Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    говорит москва

ХЛОПОТНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВЛАДИМИРА МАЛЫШКОВА

Московский рынок товаров и услуг — одна из наиболее динамично развивающихся сфер городского хозяйства. На долю Москвы приходится 1/3 розничного товарооборота и около 40 процентов оптового оборота России. За годы реформ на потребительском рынке столицы проведена приватизация, обеспечены стабильность и бесперебойное снабжение населения необходимыми товарами и услугами, организовано обслуживание социально незащищенных горожан. «Мы не только смогли удержать столичный рынок, а сделали шаг далеко вперед», — уверен министр Правительства Москвы, руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир МАЛЫШКОВ, к которому редакция обратилась с просьбой ответить на ряд актуальных вопросов.

Владимир Иванович Малышков родился в 1941 году в городе Карабаново Владимирской области. Выпускник Института советской торговли. Прошел путь от заведующего производством до министра Правительства Москвы. Является первым вице-президентом Московской международной бизнес-ассоциации, президентом Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы, завкафедрой Академии им. Плеханова. Доктор экономических наук, профессор, автор более 120 научных трудов, Владимир Малышков был одним из инициаторов создания федерального закона «О государственном регулировании внутренней торговли». Великолепно поет, играет на нескольких музыкальных инструментах. Из спортивных занятий предпочитает теннис, гольф, горные лыжи.

