего не отличаются особой оригинальностью и, как несложно предположить, в целом укладываются в прокрустово ложе традиционной схемы противостояния основных околокремлевских группировок — «силовиков» и «либералов».
Если следовать данной логике, то тактическую победу одержали первые из них. Ведь Кремль покинул один из главных «либералов», или, как их еще называют, «гражданских» — Дмитрий Медведев. Его уход стал второй серьезной кадровой потерей этой группировки (первой стало назначение Дмитрия Козака полпредом в Южном Федеральном округе). Соответственно, объективно снизилась возможность «либералов» влиять на принятие важнейших политических решений.
Кроме того, можно говорить и о сокращении аппаратного веса «либеральной» группировки в целом, вслед за внешним понижением статуса одного из ее лидеров: должность руководителя Администрации Президента в любом случае выше, чем вице-премьера, пусть даже и первого. С другой стороны, г-н Медведев, переехав из Кремля в Белый Дом, переместился в сферу публичной политики, что необходимо для превращения в «полноценного» преемника действующего главы государства.
В этом смысле повышение статуса Сергея Иванова, также ставшего вице-премьером, носит не более чем компенсационный характер. Он давно уже является публичной фигурой. В отличие от Дмитрия Медведева, близкие которому люди занимают важные посты в госаппарате, Сергей Иванов не имеет пока собственной команды. И в то же время он уже давно рассматривается многими аналитиками в качестве одного из возможных кандидатов от партии власти на выборах 2008 года, что само по себе создает вокруг него негативное «информационное поле». (Известно, что едва ли не лучший способ испортить имидж любого политика или крупного чиновника — «произвести» его в «наследники» действующего президента). Поэтому нельзя исключить, что тактический успех «силовой группировки», лидерами которой традиционно считаются Игорь Сечин и Виктор Иванов, может в будущем превратиться в ее же «пиррову победу».
Впрочем, сейчас любые подобные выводы делать еще рано. А если придерживаться традиционной «логики противостояния», то правильнее было бы говорить о «ничьей» в очередном раунде борьбы двух «кремлевских группировок». На политическом Олимпе появилась компромиссная фигура Сергея Собянина, не связанная ни с одной из них. Таким образом, представляется возможным говорить о формировании нового «центра влияния» — вне зависимости от того, является ли новый глава АП самостоятельным «игроком» или действует в интересах определенной «третьей силы», которая проявит себя в публичном пространстве несколько позже. Возможно, это произойдет непосредственно перед выборами 2008 года, по итогам которых определится истинный победитель в борьбе основных внутриэлитных групп.
«ВЕЧНЫЙ ОТСТАВНИК»
Ноябрьские перестановки в исполнительной власти активизировали многочисленные попытки определить будущее Михаила Фрадкова. Хорошо известно, что с момента назначения на нынешнюю должность его называли временной, компромиссной фигурой (почти что как сейчас — Сергея Собянина), «техническим премьером», призванным обеспечить нормальное функционирование кабинета министров, пока окончательно не определится преемник. А в этом году слухи об отставке Михаила Фрадкова появлялись с завидной регулярностью, и, следует отметить, не на пустом месте.
Действительно, в «копилке» действующего премьера видимых минусов больше, чем плюсов. Главный из них — неудача административной реформы. Помимо этого, правительству не удалось пока безболезненно осуществить преобразования в социальной сфере (замену льгот денежными выплатами), справиться с инфляцией, «обуздать» розничные цены и, отчасти, тарифы на услуги естественных монополий. Неслучайно поэтому большинство россиян высказывают свое недовольство работой кабинета министров. По данным социологического опроса, проведенного в сентябре Аналитическим центром Юрия Левады, деятельность правительства считали эффективной лишь 31% респондентов, в то время как 66% придерживались противоположного мнения.
Тем не менее, допущенные «проколы» в работе, недовольство большей части населения и (что важнее в данном случае) многих высокопоставленных фигур в Администрации Президента не привели к заметному ослаблению позиций премьера и, в частности, его аппаратного веса. Это еще раз продемонстрировали недавние кадровые изменения в Белом Доме.
Полномочия двух новых вице-премьеров оказались заметно урезанными. Так, Дмитрий Медведев не получил в свое подчинение ни одного «рядового» члена правительства. А Сергею Иванову не удалось создать федеральное агентство по оборонной промышленности. Комиссия по военно-промышленным вопросам, которую Иванов мог возглавлять не только как вице-премьер, но и как министр обороны, отошла в ведение лично Михаила Фрадкова. Премьер возглавил и вновь созданную комиссию по развитию минерально-сырьевой базы и ТЭК, которая, по имеющимся сведениям, будет заниматься созданием новой «суперкорпорации» на базе «Газпрома».
Комиссию по взаимодействию федеральных и региональных органов власти руководитель кабинета министров также «забрал себе». Эта структура призвана заниматься реализацией «национальных проектов», куратором которых, как уже говорилось, стал Дмитрий Медведев. Одновременно были значительно расширены полномочия главы аппарата правительства Сергея Нарышкина.
Получается, что оба новых вице-премьера фактически оказались в положении британской королевы, которая «царствует, но не правит». Это можно считать аппаратной победой премьера, которая, впрочем, не стала поражением двух новых «вице». Дело в том, что в повестке дня Правительства значатся преобразования в системе муниципальной власти, реформы ЖКХ, образования и т.д., причем завершить всю эту работу необходимо до выборов 2008 года. Понятно, что проведение в жизнь этих и других жестких (и даже болезненных) мер отнюдь не прибавят популярности правительству и лично премьер-министру. (Возможно, именно в этом и заключается «секрет» устойчивого положения Михаила Фрадкова).
В то же время и Дмитрий Медведев, и Сергей Иванов, отчасти «обделенные» реальными прерогативами, смогут благодаря этому остаться несколько в стороне и тем самым избежать серьезного ущерба для собственного имиджа.