— Владимир Иванович, потребительский рынок Москвы — крайне сложная и многогранная отрасль, которая сегодня превратилась в стабильную сферу городской экономики и которая, как известно, по ряду показателей приближается к европейскому уровню. Какие направления этой сферы сегодня являются предметом первоочередной заботы сотрудников Вашего Департамента?
— Я бы начал с того, что мы действительно вплотную приблизились к европейским показателям. Сейчас в Москве на одну тысячу жителей приходится 520 кв. метров торговых площадей, а в Европе — 650. При этом, по сравнению с 1995 годом, площадь, которую занимают предприятия потребительского рынка и услуг, выросла в 4 раза и в целом составила около 20 млн. кв. метров. Так что через 1,5-2 года мы с Европой сравняемся. Если 9 лет назад в городе насчитывалось более 16,5 тысяч предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, то на конец августа этого года их было уже около 40 тысяч.
Все это время розничная торговля развивались в тесной взаимосвязи со всеми городскими отраслями. В 2004 году объем розничного товарооборота превысил 1,4 трлн. рублей. По сравнению с 1995 годом этот показатель вырос в 11,3 раза. Динамичное развитие нашей сферы обеспечивает высокую долю налоговых поступлений. Сегодня система потребительского рынка и услуг дает городскому бюджету более 21% доходной части (больше чем промышленность, транспорт или строительство) и второй год сохраняет первенство по заполняемости бюджета.
Но и у нас есть «свои узкие места». Из основных сфер городского хозяйства, требующих постоянного внимания, я бы, пожалуй, выделил бытовое обслуживание населения. Темпы развития этого направления отстают от торговли и общественного питания и не удовлетворяют потребностям жителей города и его гостей.
— С чем это связано?
— Дело в том, что инвестиционная привлекательность сферы услуг невысока. Если в торговлю и общепит в прошлом году только иностранных инвестиций было привлечено более 10 миллиардов долларов, то в сферу услуг — 15 миллиардов рублей за пять лет. Основная причина — длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов.
Хотя, если сравнивать с другими российскими регионами, столица по объему бытовых услуг на одного жителя находится на первом месте в стране. В 2004 году этот показатель составил для Москвы 34,7 млрд. рублей.
— Цифра, вроде бы, невысокая...
— Тем не менее эта цифра в 2,7 раза превышает среднероссийский показатель. Ведь Москва оказывает пятую часть всего объема бытовых услуг Российской Федерации и около половины (!) всех услуг по химической чистке одежды и стирке белья. Московскую сферу услуг представляют более 7 тысяч предприятий, на которых трудятся более 70 тысяч человек. Более 80% из них относятся к малому бизнесу.
В 2004 году в городе было введено в строй 457 новых предприятий бытового обслуживания, 205 предприятий реконструировано и модернизировано — все за счет инвестиций предпринимателей. В то же время, как показывают социологические опросы, более 50% горожан считают, что в Москве недостаточно предприятий для жителей со средним достатком, не хватает ремонтных мастерских.
В Правительстве Москвы работают над этой проблемой. Предложена система мер, направленных, в частности, на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для привлечения инвестиций. Соответствующим постановлением Правительства Москвы Департаменту экономической политики и развития города поручена проработка вопросов по привлечению бюджетных кредитов для предприятий бытового обслуживания и компенсации процентной ставки по коммерческим кредитам за счет городского бюджета.
— Согласно тем же соцопросам, многие москвичи считают, что в городе не хватает не только дешевых предприятий бытового обслуживания, но и продуктовых магазинов, отпускающих товары по доступным ценам. Известно, что в связи с этим была разработана программа по созданию магазинов и предприятий «шаговой доступности». Как сегодня идет ее реализация?
— Да, такое постановление — «О мерах по развитию в Москве сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности на 2005-2007 годы» — было принято Правительством Москвы 7 декабря прошлого года.
Этим документом одобрены результаты работы Южного, Восточного, Юго-Западного и Центрального административных округов по созданию в них сети таких предприятий. В соответствии с постановлением проведен анализ существующей сети объектов потребительского рынка по районам города, выявлены проблемные зоны, в которых недостаточно магазинов, предприятий питания и бытового обслуживания. И уже на основе этого анализа на коллегиях префектур были разработаны и утверждены территориальные проекты развития сети подобных предприятий.
В результате, в развитие постановления, о котором я сказал выше, было разработано и 27 сентября 2005 года принято постановление № 737-ПП Правительства Москвы «Об утверждении территориальных схем открытия объектов потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности в городе Москве на период 2005-2007 годы». Сеть таких предприятий будет развиваться как недостающая, в дополнение к действующей сети.
— За счет чего?
— За счет нового строительства отдельно стоящих объектов; за счет открытия предприятий в нежилых помещениях первых этажей и подвальных помещениях, в пристройках к жилым домам; наконец, за счет размещения предприятий в помещениях, переведенных из жилых в нежилые.
— Сколько предприятий «шаговой доступности» планируется открыть в ближайшее время и кто будет инвестировать их создание?
— До конца 2007 года планируется открытие более 3-х тысяч таких предприятий на площади 1,2 млн. квадратных метров. Причем, наряду с традиционными предприятиями розничной торговли (магазины «Продукты», «Молоко», «Овощи-фрукты», булочные), общественного питания и бытовых услуг в этот проект войдут предприятия высокой технологии.
Что касается инвесторов, то их будут определять в префектурах административных округов на конкурсной основе. Надеюсь, работа по двум указанным постановлениям позволит реализовать стратегию Правительства Москвы, направленную на создание комфортных условий для горожан и на сдерживание роста цен в сфере потребительского рынка.
— Владимир Иванович, Вы упомянули о предприятиях высокой технологии. Что конкретно имеется в виду?
— Имеется в виду использование уникальных автоматизированных технологий, предложенных компанией ОАО «Новый Импульс-Центр» для открытия сети магазинов предварительных заказов под названием «Утконос». Они не нуждаются в большой площади: почти все товары хранятся на удаленном складе. Более низкие цены (на 10-20% ниже среднегородских) здесь удается держать за счет небольшого штата и экономии на аренде помещения.