ПОСЛЕДНИЙ УДАР ПО СУВЕРЕНИТЕТУ?
Одновременно с назначением Дмитрия Медведева и Сергея Иванова вице-премьерами в Правительстве и Сергея Собянина — главной Администрации президента глава государства сменил своих полномочных представителей сразу в двух федеральных округах. В Приволжском вместо Сергея Кириенко, возглавившего Росатом, полпредом стал прокурор Александр Коновалов, а в Дальневосточном, вместо Константина Пуликовского — бывший мэр Казани Камиль Исхаков.
Эти перемещения никак не связаны с перестановками в Центре. Скорее всего, Владимир Путин свел воедино заранее планировавшиеся кадровые решения, касающиеся разных уровней власти. По мнению большинства наблюдателей, замена вполне справлявшихся со своими обязанностями полпредов Президента в Поволжье и на Дальнем Востоке объясняется необходимостью оказать давление на наиболее влиятельных лидеров национальных республик — Татарстана и Башкирии.
Назначение Камиля Исхакова на Дальний Восток позволило Центру «убрать» одного из наиболее вероятных преемников Минтимера Шаймиева. Подобная же схема уже была реализована в Москве, вице-мэр которой Валерий Шанцев был назначен губернатором Нижегородской области. Несложно заметить, что в обоих случаях несостоявшиеся «наследники» влиятельных региональных лидеров не были отправлены в политическое небытие, но заняли важные посты, более значимые, чем прежние. К тому же оба новых полпреда, можно сказать, «пришли на готовое»: и Сергей Кириенко, и Константин Пуликовский за минувшие годы смогли отладить работу своих аппаратов.
Таким образом, Федеральный Центр в своем стремлении лишить влиятельных региональных лидеров остатков «самостийности» воздерживается от «силовых» акций. И даже новый представитель Президента в Приволжском округе, прокурор, то есть «силовик», Александр Коновалов вряд ли предпримет в будущем какие-либо резкие шаги. И сможет решить поставленную перед ним задачу, то есть исключить малейшие намеки на суверенитет двух поволжских республик, сугубо аппаратными методами.
В то же время в контексте взаимоотношений Центра и субъектов Федерации назначение Сергея Собянина руководителем Администрации Президента можно рассматривать как «широкий жест» Москвы в сторону региональных лидеров. По сути дела, им в очередной раз дали понять, что Центр и впредь намерен рассматривать их в качестве важного кадрового резерва. Основным условием успешной федеральной карьеры для губернаторов становится уже не столько лояльность («фрондеров» как таковых осталось немного), сколько эффективность их работы. Так, экс-губернатор Тюменской области, а ныне руководитель АП прежде всего известен как эффективный политический менеджер.
НАЧАЛО «КОНЦА ЭПОХИ»
Можно предположить, что в скором будущем последует очередной «раунд» кадровых перестановок в высших эшелонах федеральной власти. Так, за назначением нового руководителя Администрации Президента, вероятно, последует смена одного из его заместителей (или же сразу обоих). Среди возможных кандидатов в отставники некоторые эксперты называют Игоря Сечина, считающегося одним из лидеров «силовой группировки» в кремлевской администрации. Правда, они же оговариваются, что конкретное будущее г-на Сечина будет зависеть от взаимоотношений между руководством «Газпрома» и «Роснефти»: если эти взаимоотношения и впредь останутся напряженными, то возможность его отставки заметно возрастет.
Но в любом случае, в соответствии с аппаратной логикой, одними лишь «верхушечными» перемещениями дело не ограничится. А значит, обе основные властные группировки в будущем имеют шансы как ослабить, так и усилить свои позиции. Нельзя исключить, например, активного противостояния между двумя новыми вице-премьерами, каждый из которых, напомним еще раз, рассматривается в качестве возможных преемников действующего президента. В этой борьбе, если она и вправду начнется, обе группировки могут — за оставшееся до выборов время — окончательно обескровить себя и в конечном счете сойти с политической сцены.
По мнению отдельных аналитиков, вероятность подобного развития события достаточно велика. Однако вовсе не по названной выше причине. Отказ Президента от ранее присущей ему клановой логики при проведении кадровой политики (об этом также говорилось выше) может рассматриваться как первый шаг на пути к постепенной трансформации сложившейся моноцентристской политической системы. Которая, в свою очередь, создавалась как временная, с целью демонтажа «ельцинской» политической конструкции, отличавшейся клановостью, нестабильностью и социальной безответственностью.
В то же время сама по себе моноцентристская политическая система отличается определенной слабостью существующих властных структур, безусловно замкнутых на своего лидера, то есть на главу государства. Отказ Президента баллотироваться на третий срок лишает сложившуюся систему своего «ядра» и одновременно предполагает заметное усиление политических институтов, ранее не имевших реальных прерогатив. Отмена прямых выборов губернаторов привела к возрастанию их ответственности перед Центром и одновременно снизила их зависимость от «электората». А следовательно, сделала их более самостоятельными и мобильными при проведении необходимых структурных реформ, в том числе и непопулярных в народе преобразований.
Одновременно возросла значимость ведущих политических партий страны. В настоящее время, как известно, глав регионов утверждают в должности законодательные собрания субъектов Федерации. А в будущем, скорее всего, победившие на парламентских выборах партии расширят свои полномочия при формировании кабинета министров.
Таким образом, налицо движение от моноцентризма в сторону усиления самостоятельности отдельных властных институтов. А ранее сложившиеся «неформальные» кланы постепенно теряют имеющиеся у них рычаги влияния и свободу маневра. В этом смысле последние кадровые перестановки в высших органах федеральной исполнительной власти, непосредственно коснувшиеся лидеров «традиционных» внутриэлитных группировок, можно рассматривать как один из этапов трансформации политической системы страны.