На сегодняшний день в этот проект вложено более 100 миллионов долларов. 20 таких магазинов уже функционируют практически в каждом административном округе города. В соответствии с постановлением Правительства Москвы «О мерах по дальнейшей реализации программы развития сети магазинов заказов «Утконос» в городе Москве на 2005-2007 годы» в этом году планируется открыть еще 72 магазина, а до конца 2007 года их должно появиться уже более 400. Реализация этого проекта во многом позволит решить проблему обеспечения населения товарами повседневного спроса (ассортимент — более 100 тыс. наименований) непосредственно в местах проживания населения, в том числе «шаговой доступности».
— Одной из форм социальной поддержки льготных категорий населения является организация системы обслуживания с применением «Социальной карты москвича». Как она работает?
— Эта система строится на добровольном привлечении предприятий потребительского рынка и услуг к обслуживанию держателей социальной карты.
По состоянию на октябрь этого года, обслуживание с применением социальной карты осуществляют около 290 магазинов и 400 предприятий бытового обслуживания в рамках собственных дисконтных программ. К их числу относятся универсамы «СПАР», «Магнолия», «Мой магазин», «СОРТС», предприятия торговой сети «Остров», «Самохвал», прачечные-химчистки «Диана» и «Лисичка», предприятия по ремонту бытовой техники, например, такие как «А-Айсберг», и другие. В любом из этих предприятий держатели социальной карты могут приобрести товары или услуги со скидкой в размере от 3 до 15%. Обслуживание осуществляется исключительно за счет средств компаний без возмещения затрат из бюджета города.
Вообще социальная ориентация объектов торговли является одним из приоритетных направлений развития потребительского рынка. В соответствии с поручением Мэра Москвы в 2000 году создана и успешно функционирует сеть аккредитованных социальных магазинов, состоящая из 347 предприятий. Постановлением Правительства Москвы «Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов» закреплены единые требования к порядку отбора этих предприятий, получения ими аккредитации и их функционированию как социальных магазинов.
В преддверии празднования 60-летия Победы и учитывая, что численность инвалидов и участников Великой Отечественной войны по сравнению с началом работы аккредитованных предприятий уменьшилась, а предприятия в состоянии обслуживать прежнее количество прикрепленных лиц, нашим Департаментом было подготовлено и 15 марта 2005 года выпущено специальное постановление Правительства Москвы. Этим документом предусмотрено расширение лиц льготных категорий за счет тружеников тыла, бывших несовершеннолетних узников фашизма, участников обороны Москвы, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также ветеранов боевых действий. В результате проведенной работы в аккредитованных социальных магазинах в настоящее время обслуживается более 300 тысяч лиц льготных категорий.
— Как в этих магазинах регулируются цены?
— Аккредитованные социальные магазины относятся к той сфере торговой деятельности, где цены регулируются Правительством Москвы, то есть устанавливаются на 10-15% ниже среднегородских. Или же торговая надбавка на них не превышает 15%, а льготным категориям граждан предоставляется 10-процентная скидка на товары «потребительской корзины» (35 наименований). Надо сказать, что большинство магазинов выполняют взятые перед городом обязательства: в них ежедневно в течение всего рабочего дня ведется обслуживание льготных категорий граждан, нет ограничений по объемам и суммам покупок.
Кроме того, в целях поддержки пенсионеров и малоимущих граждан более 350 крупных торговых предприятий города осуществляют продажу товаров в утренние часы со скидкой 5-10%.
— Владимир Иванович, а что изменится для тех, кто занят в торговле и обслуживании, станет ли им легче работать? В частности, известно, что Ваш Департамент разрабатывает концепцию электронных паспортов для коммерческих структур и индивидуальных предпринимателей. В чем заключается необходимость этого документа? Какие преимущества получат в результате столичные предприниматели?
— В рамках городской комплексной программы «Карта москвича» ведется работа по внедрению различных локальных проектов, основанных на применении информационно-расчетных технологий и использовании пластиковых карт.
Подготовлены и основные положения по внедрению электронного паспорта предприятия. В последующем этот паспорт предлагается использовать в качестве инструмента для сокращения бюрократических барьеров при получении разрешений, регистрации, оформлении различных документов, на которые предприниматели сегодня тратят массу сил и времени. Более того: внедрение электронного паспорта упростит взаимодействие коммерческих предприятий с контрольными органами, предоставит дополнительный сервис по автоматизированному ведению бухгалтерского учета и формированию налоговой отчетности, облегчит сбор статистической информации и актуализацию баз данных в управленческих структурах.
В рамках реализации этого проекта на базе трех государственных унитарных предприятий проведена отработка электронного паспорта как инструмента предоставления отчетов по результатам финансово-экономической деятельности. А в настоящее время идет подготовительная работа по использованию электронного паспорта для внедрения информационно-аналитической системы учета предприятий потребительского рынка и услуг.
— В последнее время в прессе появилась информация, что в городе будет создана собственная торговая инспекция. С чем это связано?
— В прошлом году, в соответствии с указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», был образован Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей, которая заменила Госторгинспекцию. С созданием этой службы перечень защищаемых ею прав потребителей значительно расширился, но одновременно резко сократилась численность надзирающих работников. Если взглянуть, например, на результаты выборочных проверок, которые в этом году прошли на столичных рынках, можно ужаснуться: половина продаваемой там продукции является контрафактной. В частности, почти вся косметика известных брэндов на неофициальных прилавках представлена опасными для здоровья фальшивками. В этой связи нашим Департаментом прорабатывается вопрос об усилении контроля на потребительском рынке со стороны органов власти города, в том числе путем создания новой контролирующей структуры.
В целом я считаю, что эти меры сработают на защиту потребителей, а нашу отрасль сделают более прозрачной и доступной.

Михаил АСИН


№ 9-10 2005 г.

ОСЕННИЙ МАРШ
подробнее...

ПОЗАДИ МОСКВА
 подробнее...

НАКАНУНЕ 4 ДЕКАБРЯ
 подробнее...

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЮСУПОВСКОГО ДВОРЦА
 подробнее...

ДЕЖА-ВЮ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
  подробнее...

ПАМЯТНИК ГОГОЛЮ: "И ВИДНЫЙ МИРУ СМЕХ, И НЕВЕДОМЫЕ ЕМУ СЛЕЗЫ"
 подробнее...

ХЛОПОТНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВЛАДИМИРА МАЛЫШКОВА
подробнее...

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКОГО "РИТУАЛА"
подробнее...

"РАКУШКА" РАЗДОРА
подробнее...

ЖИЗНЬ НА ГРЕБНЕ РЕФОРМ
подробнее...

МИХАИЛ ПУГОВКИН: КОРОЛЬ КИНОКОМЕДИЙ
подробнее...

ПАМЯТИ ТОВАРИЩА
подробнее...

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.