Василий АНДРЕЕВ

№ 11-12 2005 г.

ВРЕМЯ ЗИМНЕЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕЧНЫЕ
подробнее...

ФАЛЬСТАРТ ОПЕРАЦИИ "ПРЕЕМНИК"
 подробнее...

БОЛЬШОЙ ТЕАТР БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ
 подробнее...

ПОДЗЕМЕЛЬЯ АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА И ТРАГЕДИЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
 подробнее...

"ПРОСТОР" ГАРАНТИРУЕТ КАЧЕСТВО
  подробнее...

ХОТЕТЬ НЕДОСТАТОЧНО, НАДО ДЕЙСТВОВАТЬ
 подробнее...

ХОЛОД НА ВСЕ ВРЕМЕНА
подробнее...

ПОТЕНЦИАЛ НЕЗАВИСИМОСТИ
подробнее...

ПЕРХУШКОВО. ТАМ, ГДЕ ВОЗВРАЩАЮТ ЗДОРОВЬЕ
подробнее...

СМОТРЕТЬ НА МИР ЯСНЫМ ВЗОРОМ
подробнее...

ВЯЧЕСЛАВ ФЕТИСОВ. ЧЕСТЬ СЛУЖИТЬ СТРАНЕ
подробнее...

"КРАХ БАНКА": ЗАРИСОВКА С НАТУРЫ
подробнее...

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.